Ганг
(по-санкритски Gang â) — главная река передней Индии, священный поток индусов, образуется на горном склоне Гималаев в вассальном государстве Гарвал из двух рек: Багирати-Ганга на западе и Алакнанда-Ганга на востоке. Первая река, Багирати-Ганга, берет начало из-под снежных и ледяных полей толщиной в 104 м под 30° 54' северной широты и 79° 7' восточной долготы (от Гринвича), близ Ганготри, на высоте 4495 метров над уровнем моря, между горными вершинами св. Патрика (7428 м) и св. Георгия (7378 м). Направляясь на северо-запад, она принимает близ Байгарти на высоте 2770 м более значительную и более бурную реку Джанави, которая считалась прежде европейцами за настоящее начало Г. Затем близ Саки река прорывает Гималаи на высоте 2478 м и возле храма Деопрага, на высоте 636 метров, соединяется с более спокойной и многоводной Алакнандой, образующейся при Бадринате из слияния двух рек: Вишну и Дули. Соединенные воды Багирати и Алакнанды под названием Г. прорывают у священного места Гардвара на высоте 403 м последнюю Гималайскую цепь и протекают через болотистую равнину Терай в громадную, необычайно плодородную равнину Северной Индии. В своем верхнем течении, имеющем преимущественно южное направление, Г. несется бурным потоком, а покинув горы, он становится судоходной рекой и спокойно течет сперва в южном, а потом в юго-восточном направлении, образуя многочисленные извилины, возле которых расположены многолюдные города: Каунпур, Аллахабад, Мирзапур, Бенарес, Патна, Багельпур, Раджмахал и другие. На этом среднем течении, занимающем протяжение по прямой линии в 1529, а с изгибами в 2597 км, Г. принимает следующие большие притоки: с левой стороны, не доходя до Каноджи, Рамагангу и недалеко от нее, с правой стороны, Кали; далее, у Аллахабада справа главный приток Джамуну, которая вместе с Г. образует так называемый Дуаб (двуречие) и своими хрустально-чистыми водами расширяет русло грязно-желтого Г. на 800 м. За Аллахабадом в него впадают слева Гумти, а справа Тонс и Курумназа; выше Патны — слева Гауза, справа Сона (Sone), a напротив Патны, у Хаджипура — мощный Гандак (см. это слово). Наконец, ниже Багальпура Г. принимает в себя многоводную Кузи, спускающуюся непосредственно с Гималайских гор. Достигнув в своем среднем течении ширины 1500 м при глубине не больше 1 м, Г. круто поворачивает на юго-восток и вступает в Бенгальскую низменность, где начинается его нижнее течение, образование рукавов и дельты. Близ Саибганжа влево громадный рукав Багирати, а 100 км дальше по течению другой рукав Джаланги, у города того же имени. Пройдя пространство в 160 км, оба рукава соединяются в один общий канал Хугли, на котором расположен город Калькутта. После соединения с Даммудой этот канал у Чандернагора становится доступным для морских кораблей и близ Сагара, ниже Калькуты, впадает в Бенгальский залив. Отдав часть воды в Хугли, Г. под именем Падда или Падма продолжает свое течение на юго-восток и, отделяя новые рукава (Мартабангу, Гору, Чундну), принимает слева большой приток Магананду и при Джаффергандже соединяется с Джабуной, мощным рукавом Брахмапутры. Соединенные воды обеих рек изливаются в Бенгальский залив под именем Мегны. У Джафферганджа начинается настоящая дельта Г. и Брахмапутры, самая сложная и громадная на земном шаре, подверженная постоянным изменениям. Наносные пространства земли между Хугли и Мегной носят название Sunderbands. Это лабиринт из топей, рек, каналов и бухт вдоль Бенгальского залива, длиной в 265 и шириной в 130 км, усеянных неожиданно возникающими и зачастую столь же быстро исчезающими илистыми и песчаными островами, а также громадными, отчасти затопляемыми морским прибоем лесными пространствами вместе с илом и остатками животных и растений, в которых впервые зародилась холера. Дальше в глубь страны дельта очень быстро высыхает, образуя плодоноснейшую часть Бенгалии; в населенных местах она превосходно обрабатывается, в малолюдных же покрыта роскошной, почти непроницаемой растительностью. Верхняя дельта Г. — самая населенная страна в мире. Ежегодно в дельте отлагается около 180 миллионов куб. метров осадков, и обусловливаемое этими осадками изменение цвета Бенгальского залива бывает заметно уже на расстоянии 150 км от берега. Подобно Нилу, Г. подвержен ежегодным, хотя и не столь правильным, разливам. Вода начинает прибывать в апреле, а в июле затопляет окрестности, достигая высоты 15-16 м (Бенарес и Аллахабад). С конца сентября он снова возвращается в берега, оставляя громадные количества плодоносного ила. Хотя по длине Г. меньше Инда и Брахмапутры, но зато он превосходит их величиной своего бассейна и занимает пространство в 1060000, а вместе с теми водами, которые приносит Брахмапутра, 1643000 кв. км. Его водная масса так громадна, что у Бенареса, т. е. на расстоянии 1224 км от устьев Хугли, он имеет в сухое время года 430-440 м ширины и 10-12 м глубины, а во время дождей 900-950 м ширины и 18-20 м глубины. Среднее количество воды, уносимой им в море, вычисляется в 7700 куб. метров в секунду. Между его притоками 12 превосходят величиной Рейн. Наклон его между Гардваром и Аллахабадом составляет 0,22, а от последнего города до Калькутты 0,05 м на каждый километр. Вплоть до Каунпура на нем происходит деятельное судовое движение, тогда как дальше к верховьям судоходство затруднено множеством отмелей и быстрин, особенно в сухое время года. Г. — главная артерия Бенгалии и северо-западных провинций. Для англичан же он, кроме того, имеет значение большой военной дороги, которая помогла им завоевать Индию и теперь облегчает им защиту своих владений. Для орошения и оплодотворения двуречья (Дуаб) английским правительством с 184 8 г. выстроен громадный канал Ганга, имеющий в длину 1305 км. Он идет от Гардвара на юг к Алигару, где разветвляется на 2 рукава, из которых один ведет к Каунпуру в Г., а другой на Этаву к Гамерпуру в Джамну. В 1878 открыт еще один канал, нижний канал Ганга . В устьях Г. движение сосредоточено преимущественно в Хугли. Начиная от Калькутты вплоть до Каунпура Г. сопровождает железная дорога (East Indian Railway). Река Г. изобилует рыбой, крокодилами и особым видом черепах. Г. священная река индусов (см. ниже). По этой причине вода Г. считается святой, и обитатели обязаны в известные дни совершать в ней омовение. С последней целью туда ежегодно стекаются толпы богомольцев, особенно к источникам Г. Кто умрет на его берегах или кто перед смертью выпьет его воды, душа того избавляется от скитаний по Земле. Поэтому умирающих приносят на берега Г., вливают им в рот воду из него, погружают их в реку и после смерти предают тело его волнам. Отдаленные же от Г. жители хранят для смертного часа его воду в медной посуде, а богачи завещают себя сжечь после смерти и бросить свой пепел в Г. Ср. еще Браманизм, Индия.
Ганг играет очень важную роль в индийской мифологии. В Ригведе он упоминается только два раза, откуда обычно делается вывод, что индусы в эпоху составления этого памятника литературы жили еще на северо-западе Индостанского полуострова, на берегах Инда. В позднейшие эпохи он получает больше значения и наконец делается наиболее чтимой и священной рекой индусов, так что в Магабхарате (п. XIII, 1793) говорится: "как все касты и различные ступени жизни брамина без добродетели и познаний, как жертва без сока Сомы, так был бы мир без Ганга". В Пуранахе Виядганга Ганг вытекает из ножного пальца Вишну и сводится с неба на Землю молитвами святого Бхагиратха, чтобы очистить пепел 60000 сыновей царя Сагара, которые были сожжены гневным взглядом мудреца Капила. Вследствие этого Г. получает имя Бхагиратхи. Г. разгневался за свое удаление с неба, и бог Шива, чтобы спасти Землю от тяжести его падения, подхватил реку на свое чело и задержал ее течение своими переплетенными локонами. Поэтому Шива получает имя Гангадхара (поддерживающий Г.). Река потекла с чела Шивы несколькими потоками, число которых обычно принимается семь, почему она и называется Сапта-синдхава (семь рек). Собственно Г. есть одна из этих 7 рек. При своем падении на Землю Г. помешал мудрецу Джагну, занятому жертвоприношением, который в досаде выпил воду, но потом смиловался и позволил ей течь из своего уха. Отсюда название Г. — Джагнави. Олицетворенный как божество, Г. является старшей дочерью Гимавата (Himavat — олицетворение гор Гималаи) и его жены Мена; ее выдали за царя Шантану, от которого она родила сына Бхишма (страшный); этот последний по матери называется также Гангея. Г. является также матерью бога войны Картикея. По сказанию Магабхараты, от брака Г. с богом Агни произошло золото. Г. имеет еще много имен или титулов.
С. Булич.