Горностаев
— фамилия двух архитекторов. 1) Алексей Максимович Г., истинный возродитель национального стиля в новейшем русском зодчестве; род. в 1808 г. в Ардатовском уезде Нижегородской губеронии, на Выткинском железном заводе г-на Баташова, где отец его служил главноуправляющим. Получив домашнее воспитание, молодой Г. вступил в 1823 г. на гражданскую службу копиистом в одно из ардатовских присутственных мест и продолжал ее по переселении своем в 1826 г. в С.-Петербург, но недолго: художественные наклонности, проявившиеся в нем еще с детства, влекли его на иное поприще; поэтому, вышедши в 1827 г. в отставку, он снискивал себе средства к жизни сначала раскрашиванием картинок для магазинов, рисованием торговых этикетов и т. п., а потом сотрудничеством у П. П. Свиньина по его художественным изданиям. С этим литератором объезжал он три года подряд (в 1826, 27, 28 гг.) разные местности России, при чем изучал и срисовывал встречавшиеся на пути памятники русской древности и прочие достопримечательности; по окончании же поездок учился чертить и рисовать в Москве у архитектора Джиральди. В 1829 г. поступил в Царскосельское дворцовое управление архитекторским помощником к профессору А. П. Брюллову; в 1831 г. участвовал в постройке по его проекту Михайловского театра в С.-Петербурге; в 1834 г. вышел в отставку и отправился на собственный свой счет за границу с целью пополнить свое артистическое образование. Посетив главные города Германии и добравшись через Швейцарию в Италию, писал в Риме акварельные виды внутренностей замечательных церквей, изучал в Сицилии памятники византийско-арабского зодчества и сочинил проект реставрации храма Юпитера в Помпее. За эти работы Акад. худ. в 1838 г. присудила ему звание академика. После того он в течение двух лет служил в строительной комиссии по возобновлению Зимнего дворца, работая в ней снова под руководством А. П. Брюллова; с 1843 г. по конец своей жизни состоял архитектором министерства внутренних дел и, кроме того, с 1845 по 1847 г. — архитектором капитула орденов. В 1849 г. за составленный им проект великокняжеского дворца Академия худ. возвела его в звание профессора. В 1858 г. она пригласила его на должность преподавателя начертательной геометрии, перспективы и теории теней в ее классах — должность, которую он и занимал до своей смерти, последовавшей в 1862 г. Практическая архитектурная деятельность Г. резко разделяется на два периода. В течение первого, занимаясь строительными работами по тем ведомствам, в которых служил, а также постройками для частных лиц, он держался общераспространенного стиля эпохи Возрождения и отчасти помпейского вкуса (дом бывш. Шишмарева на Невск. просп., дача гр. Орлова-Денисова в Коломягах, близ СПб., больница для чернорабочих, римско-католический коллегий, перестроенный из бывш. дома поэта Державина). Но в конце 1840-х годов его талант принял совершенно иное направление благодаря представившимся новым задачам, а именно принятой им на себя постройке церквей и монастырских зданий на о-ве Валааме и в Троицко-Сергиевской пустыни близ СПб. Изобретая для этих сооружений такие формы, которые соответствовали бы их характеру более, чем формы банального ренессанса или казенного псевдовизантийства Тона, Г. прибег за образцами к отечественной архитектурной старине, но не копировал ее памятников рабски, а самостоятельно разрабатывал их данные и гармонично комбинировал их с элементами не чуждого им романства. Таким образом он создал тип построек весьма изящных, вполне проникнутых русским духом, и открыл для последующих художников путь к дальнейшей разработке стиля, служащего прямым продолжением древнерусского зодчества. В этом стиле сооружены им на Валааме церковь св. Николая на Крестовом островке (1849-51), св. ворота и часовня на главном о-ве, церковь в скиту, гостиница для приезжих богомольцев, церковь на Предтеченском о-ве и кельи на Никольском о-ве (все это — до 1859 г.); в Троицко-Сергиевской пустыни Г. принадлежат прелестная церковь при трапезе (с применением стиля византийско-арабских базилик Палермо, 1860) и св. ворота с двумя корпусами келий. Кроме того, им построена в С.-Петербурге часовня на Невском просп., у Гостиного двора, и превращен в характерное здание древнерусского стиля безобразный дом подворья Троицко-Сергиевской лавры. Наконец, им составлены проекты усыпальницы кн. Пожарского в Суздале и православного собора в Гельсингфорсе, осуществленные уже по кончине даровитого зодчего, его учениками. Подробная биография Г. напечатана В. В. Стасовым в журнале "Вестник изящ. иск.", т. VI. 2) Иван Иванович Г., племянник предыдущего, род. в 1821 г., получил общее образование в 3-й СПб. гимназии, а специальное — в Академии художеств, которую посещал с 1842 по 1846 г. в качестве вольноприходящего ученика. Получив в ней две серебряные медали, вышел из нее со званием неклассного художника и предпринял на свой счет путешествие в чужие края. Провел несколько лет в Италии, преимущественно в Риме, потом посетил Грецию, Европейскую Турцию, Малую Азию, Палестину и Египет, а оттуда через Париж и Германию возвратился в Петербург, в 1851 г. Шестилетнее странствование в странах, усеянных художественными памятниками разных времен и народов, обогатило его познаниями по части истории изящных искусств, которая сделалась с тех пор любимым предметом его занятий. В 1854 г. за представленный в Академию художеств проект главного почтамта в столичном городе он получил звание академика; в 1856 г. поступил на службу в Имп. публ. библ., в которой и оставался до 1864 г.; в 1858-59 гг. ездил в разные местности Новгородской и Псковской губ. для художественно-исторических изысканий, главным образом, для выяснения характера ганзейской эпохи древнерусского зодчества; в 1864 г. совершил с подобною же целью поездку по западным губерниям России. Результатом этих путешествий было множество чертежей, рисунков и обмеров древних зданий и несколько статей, помещенных Г. в "Записках" Археологического общества. В 1860 г. он получил в Академии художеств кафедру истории изящных искусств и вскоре составил и издал литографированные записки — первое самостоятельное и дельное сочинение по этому предмету на русском языке, за которое Академия наук присудила автору Демидовскую премию. В 1860 г., участвуя в конкурсе по составлению памятника тысячелетию России, Г. получил за свой проект вторую премию. В 1867 г. он занял должность архитектора при СПб. университете и оставался в ней до самой своей смерти, последовавшей в 1874 г. Главные архитектурные работы этого художника — устройство в Имп. публ. библиотеке новой читальной залы в римско-итальянском стиле и особого кабинета во вкусе средневековых монастырских рефекториев, назначенный для хранения первопечатных иностранных книг; памятник М. Глинке над его могилою в Александро-Невской лавре; перестройка верхнего этажа так наз. здания Jeu de paume для СПб. университета и проект собора в византийско-романско-русском стиле, составленный для Бабаевского монастыря Костромской епархии (выполненный уже по кончине сочинителя). Вообще Г. при своей скромности, неискательности и житейской непрактичности не имел многочисленных и особенно выгодных архитектурных заказов, хотя и трудился постоянно над составлением разных проектов и производил различные постройки. Во всем, что сделано им по этой части, заметно мало самостоятельности и богатой фантазии; зато почти повсюду отразились его деликатный вкус и основательное знание стилей. Самую существенную его заслугу составляет преподавательская деятельность: своими лекциями в академии и изданием руководства к истории искусства он много способствовал распространению знакомства с этою наукою в среде не только русских художников, но и любителей изящного; сверх того, он принес большую пользу устройством (в 1870) и рациональным ведением художественно-промышленных классов при СПб. рисовальной школе для вольноприходящих.
А. С-в.