Геродот
(греч. Herodotos)
(ок. 484 - ок. 425 до н.э.)
греческий историк. По свидетельству Свиды (Суды), Г. был родом из Галикарнаса (Малая Азия), происходил из знати; из-за тирана Лигдамида переселился на о-в Самос. Возвратившись на родину после изгнания тирана, Г. встретил недоброжелательное отношение со стороны сограждан и добровольно переселился в Южную Италию, в колонию Фурии, основанную афинянами. Там Г. умер и был похоронен на площади. Значительную часть жизни он провел в путешествиях, посетив Вавилон, Египет, Скифию, Колхиду, Фракию, Кирену, материковую и островную Элладу, Малую Азию и Южную Италию.
Главный и единственный сохранившийся труд Г. - «История», посвященная событиям Греко-персидских войн. По преданию, он читал ее отрывки в Афинах, Коринфе и Олимпии. «История» разделена на девять книг, каждая из которых названа именем одной из 9 муз. Однако авторское деление неизвестно. Труд состоит из двух частей: описание событий, предшествовавших Греко-персидским войнам (I-V кн.), и изложение истории Греко-персидских войн (V-IX кн.). Первая часть, кроме предисловия, включает историю Лидии, Мидии и Персии (в царствование Кира и Камбиза) со вставками о Египте, самосском тиране Поликрате, Дарии и его походе в Скифию. Во второй части рассказывается об ионийском восстании 500 - 494 гг. до н.э., походах в Элладу Мардония в 492 г. до н.э., Датиса и Артаферна в 490 г. до н.э., описываются битвы при Марафоне, Фермопилах, Саламине и Платеях.
Главными источниками Г. были его личные наблюдения во время путешествий, устные сообщения собеседников и письменные памятники (в их числе - литературные произведения, изречения оракулов, официальные документы, надписи). Вся «История» Г. проникнута убеждением, что история - результат миропорядка, установленного управляющим судьбой божеством. Г. верил в постоянное вмешательство божества в человеческие дела, верил в сны, оракулы, знамения и чудеса. Божество, по Г., карает дурных людей и награждает хороших. Как противник тирании Г. был сторонником рабовладельческой демократии.
В исторической науке утвердился взгляд на Г. как на правдивого историка, что противоречит господствовавшему в древности мнению. Напр., современник Ксенофонта Ктесий стремился в своей «Истории Персии» уличить Г. в лживости; Аристотель относил его к числу авторов сказок; мало верили в сведения Г. Феопомп, Цицерон, Авл Геллий, Страбон и Лукиан. Историк Плутарх написал специальный трактат «О злокозненности Геродота», в котором старался доказать, что Г. сознательно искажал истину. В то же время римский оратор Цицерон обращал внимание на универсализм Г. (благодаря которому в поле зрения историка оказываются не только греки и персы, но и другие народы и племена), его мастерство новеллиста и называл Г. «отцом истории» (О законах. I, 1, 5).
Геродот. История в девяти книгах / Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. Л., 1972; Дитмар А.Б. От Скифии до Элефантины. Жизнь и путешествия Геродота. М., 1961; Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота (тексты, перевод, комментарий). М., 1982; Лурье С.Я. Геродот. М.; Л., 1947; Нейхардт А.А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., 1982; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 47-72, 92-99; Bornitz H.Fr. Herodot-Studien. Beitrдge zum Verstдndnis der Einheit des Geschichtswerkes. Berlin, 1968; Laschenaud G. Mythologie, religion et philosophie de l'histoire dans Herodote. Paris, 1978; Myres J.L. Herodotus, father of history. Oxford, 1966; Powell J.E. A lexicon to Herodotus. 2. ed. Hildesheim, 1960.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 484 - 425 до н. э.)
Греческий историк, "отец истории". Из Галикарнаса переехал на Самос, а потом в Афины; много путешествовал по Египту, Восточной Европе и Азии. Умер в Фуриях (Южная Италия). Описывая в своей девятитомной "Истории" войну между греками и персами, Геродот впервые отнесся критически к своим источникам и систематизировал факты. На греко-персидскую войну Геродот смотрел как на конфликт европейских и восточных идеалов. Свои наблюдения, сделанные во время путешествий, Геродот использовал для антропологических и географических отступлений, а Египту он посвятил целую книгу. Известен колоритный эпизод, когда Геродота его собратья-греки называли "отцом лжи" (см. Гипербореи). Геродот был практически свободен от национальных предрассудков: понимание культурного многообразия народов и глубокий интерес к отдельным личностям делают Геродота одним из самых интересных античных авторов.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
Греческий путешественник и историк, который посетил Египет и записал свои впечатления в пятом веке до нашей эры.
(Египетская мифология: Энциклопедия. 2004)
* * *
(490/480 - 430/424)
др.-гр. историк. Род. в Галикарнассе (М.Азия). Принадлежал к знатной и богатой семье, принимал активное участие в полит, жизни своей родины, но был вынужден покинуть ее. В нач. 40-х предпринял ряд путешествий по разл. районам Греции и Персидского ц-ва. Побывал также в Вавилоне, М. Азии, Египте, Фракии, Скифии, на о-вах Эгейского моря, в Южн. Италии и Сицилии. Длительное пребывание в Афинах, близость к Периклу и его кружку оказали решающее влияние на формирование полит, взглядов Г.: к демокр. строю Афин Г. относился с большим сочувствием. Из Афин Г. переселился в Фурии (Южн. Италия). Место его смерти неизвестно. Основной труд Г., дошедший до нас, условно наз. «История» и касается событий почти всего мира, извест. грекам того времени. Александрийские ученые разделили его на 9 кн., каждая из к-рых носит имя одной из муз: I - Клио; II - Евтерпа; III - Талия; IV - Мельпомена; V - Терпсихора; VI - Эрато; VII - Полигимния; VIII - Урания; IX - Каллиопа. В основу «Истории» положена идея о древ, вражде между эллинами и вост. народами, между Европой и Азией. Цель своего труда Г. видел в том, чтобы не были забыты деяния и подвиги, совершенные как эллинами, так и варварами, и чтобы не потеряла своего величия та причина, по к-рой они начали войну. Весь материал он располагает вокруг единой темы: борьбы между Европой и Азией, приведшей к Греко-персидским войнам. В рамки этой темы Г. вводит рассказы о разл. странах, по мере того как они входят в поле зрения его повеств. Г. начинает «Историю» с покорения ионийских городов персами, рассказывает историю Лидии до этого момента. Повествуя о желании Креза, лидийского царя, войти в дружбу с самыми сильными эллинскими племенами, Г. делает экскурс в историю Афин (с Солона) и историю Спарты (с Ликурга). Изложение истории Перс, державы заставляет Г. включить в свой труд сведения о Вавилоне, Египте, Скифии, Ливии и Фракии. С 5-й кн. «История» повествует о Гр.-перс. войнах, три последние кн. посвящены кульминационному пункту этой войны - походу Ксеркса. Осн. идея этой части - прославление афинян как «спасителей Эллады». Хотя гл. нить повеств. (о вражде и борьбе Востока и Запада) постоянно прерывается отступлениями и каждая кн. составляет небол. целое, труд Г. построен по единому худож. плану. Соч. проникнуто убеждением, что ход истории соответствует мировому порядку, установленному божеством. Г. твердо верит в непрестанное вмешательство божества в челов. дела. Иногда он объясняет события предопределением судьбы. Наряду с этим Г. считает, что успехи ист. деятелей явл. результатом их личных способностей и умения. Порой его анализ основан на собств. жизненном опыте, а также на реальных исторических и географических данных.
Для написания «Истории» Г. пользовался разл. источниками: личными наблюдениями, заключениями и разысканиями; устными сообщениями разных лиц; письменными памятниками. Описания Г. отличаются точностью и достоверностью, а некоторые геогр. и этногр. сведения подтверждаются во мн. случаях новейшими археол. исследованиями. Одним из достоинств Г. как писателя явл. его иск-во рассказчика. В этом отношении «История» близка к эпосу, отличаясь бесхитростной повествовательностью народных рассказов. Соч. Г. - своего рода ист.-геогр. и этногр. энциклопедия, неисчерпаемая сокровищница сведений о прошлом. «История» была известна в Элладе уже в к. V в. до н. э. В лит. эпохи эллинизма Г. вошел уже как классик. В рим. эпоху Г. начинают ценить гл. обр. с худож. стороны. Его упоминают Страбон, Диодор, Иосиф Флавий, Лукиан, Плутарх и др. Г. был хорошо известен в византийскую эпоху.
Е.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)