Готика
готика, готики, мн. нет, жен. (нем. Gotik). Особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья, характеризуемый стрельчатыми арками.
Готика
готика, готики, мн. нет, жен. (нем. Gotik). Особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья, характеризуемый стрельчатыми арками.
Готика
ГОТИКА, и, ж. Стиль средневековой западноевропейской архитектуры, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений.
| прил. готический, ая, ое. Готическая архитектура. Г. шрифт (латинское письмо с угловатыми, вытянутыми и заострёнными буквами).
Готика
](итал. gotico, букв. – готский, фр. gothique – от названия германского племени готов)
художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Франции и в позднем средневековье распространившийся по всей Западной Европе; готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.
художественный стиль, завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Ведущий архитектурный тип в этот период – городской собор, небывалый по высоте и обширности интерьеров, с ажурными башнями, стрельчатыми окнами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом и витражами.
Готика
(от итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Зап., Центральной и отчасти Вост. Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.
Готика
ГОТИКА (от итал. gotico, букв. – готский, от названия германского племени готов) – готический стиль, художественный стиль (между сер. XII и XV–XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В XV–XVI вв. готику сменяет Возрождение.
Готика
готический стиль (от ит. gotico — готский, от названия герм. племени готов) — худож. стиль, преимущественно архитектурный, господствовавший в искусстве средневековой Европы с XII до XV—XVI вв. Расцвет г. приходится на XIII—XIV вв. Стиль возник во Франции; колыбель г. — Иль-де-Франс. Термин введен теоретиками ит. Возрождения. Французы удачно назвали г. «ожившим», «стрельчатым» стилем. Главный феномен г. — кафедральный собор. Готич. храм в плане мало отличается от романского. В основе его длинный «корабль» — неф (высокий, продольный зал, по обеим сторонам которого расположены боковые нефы, более низкие). Центр, неф вместе с боковыми пересечен поперечным залом (трансептом). Главная особенность готич. храма — крестовый нервюрный свод стрельчатой формы. Применение нервюры (стрельчатой дуги) — великолепное инженерное решение Средневековья, позволившее снизить давление свода на стены, за счет чего главное давление распределялось по отдельным опорам — столбам, колоннам и т.д. В силу этого уменьшилась массивность стен. Стрельчатая дуга как бы переместила ось храма: из горизонтальной она превратилась в вертикальную. Готич. храм устремился ввысь, стены его стали более легкими, ажурными, их прорезали огромные окна с многоцветными витражами. Характерная особенность готич. храма — круглые витражные окна (т.наз. «розы»). Собор украшали стрельчатые арки, порталы, окна, ажурные башни, статуи, скульптурные группы, орнаменты и химеры (фантастич. фигуры зверей). Соборы возводились по заказу гор. коммун и символизировали могущество церкви и вольность городов. Собор был архитектурным центром города.
Выдающиеся произведения готич. архитектуры были созданы во Франции: церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери, собор в Лане, Шартрский собор, соборы в Реймсе и Амьене, капелла Людовика IX, «Святая часовня» Сен-Шапель; в Германии: соборы во Фрейбурге и в Ульме, Кёльнский собор; в Англии: собор в Солсбери, Кентерберийский собор, собор Вестминстерского аббатства (близок к г.); в Италии — Миланский собор; в Чехии — собор св. Вита и т.д. Самым знаменитым циклом скульптур периода г. считается скульптурный декор собора в Наумбурге (Германия) — рельефы «Страстей Христовых» («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу») и 12 статуй основателей (донаторов) храма внутри.
В период поздней г., в XIV—XVI вв., получило развитие готич. градостроительство: сооружение ратуш, торговых рядов, дворцов, жилых зданий. Эпоха г. — время расцвета книжной миниатюры, эмалей, худож. ткачества, декоративных изделий из серебра и т.д. Готич. стиль объединил в единый ансамбль худож. предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру.
Строители готич. соборов объединялись в артели-ложи. Возникшее через несколько веков масонство использовало эту форму организации и заимствовало само название — франкмасоны (вольные каменщики).
Лит.: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1968; Лясковская О.Ф. Французская готика. М., 1973; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц.Г. Нессельшраус. М., 1982; Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского Средневековья. М., 1964.
Готика
(от итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов)
готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.
|
* * *
архитектурный стиль, преобладавший в Европе с XII по XV в., для которого характерны стрельчатые арки, ребристые нервюрные своды, передающие через аркбутаны распор на контрфорсы; наиболее примечателен храмовой архитектурой, внушавшей особые религиозные чувства. Готические храмы со множеством окон, залитых светом, создают впечатление устремления ввысь.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
(франц. gothique - от названия герм. племени готов)
художественный стиль, преимущественно архитектурный, пришедший на смену романскому, зародившийся в XII в во Франции, в позднем средневековье распространился по всей Зап. Европе. Термин готика, произошедший от названия германского племени готов, разрушивших Рим в 410 г. н. э., возник в Италии в эпоху ВОЗРОЖДЕНИЯ, как отрицательная характеристика средневекового искусства - готского, т. е. варварского, примитивного и грубого. Ведущую роль в готическом искусстве играла архитектура. Готические соборы имеют в основе каркас из столбов (пучок колонн) и опирающихся на них СТРЕЛЬЧАТЫХ АРОК и СВОДОВ. Боковой распор свода при помощи связующих полуарок - АРКБУТАНОВ - передается особым выступающим наружу здания могучим столбам-КОНТРФОРСАМ, нейтрализующим этот распор. Благодаря каркасной системе отпала необходимость в массивных наружных стенах, что позволило строителям заполнять промежутки между столбами-контрфорсами огромными окнами-ВИТРАЖАМИ. Выстроенное по такой системе здание создавало иллюзию легкого, устремленного ввысь сооружения, что подчеркивалось и декоративным оформлением. Обычно соборы обильно украшались ажурной каменной резьбой и скульптурой. Большое место в декоративном оформлении зданий занимал орнамент, построенный по-преимуществу на растительных мотивах. В основном декоративное убранство было сосредоточено на фасаде. Архитектура готики с ее рациональной и прочной конструкцией, огромным внутренним пространством явилась проявлением смелой человеческой мысли, отвергнувшей догматизм, косность романского зодчества с его господством грузных каменных масс.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.