Дезами
(Dezamy) Теодор (1808 - 50), французский утопический коммунист. Главный труд - "Кодекс общности" (1842).
Дезами
(Dezamy) Теодор (1808 - 50), французский утопический коммунист. Главный труд - "Кодекс общности" (1842).
Дезами
(Théodore Dézamy) — французский писатель (1803-1850). Всю жизнь провел в бедности; в 1839 г. участвовал в тайном обществе "Времен года" (Des Saisons), поставившем себе задачей ниспровержение июльской монархии. С 1840 г., после неудачной попытки издавать собственный журнал, принимал деятельное участие в коммунистическом журнале "Le Populaire", пока не разошелся с его главным редактором, Кабэ. В 1848 г. Д. выставлял свою кандидатуру в национальное собрание, но потерпел неудачу. В своем главном сочинении "Code de la Communauté" (1842) Д. является сторонником чисто-материалистического коммунизма, опирающегося на изучение человеческого организма и его потребностей. В противоположность Кабэ он настаивает на эгоизме людей и думает, что именно себялюбие, а не любовь и преданность приведет к торжеству коммунистического идеала. Естественное неравенство людей, физическое и умственное, выдвигаемое обыкновенно как довод против коммунизма, Д. считает, наоборот, соображением за него, ибо в социальном искусственном уравнении он видит единственное средство восстановить справедливость, нарушенную природой. Желание исправить природу, восстановить справедливость сказалось, таким образом, и у Д., самого скептического из всех французских коммунистов 30-х и 40-х гг. По своим философским воззрениям Д. — последовательный материалист. Физические потребности человека должны быть удовлетворены прежде всяких других. Лучшим средством для этого является коммунистическая община. Нужно взять пример с улья, где всякая пчела трудится и всякая имеет такое количество пищи, какое ей нужно. В основу коммуны Д., очень напоминающей по своему устройству фаланстер Фурье (у которого Д. вообще много заимствовал), положен именно такой принцип: все ее обитатели трудятся и за то пользуются продуктами труда в пределах своих потребностей. Никто не распределяет одежды и пищи; все берут их сами из общих складов, точно так же, как всякий сам избирает себе жилище и тот род работы, который ему больше нравится. Никаких принуждений в общине не существует; импульс к труду должны дать: 1) образование, которое выясняет значение труда для всех и каждого; 2) разнообразие работ; 3) непродолжительность труда (maximum 5-6 час. в день); 4) чистота и удобство мастерских; 5) совершенство самого производства (хороший материал и усовершенствованные машины); 6) привлекательность трудового общения с другими; 7) боязнь осуждения со стороны общего мнения; 8) стремление к равенству и братству, которое станет сильным под влиянием эгалитарных условий жизни. Все работают вместе, обедают за общим столом; привилегий и преимуществ никаких нет; только дети и старики избавлены от работы. Уничтожению в общине подлежат игорные и публичные дома, трактиры, балаганы, фабрики всякого оружия, все замки и запоры (воровство исчезнет, когда все потребности будут удовлетворены), храмы и церкви, а с ними вместе и все духовное сословие; докторов тоже не будет, потому что медицину станут изучать все; полиция и войско окажутся ненужными, налоги — также, ввиду простоты управления. Замкнутый брак сменится свободной любовью, хотя собственно "коммунизма жен" Д. не допускает; самое выражение это он считает оскорбительным для женщин, которым находит нужным дать равноправность с мужчинами. Обучение детей производится без принуждения; оно должно быть привлекательным для учащихся. Устройство общин с населением приблизительно в 10 тыс. чел. должно, по мнению Д., искоренить бедность и повлиять не только на организм человека, который от того усовершенствуется, но и на климат, который станет мягче и ровнее. В противоположность Кабэ Д. требовал немедленного переворота, насильственной экспроприации частной собственности. В этом отношении он унаследовал традиции Бабефа (см.). Др. сочин. Д., написанные по разным случайным поводам и отличающиеся по большей части полемическим характером: "Question proposée par l'Académie des Sciences morales et politiques: Les nations avancent plus en connaissances, en lumières qu'en morale pratique; rechercher la cause de cette différence et indiquer le remède" (1889); "Conséquences d'embastillement et de la paix à tout prix" (1840; брошюра, направленная против проекта Тьера окружить Париж укреплениями для защиты от неприятеля); "L'Egalitaire, Journal de l'organisation sociale" (1840 г. — вышло 2 №№); "Patriotes, lisez et rougissez de honte" (1840 — о восточном вопросе, в сотрудничестве с Кабэ); "М. Lamennais réfuté par lui même" (1841); "Calomnies et politique de M. Cabet" (1842); "Le Jésuitisme vaincu par le socialisme" (1845); "Organisation de la liberté et du bienêtre universel" (1846).
Сведения о Д., впрочем неполные и неточные, можно найти у Грюна ("Die Sociale Bewegung in Frankreich"), Лоренца Штейна ("Socialismus u. Commumsmus des heutigen Frankreich") и Щеглова ("История социальных систем", т. II).
Н. Воодвозов.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.