Грамота
Syn: хартия
Грамота
Syn: хартия
Грамота
гр’амота (грамотность) — см. ученость.
Грамота
Филькина грамота (ирон.) - невежественный, безграмотно составленный документ.
► Царский манифест оказался просто филькиной грамотой.
Грамота
Грамота
(др.-греч. γραμματα чтение и письмо)
1) Умение читать и писать;
2) письменный акт в России X-нач.XXв., свидетельство на пожалование лицу прав, владений, наград, отличий;
3) старое народное название всякого документа, письма;
4) официальный письменный акт, удостоверяющий правовые и др. отношения;
5) документ, выдаваемый в награду за успехи;
6) "филькина" Г. – безграмотный, не имеющий юридической силы документ;
7) китайская Г. – непонятный язык, документ, незнакомое дело.
Грамота
грамота, грамоты, жен. (греч. мн. grammata - письмо, книга, письменность).
1. только ед. Уменье читать и писать. Учиться грамоте и счету. «Грамота давалась мне легко.» М.Горький.
| Элементарные сведения по какому-нибудь предмету, области знания. Политическая грамота.
2. Официальный документ (ист. и офиц.). Судная грамота. Купчая грамота. Охранная грамота.
• Верительная грамота (дипл.) - документ о полномочиях посла, вручаемый им представителю правительства той страны, куда он послан. Жалованная грамота - см. жалованный. Филькина грамота (ирон.) - невежественный, безграмотно составленный документ.
Грамота
(от греч. grammata - чтение и письмо),
ГРАМОТА, ы, ж.
1. Умение читать и писать. Выучиться грамоте.
2. Официальный документ. Верительная г. Охранная г. Патентная г. Похвальная г.
3. В старину: документ, письмо. Собрание Новгородских грамот. Берестяные грамоты (древнерусские грамоты и деловые записки на бересте). Г. на бересте.
• Филькина грамота (прост. презр.) недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.
Китайская грамота (разг.) о чёмн. совершенно непонятном.
| унич. грамотёшка, и, ж. (к 1 знач.; прост.). Грамотёшки не хватает у когон. (недостаточно грамотен).
Грамота
— греческое слово, означающее письмо, письменный документ. К нам оно перешло во времена самых первых наших сношений с Грецией и до XV в. было исключительным термином для обозначения всякого рода письменных документов. Только в XV и XVI вв. появляются в значении письменных актов, и то смешанно с "грамотою", названия: крепость, запись и память. Г. назывались княжеские и царские указы и повеления, письма, акты судебные, завещания, всевозможные сделки по имуществам и личным обязательствам и т. д. (письма чаще назывались, особенно в XVII в., "грамотками", "грамотицами"). Широко было распространение "грамот" и в XVIII в. В настоящее время "грамотой" называется только акт, данный от государя или правительства на чин, на княжеское, графское и баронское достоинства, на звание потомственного почетного гражданина и т. п. Г. относились ко всем сторонам древнерусского быта; содержание их до некоторой степени определяется прилагательными, присоединенными к ним, как-то: жалованные, купчие, меновные и т. д. Первою Г. на Руси считается упоминаемая у Нестора Г. Владимира св., данная им церкви св. Богородицы на десятину (Лаврент. сп. под 6504 г.). Первая подлинная, дошедшая до нас Г. — "жалованная" Г. Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю на землю, с припискою его сына Всеволода, 1128-1132 г. Все Г. могут быть разделены на правительственные, частные и занимающие середину между теми и другими. К первым принадлежат Г. жалованные, указные и судные. Общая черта их та, что в них непременно участвует правительственная власть, начиная с великих и удельных князей, от которых исходят льготы, указы и судебные решения, и кончая княжескими чинами, творящими суд и расправу по княжу слову или по Г. К частным Г. относятся раздельные, мировые, меновные, купчии, душевные и др. К категории Г., колеблющихся между частными и правительственными, принадлежат отводные, разводные, данные, докладные и др. Одни из них совершаются правительственными чиновниками, по приказам высшей власти и собственному ее почину, или по просьбе заинтересованных лиц; другие имеют характер частных сделок, с участием правительственных судей.
Древнейшие Г. писались на пергаменте, в длину и ширину, затем складывались или свертывались в свиток; иногда писались в на досках, лубе и бересте. С распространением бумаги (XV в.) и скорописи писали на отдельных листах или в столбах, которые склеивались сзади. Такой длинный ряд склеенных листов сворачивался в трубку и отдавался на хранение — это были свитки-столбцы, сохранившие свою форму вплоть до XVIII в. Но уже в XV и XVI вв. стали писать в тетрадях и заводить для производства книги, в которые и вносились все документы и которые велись обыкновенно в приказах. Для рассылаемых Г. и для черновых господствовала система свитков. Пергаментные грамоты были в ходу в XII-XIII вв. и в первой половине XIV века. Встречались они и позже, но как исключение. Древнейшие Г., писанные на тряпичной бумаге: новгородская купчая 1359 г. и жалованная вел. кн. Дмитрия Ивановича новоторжцу Евсевку, 1362-1374 г. До XV в. письмо Г. — полууставное, а с конца XV в. — скорописное. Древнейшие Г. — без подписи имен; в жалованных Г. XV в. впервые встречаются пометы княжеского титула и имени, но он вплоть до ХVII в. были не собственноручные, а писанные дьяками. Димитрий Самозванец первый оставил автограф своих писем и подписей. Петр Вел. первый стал подписывать сам все акты, исходящие от верховной власти. Важнейшие государственные акты, как-то: Г. соборные, поручные и др., подписывались присутствовавшими или по причине их неграмотности другими лицами. В древнейших Г. вместо рукоприкладства служили кресты и печати, а в позднейших, особенно в вкладных и духовных, их заменяли припискою имен свидетелей или духовных лиц, бывших при этом, или лиц, писавших акты. Изредка встречаются собственноручные подписи и на древнейших актах, напр., в духовной Варлаама Хутынского. Печати были металлические (свинцовые, серебряные и др.) и восковые (желтые, красные, черные). Прикладывались они иногда в большом количестве, как, напр., в некоторых новгородских Г., но большею частью по одной; иногда они приклеивались. Употребление хронологических дат установилось не сразу. В древнейших Г. время не обозначалось, а только лица и обстоятельства, при которых совершался акт. Раньше всего встречаются хронологические даты в Г., касающихся сношений с ганзейскими городами (XIII в.), и в актах Литовской Руси, причем даты — от Р. X. В Московской Руси вообще хронологические даты входят только с XIV в. и от сотворения мира. Счет от сотворения мира в Г. прекращается только при Петре Вел. Иногда на Г. XV и XVI вв. встречаются пометы месяца и числа, с 30-х гг. XVII в. такие пометы стали общими и обязательными. Для удостоверения и сохранения на будущее время некоторые Г. записывались в книги правительственных лиц и учреждений. Из псковской судной грамоты видно, что для полной достоверности некоторых из актов требовалось положить список в Троицком соборе.
Общая форма всех древних актов одинакова. Совершитель акта выводится в них говорящим в первом лице, и потому начинаются Г. так: "Се яз такой-то"... Затем идет изъявление им своей воли со всеми подробностями и условиями, а в конце означаются свидетели ("а на то послуси такие-то"), писавший грамоту и время написания. Об отступлении от этой формы см. ниже, Г. купчие.
В Литовской Руси Г. писались во весь лист поперек, на листах, перегнутых пополам и потом сшитых, отчего и Г. здесь наз. листами. В форме изложения они значительно отличаются от московских (во вступительной части, в титуле, подписях и печатях; латинская подпись короля появляется очень рано). Почти все княжеские Г., касавшиеся внутренних дел Литовского княжества, до конца XV в. писались на русск. яз.
Изданы Г. в следующих главнейших сборниках и описаниях: Новикова, "Древняя Росс. Вивлиофика" (СПб. 1773-75, отд. изд. 1788-91); "Собрание госуд. грамот и договоров" (М. 1813-28); Берха, "Древние госуд. грамоты, собр, в Пермской губ." (СПб. 1821); "Акты археографич. экспедиции" (СПб. 1836); "Акты юридические" (СПб. 1938); "Акты исторические" (СПб. 1841-42); "Дополнение к актам историч." (СПб. 1846-69); "Акты, относящиеся к истории Зап. России" (СПб. 1846-53); "Акты, отн. до юридич. быта России" (СПб. 1857-84); "Акты, относ. к ист. Юго-Зап. России" (СПб. 1861-89); "Памятники, изд. киевскою археогр. ком." (К. 1845-59); "Архив Юго-Зап. России" (К. 1859-1888); "Акты, изд. виленскою арх. ком." (В. 1868-88 г.). Кроме того, много Г. издано в разных повременных исторических и историко-юридических изданиях, в отдельных изданиях "Материалов", относящихся к той или другой местности или губернии, в описаниях библиотек, монастырей и др. Едва ли не столько же хранится еще неизданных Г. в разных архивах, монастырских ризницах и т. п.
Научная обработка Г. еще довольно незначительна и несовершенна. См. митроп. Евгений, "Замечания об уставных и губных грам.". ("В. Евр." 1813 г., № 21); Васильев, "Историческое обозр. актов и суд. бумаг в России" (в "Трудах М. О. И. и Др.", 1830 г.); Саларев, "Описание разного рода росс. грамот" ("В. Е." 1819 г., 4); Ерлыков, "Сличенный список губных грамот" (в "Чтен. "М. О. И. и Др.", 1846 г., кн. 2); Киндинов, "Опыт ученой обработки купчих гр." (Каз. 1855 г.); Чичерин, "Опыты по истории русс. права" (М. 1858 г.); Неволин, "Собр. Соч." (т. 4 и 6); Горбунов, "Льготные грамоты" (в "Архиве ист. и юрид. свед." Калачева, кн. 1 и 5, 1860-61 г.); Высоцкий, "Уставные, судные и губные грам." (1860 г.), Загоскин, "Уставные гр. XIV-XVI вв." (К. 1875 г.); Мейчик, "Грамоты XIV — XV вв., хран. в москов. архиве мин. юст." (М. 1883).
В. Р.
Важнейшие грамоты:
Г. бессудные — см. Бессудная правая грамота
Г. благословленные — см. Благословенные или благословительные грамоты. Благосл. Г. называлась и та, которую новопоставленный священник или диакон перед отправлением в приход получал от архиерея.
Г. благословленные епитрахильные и орарные получали от архиереев вдовые священники и диаконы, если они обещались хранить чистоту и стоять на клиросе. В них предписывались правила самой строгой жизни и допускалось держать только у себя дома епитрахили и орарь, причащаться в них в алтаре, но не служить.
Г. взметные, иначе — разметные или складные, вошедшие в употребление около XV в., посылались при объявлении войны. Они указывали причину разрыва и оканчивались обыкновенно словами: "взяв себе Господа в помощь, иду на тебя и хочу стоять, как будет Богу угодно, а крестное целование с себя слагаю".
В. Р.
Г. вотчинные жалованные — документы на право владения вотчиной с изложением условий этого владения. Сначала не было одного раз навсегда установленного образца жалованной Г.; объем прав, предоставлявшихся в это время вотчинникам жалованными Г., зависел всякий раз от личного усмотрения государя. Только с 7127 (1618) г. образец жалованной Г. утверждался особым указом, так что никаких изменений в ней не могло быть делаемо до тех пор, пока новый указ не изменял образца, равно обязательного для всех служилых людей. Таких образцов в XVII в. было три. Древнейшим видом являются жалованные Г. прямо на вотчины (хотя бы и без употребления последнего термина). В XVII веке жалованные грамоты обыкновенно давались на вотчины из поместья. Существенными указаниями являлись здесь: а) причина пожалования; б) объем прав, предоставлявшихся вотчиннику, и с) количество земли и угодий, жаловавшихся в вотчину. Жалованных Г. напечатано довольно много, но масса их еще отыскивается в столбцах Поместного приказа, издание которых предпринято Академией Наук. Литературу предмета, образцы Г. и указы см. в книге В. Н. Сторожева: "Указная книга поместного приказа". (М. 1889).
В. Ст.
Г. губные — см. Губной староста.
Г. данные — дарственные записи, обнимающие как простое дарение, так и вид его — пожертвование. Если имущество отдавалось жертвователем по душе, что в древности называлось вкладом, то и самая грамота назывались вкладною; по своему содержанию она ничем не отличалась от обыкновенных данных (древнейшая вкладная — преп. Варлаама Хутынскому монастырю, конца XII в.). Права, предоставляемые дарителями или жертвователями частным лицам и монастырям, выражаются в них, как и в купчих, словами: "дал такому-то то село и т. д." или с прибавлением: "ввек, впрок без выкупа".
В. Р.
Г. договорные. В XIV и XV веках такими грамотами юридически определялись отношения великих и удельных князей между собою. Практическое значение их было ничтожно, и они всецело могут быть рассматриваемы, как исторический анахронизм; зато научное их значение чрезвычайно высоко, так как в них можно наметить отголоски глубокой старины и встретить множество данных, касающихся и не междукняжеских отношений. Договорные Г. собраны в издании Н. П. Румянцева — "Собрание госуд. Г. и договоров". См. В. Н. Чичерина, "Духовные и договорные Г. вел. удельных князей" (в "Опытах по истории рус. права"), и Дебольского, "Древнерусские междукняжеские отношения по договорам" (в IV т. "Исторического Обозрения").
В. Ст.
Г. докончательные — см. Договорная Г.
Г. духовные или душевные. Так назывались в древнерусском быту духовные завещания, содержавшие в себе не столько распоряжения завещающего по имуществу, сколько изложения его душевных желаний, отчего и получили название "душевных". До нас сохранилось довольно много таких Г., принадлежащих князьям и частным лицам. В первых (по преим. великокняжеских) заключаются распоряжения по имуществу и определения семейных отношений между наследниками. Во вторых после распоряжений по имуществу, распределяемому между наследниками, встречаются приказания отделить известную часть имущества в пользу церквей и монастырей и отпустить на свободу холопов, иногда с придачею им "сельца-купли" и др. (См. Завещания). Древнейшею душевною Г. считается Г. Владимира Васильевича 1288 г. Как исторический материал, Д. Г. важны для изучения междукняжеских отношений и для знакомства с княжеским бытом и со взглядами и понятиями древнерусского общества.
Г. жалованные — см. Жалованные грамоты.
Г. земские — уставные земские Г. Литовского государства, предоставляющие привилегии известной части государства (ср. Владимирский-Буданов, "Хрестоматия по ист. русского права", вып. II).
Г. кабальные — письменное обязательство, как личное, так и по имуществу. Они происходили или вследствие займа, основанного на личном доверии, или займа, обеспеченного залогом или закладом имущества, или, наконец вследствие личного найма, срочного или бессрочного, и поэтому назывались — заемными, закладными и служилыми. Кроме того, всякое законное, судебною формою совершенное укрепление кого-либо за собою для домашней ли прислуги или вообще для работы, всякое обращение кого-либо в дворового человека — называлось кабальною Г.
Г. купчие, называемые также "купчими записями" или просто "купчими", начинаются объявлением совершающих акт, что такой-то (в первом лице) купил у такого-то, а с половины XVI в. — что такой-то продал такому-то; затем следовало перечисление проданного имущества, означение границы земельных угодий, определение цены имущества и, наконец, изложение условий и обязательств, принятых контрагентами. Затем прописывалось: "а на то послуси", или "а на то люди...", или "а у сей купчей сидели в мужех,.." — и следовал перечень имен свидетелей. За именами свидетелей — имя лица, писавшего Г., место написания ее и время (с начала XVI в.). Ни в каком отделе грамот формальные особенности Новгородского края не выразились так полно, как в купчих, относящихся к Николо-Чухченемскому монастырю. Первая особенность — употребление третьего лица вместо первого; вторая, более важная — заключительные выражения: "а у печати стоял и землю завел такой-то", т. е. продавец или его доверитель, которые указывают: 1) на большее распространение в новгородской земле письменной формы сделок, чем в центральной России, и 2) на публичный характер этих актов. По способу совершения, купчие домашние, совершавшиеся на дому различаются на подписные и докладные: первые — с свидетельством или подписью правительственной власти о действительности акта, вторые — писанные по докладу или с доклада, с согласия частных лиц, имеющих на отчуждаемое имущество какие-либо особые права. По предметам купчие делятся на собственно купчие и купчие посильные [Посилы — тяглый жеребий, от величины которого зависит размер лежащих на нем податей и повинностей, он является показателем хозяйственной и податной силы плательщиков.] или купчие отступные. Первые имеют своим предметом вотчины или вообще имущества, принадлежащие продавцу в собственность; вторые суть купчие на черные земли тяглых людей и большею частью только на право пользования ими.
Г. льготные, предоставляющие частным лицам, монастырям или общинам льготы в платеже податей или в отправлении натуральных повинностей. Они выдавались с красной печатью и за плату в пользу печатника от печати и в пользу дьяка от подписи.
Г. межевые, называемые также списками и памятями, разделяются на собственно межевые, отводные и разъезжие или разводные. Последствия указывают на прекращение столкновений, возникавших между соседями от того, что коса с косой или топор с топором сходились. В отводных описывались границы участка, переходящего от одного лица к другому по договору. Межевые Г., которые были и правительственные, и частные, имели целью описание одной или нескольких границ (меж) известного земельного участка; в совершении их непременно участвовали обе стороны, и указание меж происходило в присутствии мужей, людей и послухов. Правительственные межевые Г. составлялись органами княжеского управления и по приказанию князя, а частные — самими заинтересованными в деле лицами, с ведома или без ведома правительственной власти. В случае спора излагался в Г. ход судного дела.
Г. мировые довольно разнообразны; общие их части суть: 1) означение участников сделки и ее характера; 2) повод к мировой сделке; 3) содержание сделки, и 4) оговорка о нерушимости мира.
Г. мытные — см. Мыть.
Г. меновные. Общее содержание их: 1) означение меняющихся и существа сделки, и 2) предмет мены. При обмене земель старые межевые знаки заменялись новыми. Число меновных Г. уменьшается значительно уже в XV в.
Г. наказные выдавались митрополитами и архиереями монастырям о послушании, богоугодной жизни, с правилами о пользовании монастырскими доходами и т. д.
Г. настольные давались новопоставленным митрополитам, епископам и вообще посвящаемым из черного духовенства. В них сначала объявлялось о поставлении; затем указывались права, определяющие власть новопоставленного, и в конце все христиане приглашались к почитанию митрополита или епископа.
Г. несудимые освобождали от подсудности или всем вообще, или только некоторым судьям, и выдавались преимущественно духовенству на право избавления от светского суда и особенно часто до полов. XVI ст. "Стоглав" (гл. 67) запретил эту выдачу.
Г. обельные, освобождающие от податей и повинностей некоторых городских или волостных черных людей. Если к этому присоединялось освобождение от подсудности известному судебному органу, то Г. получали название обельно-несудимых.
Г. опасные выдавались иностранным послам на свободный въезд в русские пределы.
В. Р.
Г. отдельные — в сущности то же, что и отказные Г., с тою только разницей, что здесь предписывалось отдать челобитчику во владение часть какой-либо старой дачи.
Г. отказные — предписания поместного приказа местной администрации отказать (т. е. отдать во владение) челобитчику какой-либо участок земли, находящийся в районе действия этой администрации (см. Ввод во владение). Отказная Г. всегда заключает в себе сжатое изложение дела, слушавшегося в приказе. Отказных Г. можно найти множество в столбцах поместного приказа, что дает возможность высчитать промежуток времени между началом дела в приказ, приговором по делу и выдачей челобитчику отказной Г., которую необходимо было для печати принести в печатный приказ.
В. Ст.
Г. отпустные или отпускные (с 1550 г.). Ими давалась воля холопам и рабам; силу они получали только тогда, когда были явлены у судебной власти или написаны рукою отпускавшего господина. В Москве отпускные Г. выдавались боярами, а в Новгороде и Пскове — наместниками. Кроме этих городов, они нигде больше не выдавались. Получавший такую грамоту платил пошлины: боярину или наместнику от печати 9 денег, дьяку — алтын и подьячему, писавшему отпускную, — 3 деньги.
Г. отписные выдавались пожизненным владельцем вотчиннику против его жалованной грамоты и представляла собою как бы расписку в принятии пожалованной ему земли на определенных условиях.
В. Р.
Г. передельные — предписания поместного приказа местной администрации о переделе земли между челобитчиками; передел допускался в течение года со дня отказа или отдела и в случае нарушения правила делит землю повытно, по четям, а не выбором и не через двор.
Г. послушные выдавались из поместного приказа и имели целью приведение в послушание крестьян вновь приобретенной вотчины. Пошлина с них взималась в поместном приказе по числу четвертей земли. В конце XVIII в. выдача послушных Г. стала выходить из употребления вместе с вотчинною запискою.
В. Ст.
Г. правые состояли из двух частей: 1) судного списка, в котором излагалось судоговорение и доказательство, и 2) приговора. Выдавались они правой стороне по ее просьбе, или а) чтобы предупредить могущий вновь возникнуть спор между истцом и ответчиком, или б) чтобы доставить правой стороне акт укрепления его права на спорное имущество. Если в докладном списке прямо предписывалось выдать правую грамоту, то такая правая Г. обыкновенно называется правою докладною грамотою, в отличие от правых-простых. Внешнее отличие правой докладной — то, что она начиналась со слов: "и по великого князя слову"... или "по княжу слову судья"... (если доклад происходил пред боярином). Кроме того, различают правые разъезжие и правые беглые Г. В первых "разъездом" определялись границы спорных владений; вторые давали право отыскивать и водворять беглого холопа. Все доселе изданные правые Г. относятся к XV-XVII вв. За правую Г. платилась пошлина, как за отпускную.
В. Р.
Г. представительные, увольнительные и мирные (установленные 33-м, 12-м и 13-м правилами апостолов и многократно соборами вселенскими и поместными) давались клирикам, отходящим в другие епархии, рукоположившими их епископами: в первых заявлялось, что такой-то клирик действительно имеет такую-то священную степень, или что он "чтит истинную веру", или, наконец, если клирик был в чем-либо обвиняем — что он невинен; во вторых говорилось, что такому-то дозволено перемещение и беспрепятственное прохождение священнослужения; мирными назывались Г., которыми частным образом обменивались епископы.
Н. Б.
Г. проезжие — документы, выдававшиеся в Московском государстве XVII века лицам, желавшим выехать "в иное государство для торгового промысла или иного для какого своего дела"; на Москве били о ней челом государю, а в городах — воеводам в съезжей избе. В Уложении царя Алексея Михайловича вся шестая глава посвящена изложению порядка выдачи проезжих Г.
В. Ст.
Г. раздельные или дельные начинаются обыкновенно вступлением: "се яз такой-то да яз такой-то поделилися есмь тем-то..." Тут же обыкновенно означалось "происхождение делимого имущества", т. е. от какого родственника и по какому основанию оно дошло до участников дележа. Раздельные Г. нередко совпадают с межевыми разъезжими.
Г. рядные касались или соглашений по имению, или соглашений брачных. Первые близки к купчим, а особенностями вторых (брачных) было означение имен жениха и невесты и означение срока, к которому должна быть совершена свадьба.
Г. срочные. По объяснению Дмитриева, срочная Г. — акт, обращенный к лицу ответчика о времени его явки в суд и строго отличавшийся от "приставной памяти". Владимирский-Буданов и Дювернуа утверждают, что срочные Г. давались обеим сторонам, или, правильнее, обе стороны условливались о сроке явки в суд, и это условие скреплялось дьяком. Древнерусское судопроизводство знало еще вид срочных Г. — "отписные ср. Г.", представлявшие собою письменное удостоверение об изменении судебного срока по просьбе обеих или одной стороны. От срочных Г. взималось в пользу дьяка от подписи по 2 деньги, а от отписных срочных — по 3 деньги с рубля; в пользу подьячего как с тех, так и с других взималось по 2 деньги с рубля. Если истец и ответчик вместе хотели отписать срок, то должны были платить от отписи и от письма пополам.
Г. ставленные выдавались (и выдаются) вновь избранным священникам, диаконам, причетникам и др. от архиерея, за его подписью и печатью. При вступлении в должность они отбирались и хранились в церкви.
Г. судные — древние уставы о производстве суда и расправы, содержащие, главным образом, правила суда по делам уголовным и гражданским. Встречающиеся в них постановления по отношению к другим отраслям управления крайне редки и кратки. Начинаются они словами: "судитися им, судити им, судити ему по сей нашей грамоте"... и затем: "а о которых делах в сей грамоте указ не написан, и те дела вершити по Судебнику". Незначительные и краткие вначале (в первые времена удельного периода), Г. судные постепенно дополнялись и уже около половины XV в. являются в весьма подробно развитых формах. Наиболее развитыми по содержанию, как бы образцами всех других, считаются псковская и новгородская судная Г. (см.). После "Русской Правды", судные Г. — лучший материал для изучения движения нашего древнего законодательства.
В. Р.
Г. сыскные — предписания поместного приказа местной администрации о сыске про землю, просимую челобитчиком: действительно ли, например, просимая земля находится в порозжих землях, в поместье и в вотчину никому не отдана, и к дворцовым селам, и к черным волостям, и к ямским слободам, и к монастырским землям не приписана; или — правда ли, что просимою землею ответчик владеет не по дачам или сверх дач и т. п. Обыкновенно сыскная Г. была вместе с тем отказною или отдельною и в случае правильности показаний челобитчика, которые и должна была проверить местная администрация, предписывала отказать или отдать просимую землю челобитчику.
В. Ст.
Г. таможенные определяли размер таможенных пошлин, предметы, местности и лица, подлежащие сбору или изъятые от него, и вместе с тем указывали взыскания за уклонения от платежа таможенных пошлин.
Г. тарханные утверждали "тарханное право", даваемое патриарху, архиереям, монастырям, князьям и знатным боярам — право не быть судимым никем, кроме государя, и не нести повинностей. Право это отменено Иоанном IV, но им пользовались еще в XVIII в. Слово "тарханы — татарское — значит вольный человек, человек свободный от платежа повинностей, налагаемых ханом, и не обязанный делиться с ним полученною на войне добычею. Тарханные Г. появились у нас со времени выдачи золотоордынскими ханами тарханных ярлыков нашему духовенству.
Г. указные относятся к XVI и XVII вв.; в XV в. они назывались просто "грамотами". Существенные составные их части: 1) вступление, или заголовок, 2) повеление и 3) печать и подпись; несущественные — 1) повествование, или изложение обстоятельств дела, по которому состоялось повеление, и 2) прочет. Начинались эти Г. всегда словами: "От великого (или просто) князя (имя рек) в такое-то место, такому-то".... В большинстве случаев вслед за этим шло изложение (челобитье или судное дело, которыми вызвано следующее за сим распоряжение). В тех Г., где нет изложения, вторую часть составляет повеление: "и ты (или вы) бы делали то-то"... Очень часто Г. заканчивались словами: "а прочет его мою грамоту, да отдайте им назад, и ни (и они) держат ее себе впрок иных для наместников, волостелей, поледчиков" и т. д. Отсюда позднейшее наименование грамот с прочетом. — Содержание Г. крайне разнообразно. Заключающиеся в них повеления и приказы князей и княгинь (преимущественно — должностным лицам) относятся почти ко всем областям права. Оставаясь в руках лиц, которые обязывались что-либо совершить или не совершить, они получали значение документов, удостоверяющих разного рода права лиц и учреждений. В историческом отношении они важны тем, что знакомят с воззрениями князей на различные предметы правовой жизни. Обыкновенно указные Г. сближают с жалованными и судными.
Г. уставные — см. Кормление.
В. Р.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.