Диптих
- м.
- Двустворчатый складень с живописным или рельефным изображением на каждой створке.
- Две картины, связанные единым замыслом.
Диптих
Диптих
диптих, диптиха, муж. (греч. diptychos - вдвое сложенный) (церк. и иск.). Двустворчатая икона, картина.
Диптих
(от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое),
Диптих
♦ (ENG diptych)
(лат. diptycha - двустворчатая дощечка)
пара складных глиняных или восковых дощечек, использовавшихся в период ранней церкви для записи имен умерших христиан, к-рых следовало поминать в молитвах. В широком смысле - список имен для молитв заступничества или благодарения.
Диптих
(греч. «дважды складываю»)
две соединенные между собой таблички из дерева, слоновой кости или драгоценных металлов, которые покрывались изнутри воском и употреблялись: 1) для различных записей. Были широко распространены в древнем Риме. В раннехристианской церковной практике использовались в качестве поминальников. Поминовение по диптихам считалось большой честью, и вносились в них люди безупречного образа жизни. Диптихи делились в древности на крещальные, диптихи живых (для записи принадлежащих к известной церкви), диптихи святых (или мартирологи) и диптихи умерших (куда вносились епископы, потом священники и светские люди). В настоящее время существуют диптихи двух видов: общие, или церковные (синодики), и частные (помянники). Первые ведутся в монастырях и церквах, вторые – в каждой православной семье; 2) как основа для написания икон. Из малого числа сохранившихся ранних икон значительная часть представляет собой части диптихов, триптихов. Эта традиция соединения икон в одну композицию проявит себя в частности на Руси в виде складней.
См. Складень.
Диптих
(δίπτυχον) — две деревянные, костяные или металлические продолговатые дощечки, соединенные одна с другой с помощью шнурка, тесьмы или шарнира и складывавшиеся вместе, наподобие книжного переплета. Снаружи они имели гладкую поверхность или же украшались резной работой, а с внутренней стороны, представляя также гладкое поле, обведенное по краю выпуклой полоской, покрывались слоем воска, на котором можно было писать, или, вернее, царапать, посредством стальной заостренной палочки (стиля). Д. играли у древних римлян и греков роль записных и памятных книжек. Иногда дощечки, с одного из своих узких краев, были снабжены маленькими рукоятками, чтобы удобнее было держать их в руке при писании. Термин "диптих" явился только во времена Константина Великого: перед тем подобные записные дощечки назывались у римлян tabulae, pugillares, codices и codicilli, а у греков — πίνακες θ δέλτοι. В тех случаях, когда записная книжка заключала в себе, сверх двух внешних створок, еще одну, две и более дощечек внутри, ее называли триптихом, тетраптихом и т. д. Особую категорию составляют так называемые "консульские Д." Они отличались от обычных более значительным размером (доходили иногда до 1¼ фут. в вышину) и делались всегда из слоновой кости. То были дорогие художественные произведения, которые новоизбранный консул дарил сенаторам, префектам провинций и другим важным лицам, подавшим за него свой голос. Вешние стороны консульских Д. украшались надписями, эмблемами и художественно исполненными изображениями самого консула, восседающего на курульском кресле, в роскошном одеянии, и держащего в одной руке скипетр, с бюстом императора на верхнем конце, а в другой — цирковую маппу (mappa circensis), — сверток ткани, которой консул давал сигнал для начала игр. Под фигурой консула, снабженной обозначением его имени, нередко изображались представления в цирке, бой гладиаторов и т. п. На внутренних поверхностях створок помещался список консулов, начиная с Л. Юния-Брута и кончая тем, по чьему заказу изготовлен Д. Консульские Д. вошли в употребление на Западе и на Востоке, по-видимому, не ранее III в. по Р. Х.; самый древний из них относится к 248 г., самый поздний — к 541 г. Доселе сохранились Д. 21 консула, в 30 экземплярах. Из них пять, происходящие из коллекции Базилевского, находятся в Имп. Эрмитаже (в Отделении Средн. Век. и эпохи Возрождения). Когда христианство в Римской империи восторжествовало над язычеством, новая религия приспособила консульские и другие Д. к своему употреблению. Одни из них стали служить переплетными досками евангелий и вообще священных книг, причем их обделывали в богатые золотые оклады, украшенные драгоценными каменьями и эмалью. Большинство древнейших Д. дошло до нас именно благодаря употреблению их в христианской церкви. Другие экземпляры заняли место на алтарях, в виде украшения и, вместе с тем, в значении таблиц, по которым священнодействующий мог читать богослужебные молитвы или поминать живых и умерших. С конца IV в. появились Д., изготовленные специально для церковных целей, с изображением уже не мирских сюжетов, а евангельских и ветхозаветных событий, ликов Христа, Богородицы, апостолов и т. п. Так как в поминальные списки вносились имена всех тех, кто выказал усердие и преданность религии — царей, патриархов, епископов, мучеников, исповедников, благотворителей и пр. — то подобные синодики делались, с течением времени, слишком длинны для того, чтобы умещаться на одном Д. Поэтому завелись Д. троякого рода: 1) епископские Д. (diptycha episcoporum), для поминовения местных архиереев; 2) Д. живых (d. vivorum), в кот. вписывались имена здравствующих государей, духовных сановников, жертвователей на пользу церкви и вообще всех достойных ее чад, и 3) Д. усопших (d. mortuorum), назначенные для записи скончавшихся поборников религии и благочестивых людей. Запись чьего-либо имени в Д. считалась для этого лица почетом; наоборот, получить отказ в такой записи или быть вычеркнутым из Д. — составляло позор, в некотором роде отлучение от церкви. В средние века употребление Д. в церквях сделалось всеобщим; они стали водиться и у частных людей, причем, однако, характер и назначение их постепенно изменялись. Священные изображения стали помещаться на внутренних сторонах досок, внешние же стороны оставлялись гладкими Это были уже не записные таблетки или переплетные оклады книг, а образа-складни, перед которыми благочестивые люди молились в своих домах, и которые крестоносец, пилигрим и самый бедный странник брали с собой в путь, как предметы религиозного поклонения. Памятники этого рода особенно размножаются с IX ст., после эпохи иконоборства. Можно предполагать, что именно гонение на священные изображения способствовало распространению таких небольших, легко передвижных и скрываемых образов. Наряду с Д. из слоновой кости вошли в большое употребление триптихи — трехстворчатые складни, — сделанные из того же материала, а равно и складные образы, вырезанные из дерева, литые из меди, изготовленные из благородных металлов и украшенные эмалью. В XIV столетии, вследствие редкости и дороговизны слоновой кости, получили преобладание складни деревянные, принимавшие порой значительные размеры и служившие, в таком случае, напрестольными иконами в церквях и капеллах; однако костяные и металлические Д. продолжали быть в ходу вплоть до XVI ст. и даже позже.
Ср. Fr. Gori, "Thesaurus veterum diptychorum consularium et ecclesiasticorum" (1759); "Catalogue of the Fejervari ivories in the Museum of F. Mayer" (Ливерп., 1856), F. Westwood, "A descriptive catalogue of the fictile ivories in the South-Kensington Museum" (Л., 1876); F. Labarte, "Histoire des arts industriels" (т. I); "Dictionnaire des antiquités grecques et romaines, publ. par Saglio" (т. V, статья G. Bloch'a: "Diptychon").
A. С-в.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.