Гуцков
(Gutzkow) Карл (1811 - 78), немецкий писатель и публицист, глава литературного течения "Молодая Германия". Романы ("Валли сомневающаяся", 1835), драмы ("Уриель Акоста", 1847).
Гуцков
(Gutzkow) Карл (1811 - 78), немецкий писатель и публицист, глава литературного течения "Молодая Германия". Романы ("Валли сомневающаяся", 1835), драмы ("Уриель Акоста", 1847).
Гуцков
(Карл Gutzkow) — немецкий писатель; род. в 1811 г.; слушал лекции в Берлинском университете по филологическому и богословскому факультетам, а затем в Гейдельбергском — на юридическом. Источник этих перемен, по его автобиографии, заключался не в какой-либо "внутренней неустойчивости, но в цели, к которой я стремился с раннего детства: совершенствуйся, сколько тебе позволят силы!..." Рядом шло в будущем писателе развитие скептицизма, внутреннего разлада и других характеристических настроений того времени — и как раз в этот период жизни застала Г. июльская революция 1830 г. Он сразу кинулся в водоворот, избрав поприще воинствующего журналиста, а с 1832 г. начал идеи свои облекать и в повествовательную форму, плодом чего явились "Письма дурака к дурочке" и нечто вроде романа, "Мага-Гуру, история бога" — сочинение, которое могло выйти из-под пера только того писателя, "в чьей груди Гегелевская философия вскормила врожденный ему тревожный скептицизм и пробудила многие размышления об истине и сущности христианства". Умственное и нравственное брожение, происходившее в душе Г. и делавшее его одним из типичнейших представителей всей этой эпохи, нашло себе главное выражение в романе "Валли, сомневающаяся" (Wally, die Zweiflerin), героиню которого, Валли, сам автор впоследствии характеризовал. как "Жорж-Зандовскую Лелию в немецком платье". В романе крайне причудливо, сбивчиво, смутно соединились вопросы религиозные и психологические, культ физической красоты, т. наз. "эмансипация плоти", — одним словом все то, что входило в программу "Молодой Германии". "Валли" послужила для Менцеля первым крупным поводом к его доносам на "Молодую Германию", вызвавшим преследование ее немецкими правительствами. Собственно Гуцков поплатился конфискациею сочинений и трехмесячным тюремным заключением, во время которого он написал наделавшую много шума статью "К философии истории". Освобождение из тюрьмы и оправдание по суду не избавило его, однако, от придирок и преследований цензуры, дошедших наконец до того, что он должен был совсем отказаться от деятельности публициста, выражавшейся в это время изданием журнала "Telegraph für Deutschland". Сочинение свое "Современники, их тенденции, их судьбы, их великие характеры" Г. , чтобы оградить себя от преследований полиции, выпустил в первый раз под псевдонимом Бульвера (в последующем издании оно появилось с его настоящим именем и под заглавием "Säcularbilder). С 1839 г. Г. посвятил себя почти исключительно беллетристике в двух формах — драматической поэзии и романа, постепенно проявляя все больше и больше законченности, обдуманности, объективного спокойствия. Неустанную и разнообразную деятельность Г. за этот второй и последний период по временам прерывали неблагоприятные и несчастные обстоятельства его жизни, между которыми главное место занимало болезненное в нравственном и физическом отношении состояние, имевшее источник и в вечном внутреннем разладе писателя, и в недовольстве окружающим порядком, и в сильном переутомлении. Под влиянием всего этого он постоянно переезжал с места на место, не находя себе нигде внутреннего успокоения. В 1865 г. в припадке меланхолии он сделал попытку самоубийства; несколько времени после этого провел в доме умалишенных и хотя, выйдя оттуда вылечившимся от острого душевного расстройства, продолжал работать, но окончательно оправиться не мог и в 1878 г., 16 нояб., † во Франкфурте-на-Майне трагической смертью: задохся во время пожара. Главн. соч. Г.: А) драматические: "Ричард Севедж", драма, своим социальным характером открывшая новый отдел в немецкой литературе; исторические драмы и комедии "Паткуль", "Пугачев", "Филипп и Перец", "Коса и Шпага" (Zopf und Schwert); трагедия "Уриель Акоста", которую сам автор характеризовал как "род барометра социально-политического положения дел в Германии"; она стоит выше всех драматических произведений Гуцкова по художественно воспроизведенной основной идее и принадлежит вообще к самым выдающимся произведениям европейской поэзии. Б) Романы: "Базедов и его сыновья", где в изображении недостатков мира педагогического, богословского, военного и т. п. обнаружился с замечательною яркостью сатирический талант автора; "Римский волшебник", изображающий мир католицизма во всех его проявлениях и пагубное влияние его на Германию; "Рыцари Духа" — большая культурно-историческая картина животрепещущей современности (эпоха 1849 г. и уничтожение всего революционного движения в Германии), охватывающая с большою глубиной и меткостью самые разнообразные слои общества и затрагивающая очень важные социальные вопросы; "Сыновья Песталоцци" — педагогический роман в таком же роде, как и "Базедов"; исторический роман "Гогеншвангау", где время действия — эпоха реформации, и др. В) Произведения публицистического, философского и т. п. характера: "Жизнь Бёрне"; "Парижские письма"; "Гёте на поворотной точке двух столетий"; автобиографические записки под заглавием: "Взгляд на мое прожитое", доведенные только до 1849 г., и др.
По силе и разносторонности дарования Г. должен быть несомненно признан одним из самых крупных представителей новой школы в немецкой литературе. С необыкновенною силою воспринял он идеи времени и дал им разнообразное и самое талантливое выражение. Новые эстетические теории, в кот. на первом плане стояло восстановление единства между искусством и жизнью, протест против всякого бегства из действительной жизни настоящего в мечтательный мир фантазии или воскрешаемые средние века — протест вообще против современной жизни, как лишенной всякой красоты и поэзии, окаменевшей в мертвой, бесплодной учености — все это нашло себе выдающееся место в произведениях Г., причем он оставался, однако, всегда не столько художником-поэтом, сколько мыслителем. Такое направление сохранил он до самого конца своей деятельности, с различными видоизменениями в частностях, но не выходя в общем из-под влияния "рационалистического сарказма, разлагающего критицизма" и не переставая употреблять это оружие таким образом, что современная эпоха с ее темными сторонами отражалась в его произведениях, как в зеркале. Историко-литературное значение Г. заключается еще в том, что он сообщил немецкой драме и немецкому роману новое направление. В первой он уничтожил ту китайскую стену, которая отделяла ее до тех пор от всяких жизненных интересов благодаря преобладанию жалкой "коцебятины", нелепой "трагедии судьбы" и т. п.; роман был выведен им на тот культурный, социальный, отчасти психологический путь, по которому пошли потом такие писатели, как Фрейтаг, Шпильгаген и др. О деятельности и значении Г. особенно подробно в "Deutsche Nationalliteratur des XIX Jahrhund." Готтшаля. На русский яз. переведены трагедия "Уриель Акоста" (перев. П. Вейнберга") и несколько томов романа "Рыцари Духа" (большая часть в перев. П. Вейнберга).
П. Вейнберг.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.