Возрождение
♦ см. рожденный свыше
Возрождение
♦ см. рожденный свыше
Возрождение
♦ Возрождение с его национальными языками — вавилонское столпотворение европейской культуры.
Возрождение
‘приведение в прежнее состояние чего-либо разрушенного, уничтоженного’
Syn: восстановление, воссоздание, реставрация (кн.), реставрирование, оживление
Возрождение
умирание
депрессия
кризис
нарушение
дегенерация
распад
спад
разрушение
Возрождение
возрожд’ение (1Пет.1:3,23; Тит.3:5) — новое рождение, возрождение духа человека от Духа Святого к жизни вечной, обеспеченное воскресением Господа Иисуса Христа. Возрождения (освобождения от власти тления) ожидает и все творение (Рим.8:21).
Возрождение
♦ (ENG regeneration)
(греч. palingenesia, лат. Regeneratio -новое рождение, новая жизнь)
деяние Святого Духа, к-рый изменяет жизни тех, кому был дан дар веры, так что они испытывают "новое рождение" и спасение через Иисуса Христа (Тит. 3:5).
Возрождение
ср.
Период в культурном, идейном развитии ряда стран Европы, наступивший после
Средневековья, характеризующийся антифеодальной направленностью, гуманистическим
мировоззрением, расцветом наук, искусства, обращением к античному культурному
наследию; Ренессанс.
ср.
Процесс действия по знач. глаг.: возрождать, возрождаться (1-3).
ВОЗРОЖДЕНИЕ, я, ср.
1. см. возродить, ся.
2. Появление вновь, возобновление, подъём после периода упадка, разрушения. Эпоха Возрождения (эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая средневековье).
Возрождение
1.
возрождение1, возрождения, мн. нет, ср. (книж.).
1. Возобновление, развитие после периода упадка. Возрождение промышленности. «Перед нами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны.» Ленин.
2. Обновление, подъем сил (о внутреннем мире человека; книж.). Возрождение к жизни.
2.
возрождение2 (Возрождение), (В прописное), Возрождения, мн. нет, ср. (перевод франц. Renaissance) (ист.). Эпоха расцвета наук и искусств в Европе в 15 - 16 вв., сопровождавшаяся обновлением интереса к античной культуре. Эпоха Возрождения.
Возрождение
(Ренессанс)
(фр. Renaissance – возрождение) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах кон. XV – нач. XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Творчество мыслителей и художников эпохи Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Художники этого периода овладели умением передать объем, особенности света, пространства, изображения человеческой фигуры (в т.ч. обнаженной). В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома.
см. статью Ренессанс.
Возрождение
см. Ренессанс.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
Эпоха Возрождения, или Ренессанс
(франц. re - вновь, naissance - рождение) - общественно-политическое и культурное движение (началось в Италии в XIV в., в других странах Зап. Европы в - XV-XVI вв.); основное идейное содержание Возрождения составил гуманизм. Отбрасывая гнёт католической церковной мистики и схоластической науки средних веков, эпоха Возрождения породила жизнеутверждающее светское мировоззрение, создала образцы реалистического искусства, предметом которого стали реальный мир, живая человеческая личность. Искусство Возрождения основывалось на научных знаниях перспективы и анатомии. Эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями и изобретениями, а также пробуждением интереса к литературе и искусству Др. Греции и Рима. В период раннего Возрождения - КВАРТОЧЕНТО (по-итальянски - пятнадцатое столетие) - зодчие Италии создают произведения, отличающиеся жизнерадостным характером. Разумные и светлые представления о мире кладутся в основу архитектурного образа как церковных, так и светских зданий, создаётся новый тип светского здания - палаццо (дворец). В Петербурге в стиле Возрождения построены здания министерства государственных имуществ (ныне институт ВАСХНИЛ) (арх. Н.Е. Ефимов, 1853) на Исаакиевской пл.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Возрождение
термин, впервые употребленный архитектором, живописцем и историком искусства XVI в. Джорджо Вазари. В XVI в. В. рассматривалось как подъем культуры после долгих веков Средневековья. Оно возникло и ярче всего проявилось в Италии. Хронологич. рамки ит. В. — XIV—XVI вв. В ист. лит. принято говорить о Раннем, зрелом (Высоком) и Позднем В. Эпоха, предшествующая В., — Проторенессанс (Предвозрождение) (XIII — нач-XIV в.) — время Данте и Джотто; кроме того, часто используются ит. наименования столетий: дученто — XIII в., треченто — XIV в., кватроченто — XV в. И чинквеченто — XVI в. В. — раннебуржуазная культура, возникшая на почве раннекапиталистич. отношений, которые прежде всего зародились в Италии. Отличительными чертами В. являются: светский характер, индивидуализм, реализм (в области лит. и искусства), обращение к античности, глубокий интерес к ант. культурному наследию (отсюда и само название «В.»). Античность была для людей В. источником и образцом их творчества; мировоззренческой основой В. являлся гуманизм. В. обратилось к человеку как высшему началу бытия, обладавшему духовной и физ. красотой. Великие ит. художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан в совершенстве владели искусством изображения человека и окружающей среды (в объеме, пространстве, свете). В архитектуре главное внимание уделялось созданию светских зданий. В музыке развивалась вокальная и инструментальная полифония; появились новые муз. жанры: сольная песня, кантата, оратория, опера. Ит. В. оказало сильное влияние на развитие искусства др. западноевроп. стран, где оно наступило позднее. Подъем и развитие искусства Нидерландов, Франции и Германии в конце XV—XVI в. называют Северным В. Вершина Северного В. — творчество Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Старшего, Дюрера, Ф. Рабле, поэтов «Плеяды» и т.д.
Лит.: Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М., 1939; Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 2. М.; Л., 1949; Боткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973; Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. 1-2. СПб., 1904-1906; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992; Виппер БР. Итальянский Ренессанс XIII—XVI вв. Т. 2. М., 1977; Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980; Гуковский МЛ. Итальянское Возрождение. Л., 1990; Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. М., 1978; Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. М., 1925; Культура Возрождения и общество. М, 1986; Культура эпохи Возрождения. М.,1986; Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. М., 1956, 1959, 1979; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982; Рутенбург В.И. Итальянское Возрождение и «Возрождение мировое» // Вопр. истории. 1969. № 11; Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976; Сказкин С Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981; Стам С.М. Культура Возрождения: вопросы содержания, эволюции, периодизации // Вопр. истории. 1977. № 4; Стам С.М. Корифеи Возрождения. Кн. 2. Саратов, 1993; Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.
Возрождение
Возрождение
Возрождение
♦ Renaissance
Повторное рождение. В философии, впрочем, чаще всего употребляется слово Возрождение с прописной буквы, обозначающее эпоху, движение или концепцию. Временные рамки эпохи Возрождения включают XV–XVI века. Движение, называемое этим же именем, зародившееся в Северной Италии, постепенно распространилось на всю Европу. Его главным содержанием было повторное открытие античности и пристальный интерес к личности человека. На его волне зародилось т. н. новое искусство – ars nova, ставшее пиком и высшим достижением всего движения. Но кроме этой вершины были и другие достижения. Так, Возрождение коснулось и экономики (или было затронуто экономикой; именно тогда возникло то, что мы сегодня называем капитализмом), и политики (через усиление роли городов и государства), и развития человеческой мысли (через прогресс науки и гуманизма), и духовной жизни (через Реформацию и Контрреформацию), наконец, и главным образом, оно коснулось миропонимания вообще (как благодаря открытию Америки, так и в результате перехода от закрытого мира, как его назвал Койре (***), мира античности и средневековья, к бесконечной вселенной нового времени). Это эпоха Брунеллески (***) и Гуттенберга (***), Донателло (***) и Ван Эйка (***), Эразма Роттердамского (***) и Рабле (***), Макиавелли (***) и Монтеня (***), Коперника (***) и Христофора Колумба, но одновременно и эпоха Лютера (***) и Джордано Бруно (***), Ван дер Вейдена (***) и Дюрера (***), Жоскена Депре (***) и Палестрины (***), Леонардо да Винчи (***) и Микеланджело (***), Рафаэля (***) и Тициана (***). Потрясающая эпоха, возможно не знающая себе равных, во всяком случае в отношении изобразительных искусств, и современники понимали это ничуть не хуже нас. Вот, например, что – ни больше ни меньше – пишет Альберти (***) в своем трактате «О живописи», в посвящении, адресованном Брунеллески: «Если древним, имевшим в изобилии у кого учиться и кому подражать, было не так трудно подняться до познания этих высших искусств, которые даются нам ныне с такими усилиями, то имена наши заслуживают тем большего признания, что мы без всяких наставников и без всяких образцов создаем искусства и науки неслыханные и невиданные». Из этого видно, что Возрождение (Rinascita, как начали говорить уже со времени Кватроченто) ни в коем случае не сводилось к ностальгии по античности – восхищение перед древним миром не исключает двойного восхищения современниками, если последним удалось и, может быть, в более трудных условиях, сравняться в достижениях со своими славными предшественниками. Вместе с тем Возрождение – не просто эпоха прогресса или расцвета; без открытия некоторых тайн античности и без возврата к некоторым из ее идеалов оно никогда не стало бы тем, чем стало. Попробуем теперь сформулировать понятие. Итак, о Возрождении в широком смысле или по аналогии можно говорить, когда речь идет о движении обновления, основанном на возврате – хотя бы частичном и временном – к предшествующей эпохе. Тогда это слово, сохраняя свое позитивное значение, приобретает и перспективу. Трудиться над Возрождением означает в этом случае признание того, что имел место некоторый упадок, из которого и делается попытка выбраться. Это своего рода возвращение к истокам, при котором ни на минуту не теряют из вида океан. Это отступление с целью продвижения вперед. Поэтому Возрождение противоположно реакции и консерватизму, поэтому оно олицетворяет сознательный, основанный на идеалах верности прогресс; терпеливо изучая прошлое, оно ставит своей целью пролить свет на будущее; и, как говорил Фромантен (***), стремится соперничать с великими мастерами древности, а не с современниками и газетами.
***
Александр Койре (1892–1964) – французский философ, историк науки и религии, автор книг «Этюды о Галилее», «Очерки по истории философской мысли», работ по алхимии, мистике и других. Именем Койре назван Парижский центр исследований по истории науки.
Филиппо Брунеллески (1377–1446) – итальянский архитектор, скульптор, ученый. Работал во Флоренции. Один из создателей теории линейной перспективы.
Иоганн Гуттенберг (между 1394–1399 или 1406–1468) – немецкий изобретатель книгопечатания. В середине XV в. в Майнце напечатал так называемую 42-строчную Библию – первое полнообъемное печатное издание в Европе.
Донателло (ок. 1386–1466) – итальянский скульптор, представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. Создатель классических форм и видов ренессансной скульптуры, в том числе нового типа круглой статуи и скульптурной группы.
Ян Ван Эйк (1390–1441) – нидерландский живописец. По-новому применил технику живописи маслом, добившись в своих полотнах передачи иллюзии наполненного светом пространства.
Дезидерий Эразм Роттердамский (1469–1536) – филолог, писатель, глава «северных гуманистов». Сыграл важную роль в подготовке Реформации, но сам не принял ее. Выступал против религиозного фанатизма.
Франсуа Рабле (1494–1553) – французский писатель-гуманист, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» – энциклопедического памятника культуры французского Возрождения. Отвергал средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, утверждая гуманистические идеалы своего времени.
Никколо Макиавелли (1469–1527) – итальянский политический мыслитель, историк, писатель. В «Государе» утверждал идею сильной государственной власти как единственного средства преодолеть политическую раздробленность Италии. Ради блага Отечества считал допустимыми любые средства.
Мишель де Монтень (1533–1592) – французский философ-гуманист. Автор книги «Опыты», отмеченной вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом и направленной против схоластики и догматизма.
Николай Коперник (1473–1543) – польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира, совершившей переворот в естествознании.
Мартин Лютер (1483–1546) – деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма.
Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ-пантеист и поэт. Выступал против схоластического аристотелизма, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленности множества миров. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме.
Рогир ван дер Вейден (ок. 1400–1464) – нидерландский живописец, один из крупнейших мастеров Раннего Возрождения. Автор большого количества алтарных композиций и портретов, в том числе портретных диптихов, в левой части которых изображалась Мадонна с младенцем, а в правой – полуфигура заказчика.
Альбрехт Дюрер (1471–1528) – немецкий живописец и график, основоположник искусства немецкого Возрождения. Автор серии гравюр «Апокалипсис», в фантастических образах воплощающих ожидание всемирно-исторических перемен; т. н. мастерских гравюр, выражающих гуманистические представления о смысле бытия, а также ряда портретов.
Жоскен Депре (ок. 1440–1521) – франко-фламандский композитор. Работал главным образом в Италии, гуманистическое искусство которой оказало определяющее влияние на его творческое мировоззрение.
Палестрина (ок. 1525–1594) – итальянский композитор, глава римской полифонической школы. Автор месс, мотетов, мадригалов, считающихся вершиной хоровой полифонии строгого стиля.
Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Работал над созданием образа человека, отвечающего гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Автор многочисленных открытий в области математики, естественных наук и механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564) – итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Выразитель идеалов Высокого Возрождения, а также трагического ощущения кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Для творчества Микеланджело характерны монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой.
Рафаэль Санти (1483–1520) – итальянский живописец и архитектор, с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотивший идеалы Высокого Возрождения – изящество, мягкий лиризм, безупречное чувство меры и ритма, благозвучие колорита.
Тициан (ок. 1476/77 или 1489/90–1576) – итальянский живописец, глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Присущие ранним произведениям жизнерадостность колорита и безмятежная ясность затем сменяются напряженным драматизмом, психологической остротой образов и их беспощадной правдивостью. Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности; подчеркивал достоинство и силу духа героев.
Леон Баттиста Альберти (1404–1472) – итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. В теоретических трактатах «О статуе», «О живописи», «О зодчестве» обобщил опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия.
Эжен Фромантен (1820–1876) – французский писатель, художник, искусствовед. Автор книги «Старые мастера» о голландских и фламандских художниках XV–XVII вв.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.