Дионисий
(15 век)
художник-иконописец. Писал фрески в Московском Кремле, в Рождественском Пафнутьево-Боровском монастыре под Москвой, в Ферапонтовом монастыре неподалеку от Вологды.
Дионисий
(15 век)
художник-иконописец. Писал фрески в Московском Кремле, в Рождественском Пафнутьево-Боровском монастыре под Москвой, в Ферапонтовом монастыре неподалеку от Вологды.
Дионисий
Дион’исий (принадлежащий Дионису) (Деян.17:34) — Ареопагит, один из уверовавших во Христа после проповеди ·ап. Павла в ареопаге, ·возм., один из членов ареопага. По свидетельству Евсевия именно он стал впоследствии епископом в Афинах и в 96 ·г. мученически погиб.
Дионисий
в миру Хитров, Димитрий Васильевич
(1818-1896)
православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка, перевёл на якутский язык новозаветные и богослужебные книги.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 355)
Ч426.132якут.
Дионисий
ДИОНИСИЙ
(ок. 1440 - ок. 1550)
Русский иконописец был по характеру своей живописи близок тому духовному настрою, который господствовал в работах Андрея Рублева. Дионисий расписывал церкви и соборы Иосифо-Волоколамского, Ферапонтова и др. монастырей, Московского кремля, подмосковных обителей. Богословская направленность живописной эстетики Дионисия отвечает самым строгим критериям христианской духовности, что сообщает ей эталонный характер. Множество русских иконописцев и мастеров фресковой живописи следующих поколений учились на его работах, подражали их изысканным золотисто-зеленоватым цветовым решениям, возвышенной утонченности художественного языка. Так, выполненные Дионисием в Успенском соборе Кремля иконы де- исусного чина считаются образцовыми для московской школы древнерусской иконописи. А созданная им для располагавшегося там же в Кремле Вознесенского монастыря икона «Богоматерь Одигитрия» выступает живописным символом могущества будущего «Третьего Рима» - набиравшегося государственной и духовной мощи Московского царства. От образа Богоматери исходит эманация необоримой духовной силы, царственного величия и праздничной торжественности.
Дионисий
(около 1440 — после 1503), иконописец, живописец-монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в., автор полностью сохранившегося ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне на территории Вологодской области). По историческим свидетельствам, происходил из знатного рода; обучался, видимо, у мастера Митрофана. Как главный мастер, руководитель иконописной артели, для иконостаса Успенского собора Московского Кремля выполнил деисус, иконы праздничного чина и несколько икон пророческого чина (1481, не сохранились); с Дионисием и Митрофаном связывают также фрески старого Похвальского и Петропавловского приделов и фрагменты росписи жертвенника и алтарной преграды в Успенском соборе. Для Вознесенского монастыря Дионисий заново переписал обгоревшую греческую икону «Богоматерь Одигитрия» (1482, ГТГ). В 1480-х гг. выполнил житийные иконы митрополита Петра (Успенский собор) и митрополита Алексия (ГТГ), раскрывающие новую эстетическую концепцию московской иконописи; удлинённые и словно парящие фигуры, ритмически ровный, мягкий рисунок использованы в них как средство акцентирования духовного начала. Вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром и другими мастерами создал иконы и роспись соборной церкви Успения Иосифо-Волоколамского монастыря под Москвой (после 1485, не сохранились), росписи Спасской церкви Чигасова монастыря в Москве (конец 1480-х гг., не сохранились). С Дионисием связывают фрески Лужецкого монастыря, близ Можайска (не сохранились). В собрании Государственной Третьяковской галереи находятся две иконы Дионисия из Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря, близ Вологды — «Спас в силах» и «Распятие» (около 1500). Мастерская Дионисия во главе с его сыном Феодосием выполняла роспись Благовещенского собора Московского Кремля (1508).
Литература: Лазарев В.Н., Дионисий и его школа, в книге: История русского искусства, т. 3, М., 1955; Дионисий и искусство Москвы XV—XVI столетий. Каталог, Л., 1981.
Дионисий
(греч. Dionysios).
1. Д. Галикарнасский (ок. 60 - 5 до н.э.) - греческий историк и оратор. Переселившись из Галикарнаса в Рим, прожил там 22 года. Создал риторические произведения («Письмо к Аммею», «О соединении слов», «О древних ораторах» (Лисий, Исократ, Исей), «Об удивительной силе красноречия Демосфена», «О подражании», «Письмо к Гнею Помпею», «О Динархе», «О Фукидиде»). Его основной труд - «Римские древности» в 20 кн. (кн. I-IX сохранились полностью, X-XI - большей частью, все остальные - фрагментарно). Произведение охватывало события от мифических времен до 264 г. до н.э, т.е. до начала первой римско-карфаген. (Пунической) войны - момента, которым начинается история Полибия. По мнению Д., история должна доставлять пользу и удовольствие читателям, а большое количество добрых примеров полезно для законодателей, ораторов и всех, кто желает заниматься общественными делами (V, 75). Что касается его политических взглядов, то Д. предпочитал мудрую аристократию, умеренную демократию, свободу, себя ограничивающую, и власть, себя сдерживающую.
2. Д. Старший (ок. 430 - 367 до н.э.) - сиракузский тиран. Вел войны с Карфагеном за господство на Сицилии, в результате чего захватил значительную часть острова и превратил Сиракузы в торговый и культурный центр.
3. Д. Младший (367 - 344 до н.э.) - сын и преемник Д. Старшего, тиран Сиракуз в 367 - 357 и 346 - 344 гг.
Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Отрывки / Пер. Д.П. Кончаловского // Древний мир в памятниках его письменности: В 3 т. Т.3. М., 1922. С. 6-7, 15-19, 20-22, 50-51; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 156-167; Фролов Э.Д. Греческие тираны (IV в. до н.э.). Л., 1972; Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия (IV в. до н.э.). Л., 1979.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Дионисий
(Дионис и Денис)
Посвященный Дионису (римский вариант – Вакх), греч, божеству жизненных сил, природы, виноделия.
17 (4) января – священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский.
6 февраля (24 января) – преподобный Дионисий.
23 (10) марта – два мученика Дионисий.
28 (15) марта – два мученика Дионисий.
29 (16) марта – праведный Дионисий.
4 мая (21 апреля) – мученик Дионисий Пергийский.
19 (6) мая – мученик Дионисий.
25 (12) мая – преподобный Дионисий Радонежский (Рус.).
31 (18) мая – мученик Дионисий.
14 (1) июня – преподобный Дионисий, игумен Глушицкий (Рус.)Преподобный АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ, # 1452 г. => (Дионисий и Амфилохий Глушицкие).
16 (3) июня – мученик Дионисий.
8 июля (25 июня) – преподобный Дионисий Афонский.
9 июля (26 июня) – святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (Рус.).
17 (4) августа – мученик Дионисий, отрок Ефесский.
31 (18) августа – священномученик Дионисий.
10 сентября (28 августа) – преподобный Дионисий иеромонах, затворник Печерский (Рус.).
12 сентября (30 августа) – преподобный Дионисий Островский (Рус.).
18 (5) сентября – мученик Дионисий.
16 (3) октября – священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский и преподобный Дионисий иеромонах, затворник Печерский (Рус.).
18 (5) октября – священномученик Дионисий, епископ Александрийский.
28 (15) октября – святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (Рус.).
4 ноября (22 октября) – мученик Дионисий, отрок Ефесский.
14 (1) ноября – преподобномученик Дионисий Афонский.
2 декабря (19 ноября) – мученик Дионисий.
12 декабря (29 ноября) – священномученик Дионисий, епископ Коринфа.
30 (17) декабря – святитель Дионисий, архиепископ Егинский.
Дионисий
(ок. 1440 – после 1503)
иконописец, живописец-монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в., автор полностью сохранившегося ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне на территории Вологодской области). В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно много. Знатное происхождение, талант и высокие покровители – великий князь и высшие духовные особы – обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера.
Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца. В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). С тех пор он заслужил репутацию «мастера преизящного» и олицетворял московскую школу иконописи. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы.
Как главный мастер, руководитель иконописной артели, для иконостаса Успенского собора Московского Кремля выполнил деисус, иконы праздничного чина и несколько икон пророческого чина; с Дионисием и Митрофаном связывают также фрески старого Похвальского и Петропавловского приделов и фрагменты росписи жертвенника и алтарной преграды в Успенском соборе.
Для Вознесенского монастыря Дионисий заново переписал обгоревшую греческую икону «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.). Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие Ангелы создали общий величественный строй образа.
Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи – фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495- 1496 гг.). Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. Светлое, радостное настроение объединяет все фрески, прославляющие Деву Марию и ее заступничество за людей перед Господом. Чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и, главное, белого цвета, впервые в древнерусском искусстве получившего здесь самостоятельное звучание, великолепно гармонируют с эмоциональным строем образов.
Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Эти иконы раскрывают новую эстетическую концепцию московской иконописи: удлиненные и словно парящие фигуры, ритмически ровный, мягкий рисунок использованы в них как средство акцентирования духовного начала. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия – вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов. Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей. Работы «круга», или «школы», Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами. К числу их относятся и произведения сына знаменитого иконописца, Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.