Деспотизм
произвол; жестокое подавление прав, свобод, самостоятельности.
Деспотизм
произвол; жестокое подавление прав, свобод, самостоятельности.
Деспотизм
Syn: деспотия (кн.), тирания (кн.), тиранство (кн.)
Деспотизм
Деспотизм
Деспотизм
деспотизм, деспотизма, мн. нет, муж. (книж.). отвлеч. сущ. к деспотический.
ДЕСПОТИЗМ, а, м.
1. Самовластное правление. Монархический д.
2. Поведение деспота ( во 2 знач.). Д. самодура.
| прил. деспотический, ая, ое.
Деспотизм
Деспотизм
♦ Despotisme
Безграничная власть одного человека. Деспотизм может быть просвещенным и даже законным (этим он отличается от тирании), но при этом всегда остается несправедливым. Если бы деспот подчинялся закону, его власть утратила бы безграничность. Этим деспотизм отличается от монархии, при которой, как отмечает Монтескье, «управляет один человек, но посредством установления неизменных законов»; тогда как при деспотизме «все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица» («О духе законов», книга II, глава 1).
Деспот ставит себя выше законов (Руссо) либо не признает никаких иных законов, кроме своих собственных (Кант). Деспотизм – это абсолютная авторитарная монархия. Его основополагающим принципом служит не честь, как при конституционной монархии, и не добродетель, как при республике, а страх (там же, III, 9). Но это же определяет и предел деспотизма: он остается в силе лишь до тех пор, пока его боятся.
Деспотизм
(греч.) — как понятие государственного права — форма государственного устройства, при которой решающей силой является воля властителя, направленная к осуществлению его личных желаний, чуждая стремления к общему благу, и главное, не сдерживаемая законами, хотя бы изданными той же властью. Определение десп. формы государственного устройства дано Аристотелем под именем тирании (см.). По Аристотелю, тирания есть извращенная форма монархии (см.), причем для противоположения их Аристотель выдвигал момент психологический — стремление монарха к общему благу или к удовлетворению личных интересов и капризов; момент юридический (наличность принципа законности) отсутствовал. В настоящее время деспотическими являются самодержавные монархии Востока — Китай, Персия, Турция и другие. Для различения монархии самодержавной от монархии деспотической теперь выдвигается либо смешение законодательной, исполнительной и судебной властей в руках одних и тех же органов в деспотиях и их разделение в монархиях (Кант), либо принцип законности, господствующий в монархиях, которые, как гласит ст. 47 Основных законов Российской Империи, "управляются на твердых основаниях законов, учреждений и установлений, от самодержавной власти исходящих" (Градовский, Коркунов). Этот принцип законности, однако, ни в одной неограниченной монархии вполне не проводится и не может проводиться, ибо ни одна в мире власть не может добровольно ограничить себя своими собственными более ранними предписаниями, если только ими не созданы учреждения, ее фактически сдерживающие: это противоречит и принципу неограниченности, и естественным психологическим свойствам всякого человека. — Всего чаще Д. есть форма монархического государства, но деспотически при благоприятствующих тому условиях, т. е. при отсутствии необходимой сдержки, может себя вести всякая власть, даже республиканская; деспотически может себя вести один народ по отношению к покоренному или другому народу, или в пределах одного государства один класс по отношению к другому, или большинство по отношению к меньшинству. В этом случае Д. определяется и признаком аристотелевским, и признаком отсутствия законности, а всего более — признаком отрицания тех прав человеческой личности на свободу мысли, слова и т. д., которые признаются в данное время неотъемлемыми. — В психологическом смысле словом Д. определяется склонность ставить свою личную волю, свой произвол выше интересов и воли других людей. "Sic volo, sic iubeo, sit pro ratione voluntas", — такой ювеналовской формулой может быть охарактеризован Д., как психологическое явление.
В. В—в.
ДЕСПОТИЗМ
(от греч. despotes - повелитель) - формасамодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных; самовластие и тирания по отношению к окружающим.
Античный политический философ Аристотель, наряду с тремя правильными и тремя неправильными («отклоняющимися») формами политической организации, выделил седьмую форму-деспотизм, которая внешне напоминает уже известную форму - тиранию. Если тирания является одной из переходных форм политической организации, то деспотизм за пределами цивилизационного сообщества или варварского мира – перманентен (постоянен).
Представитель французского Просвещения Монтескье дополнил Аристотеля другим теоретическим выводом о природе деспотизма - его тотальной неэффективности. Американский политолог А.Янов, опираясь на фундаментальную работу К.Виттфогеля «Восточный деспотизм», а также на работы других авторов, формулирует ряд важнейших теоретических заключений:
1. Деспотизм основан на непосредственном бюрократическом управлении хозяйственным процессом или на тотальном распоряжении его результатами государством.
2. Отсутствие экономических ограничений ведет к более или менее перманентному хозяйственному застою.
3. Отсутствие того, что называется экономическим прогрессом, основанным на непрерывной модернизации хозяйственного процесса и на расширенном воспроизводстве, сочетается с отсутствием политической динамики.
4. Для того чтобы существовать тысячелетия в условиях экономической и политической неподвижности, деспотизм должен был выработать и особую социальную структуру, сведенную до двух полярных классов: "управляющих" и "управляемых".
5. Экономической неподвижности системы соответствуют неподвижность (иммобильность) управляемого класса. Равенство их перед лицом деспота постулируется.
6. Оборотной стороной этой абсолютной однородности и стабильности управляемого класса является абсолютная атомизация и нестабильность класса управляющих. Деспотизм не знает того, что можно назвать категорией «политическая смерть». Ошибка равнялась смерти физической.
7. Власть, отрицающая экономические ограничения, не может не отрицать ограничения идеологические.
8. Это объясняет также чудовищную стабильность деспотических систем, ибо исключает возникновение политической оппозиции (или реформистского потенциала системы).
9. Отсутствие социальных, экономических и идеологических ограничений ведет к невозможности для деспотических структур сопротивляться подчинению частным целям деспота.
10. Деспотизм оказывается мертвым политическим телом. Ему неизвестна политическая альтернатива, это закрытая система. Мир, который органически не способен сам из себя произвести политическую цивилизацию.
Естественно, многие исследователи отмечали «генетическое» родство социалистического общества с его классической системой централизованного распределения, с сильной, жесткой властью центра, огромным административно - бюрократическим аппаратом и т.д.
Нельзя утверждать, что социалистический вариант явился слепком или повторением его восточного (не в географическом смысле слова) предшественника, но принципиальная однотипность данных структур, подтверждается. Отличия есть и, в первую очередь, в искусственной заданности созданного общества.
Деспотии на Востоке сложились естественноисторическим образом, при этом частная собственность и рынок никогда не уничтожались, пусть в урезанном и подконтрольном властям виде, они существовали. Частная собственность и рынок обеспечивали как минимум простое воспроизводство и подобно кровеносной системе поддерживали жизнь в восточном обществе.
Тоталитарно ориентированное общество было лишено подобной кровеносной системы, и ему были навязаны искусственные способы поддержания жизни, связанные со сверхэксплуатацией природы и человека, насилием, страхом, постоянной идеологической обработкой и т.д.
Коновалов В.Н.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.