Внимание
Syn: интерес, заинтересованность
Ant: невнимание, невнимательность
Внимание
Syn: интерес, заинтересованность
Ant: невнимание, невнимательность
Внимание
Внимание
Оставить без внимания что - пренебречь чем-либо
Принять во внимание - учесть
В центре внимания (быть, находиться) - привлекать всеобщий интерес
Внимание
(в психологии) направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или действии. Различают три вида внимания: произвольное, непроизвольное и постпроизвольное, самому вниманию присущи различные качества: объем, распределение, устойчивость и переключаемость.
Внимание
сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.
ВНИМАНИЕ, я, ср.
1. Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чёмн. Обратить в. на чтон. Отнестись со вниманием. Привлечь чьён. в. Принять во в. Уделить в. комун. В центре внимания. Оставить без внимания. Ноль внимания (никакого внимания; разг.). Вниманию зрителей! (т. е. зрители, обратите внимание). Благодарю (спасибо) за в. (формула вежливого заключения доклада, выступления).
2. Заботливое отношение к кому-чемун. Окружить когон. вниманием.
Внимание
сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают В. непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выборобъекта В. производится сознательно, преднамеренно. Характеристики В.: устойчивость, объем (количество объектов, к-рое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий промежуток времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятель-ностей), возможность переключения. От качества В. зависят полнота и достоверность показаний; для следователя, оперативного сотрудника способность сосредоточивать, удерживать и переключать внимание является важным профессиональным качеством.
Внимание
Обращать внимание на кого-что - замечать кого- что-н., заинтересовываться кем- чем- н.
► Обратите внимание на эти фрески.
Обращать внимание чье на кого-что (книжн.) - указывать, заставлять заметить кого- что-н.
► Учитель обратил внимание ученика на некоторые неточности в изложении событий.
Вниманию кого - к чьему- н. сведению (формула в заголовках объявлений, газетных заметок).
► Вниманию всех едущих на курорты.
Оставить без внимания что (разг.) - пренебречь чем-н.
► -Эти замечания остались без внимания.
Внимание
внимание, внимания, мн. нет, ср.
1. Психический процесс, при котором из нескольких одновременных впечатлений некоторые воспринимаются особенно ясно (псих.). Изучение способности внимания.
2. Интерес, заботливое отношение, стремление вникнуть. Сосредоточить внимание на чем-нибудь. С должным вниманием. Без внимания. Достойный внимания. Привлекать внимание.
3. Предупредительное, благосклонное отношение. Благодарю за внимание. Оказать внимание.
• Принимать во внимание - принимать в расчет, учитывать. Обращать внимание на кого-что - замечать кого-что-нибудь, заинтересовываться кем-чем-нибудь. Обращать внимание чье на кого-что (книж.) - указывать, заставлять заметить кого-что-нибудь. Вниманию, кого - к чьему-нибудь сведению (формула в заголовках объявлений, газетных заметок). Вниманию всех едущих на курорты. Оставить без внимания что (разг.) - пренебречь чем-нибудь.
Внимание
Внимание
♦ Attention
Обращение ума к наличной вещи (транзитивное внимание) или к самому себе (рефлексивное внимание). Второй вид внимания меньше связан с природными способностями человека, более утомителен и, по всей видимости, не может поддерживаться постоянно. Интроспекция открывает меньше возможностей для самопознания, чем действие и созерцание.
«Абсолютно чистой формой внимания является молитва», – утверждает Симона Вейль. Действительно, молитва есть чистое присутствие присутствия, чистая открытость, чистое приятие.
Однажды Свами Праньянпад (***), приезжавший на несколько месяцев во Францию, встретился с настоятельницей женского монастыря. «Вы согласны с тем, что нужно постоянно молиться?» – спросила она его. «Конечно, – отвечал он. – Но что понимать под молитвой? Молиться значит хранить свое присутствие в том, что есть». Это и есть внимание, но не болтливое и выпрашивающее что-нибудь для себя, а безмолвное.
Тогда абсолютно нечистым вниманием я бы назвал вуайеризм как завороженность непристойным или мрачным. Это два крайних проявления внимания, его вершина и его дно, причем оба сладостны душе, потому что каждое по-своему дарит нам возможность самозабвения.
Вопреки тому, что утверждает Батай (***), я не верю, что эти две крайности могут сходиться. Другое дело, что они питаются из одного источника – так полагает Фрейд, и я не вижу оснований с ним не согласиться.
***
Свами Праньянпад (1891–1974) – индийский философ, физик по образованию. Глубоко изучив традиционную индийскую философию, живо интересовался учением Фрейда и практикой психоанализа. Разработал собственную технику «освобождения духа», которой обучал своих последователей, в том числе на Западе.
Жорж Батай (1897–1962) – французский писатель и философ, автор мистической теории об одержимости человека силами природы, которая проявляется в сексуальной жизни и смерти и противостоит социальной жизни, подчиненной запретам и табу. Человек, способный преодолеть эти барьеры с помощью мистического экстаза, достигает состояния «суперморали», стоящего выше всех этических и религиозных норм.
Внимание
направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления при одновременном отвлечении от других. В. - динамическая характеристика деятельности, её необходимая сторона. Объектом В. могут выступать как воздействия внешней среды, так и собственные мысли, переживания, действия.Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит ориентировочная деятельность. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений человека и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной специально выработанными способами организации поведения. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с её автоматизацией возможно появление т.н. постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но её выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением.
К числу экспериментально определяемых характеристик В. относятся избирательность, объём, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчётливо осознаваемых объектов принимается за величину объёма В., который практически совпадает с объёмом непосредственного запоминания или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно равен 5-7 объектам. Для определения переключаемости и устойчивости В. применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит ориентировочная деятельность. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений человека и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной специально выработанными способами организации поведения. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с её автоматизацией возможно появление т.н. постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но её выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением.
К числу экспериментально определяемых характеристик В. относятся избирательность, объём, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчётливо осознаваемых объектов принимается за величину объёма В., который практически совпадает с объёмом непосредственного запоминания или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно равен 5-7 объектам. Для определения переключаемости и устойчивости В. применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 37)
Внимание
— Для зарождения в сознании какого-либо ощущения недостаточно присутствия внешнего раздражения: когда мы углублены в свои мысли или заняты чем-либо, до нас не доходит шум окружающих нас голосов, мы не видим того, что делается вокруг нас, словом, не получаем ощущений от раздражителей, действующих на наши органы чувств. В этих случаях для возникновения ощущения недостает одного существенного условия — внимания, т. е. активного участия психики, как бы идущей навстречу внешним воздействиям и доводящей их до сознания, т. е. до ощущений. Большая заслуга Вундта — в том, что он указал на эту активную роль психики в процессе восприятия впечатлений. По его определению, воздействие внешнего раздражителя только благодаря участию В. создает сознательное восприятие (апперцепцию, по терминологии Вундта). Вундт представляет дело так, что пока В. не направлено на какой-либо орган чувства, напр. на глаз, все раздражители, действующие на глаз, вызывают в зрительном центре в мозгу возбуждения, остающиеся за порогом сознания. Лишь с того момента, когда В. направлено на этот мозговой центр и на глаз, бессознательные до того возбуждения (несознаваемые ощущения) переступают порог сознания и входят в него, превращаясь в настоящие ощущения. Еще более картинно объясняет Вундт свою мысль, сравнивая сознание с плоскостью, неравномерно освещенной, где, чем дальше от центрального пункта, тем бледнее освещение. Акт В. означает, по Вундту, введение зарождающегося ощущения в наиболее освещенную часть поля умственного зрения. Самое простое фактическое объяснение способности В. — предположение, что с помощью В. усиливается интенсивность того нервно-психического процесса, на который В. направляется, и в то же время ослабляется напряженность всех тех нервно-психических актов, от которых В. в данную минуту отклонено. С помощью В. мы можем делать выбор между впечатлениями и этим косвенно направлять и всю нашу душевную деятельность. Благодаря В., человек до известной степени эмансипируется от подавляющего влияния окружающей среды, перестает быть ее пассивным отражением и достигает духовной автономности. В. есть проявление вашей личности в сфере умственной жизни. Оно различно у разных субъектов и по силе влияния, и по продолжительности времени, в течение которого мы способны удержать в сознании данное вожделенное впечатление и устранять нежелательное. Как способность, В. есть продукт выучки и упражнения и значительно колеблется у разных людей. Сила В. падает заметно под влиянием вредных физиологических и психологических моментов, как то утомления, волнения, изнурения, опьянения. В детстве и в глубокой старости В. слабо. Богато одаренные духовно люди обладают в высокой степени способностью сосредоточить и удержать (фиксировать) свое внимание на произвольно ими выбранном объекте. Слабоумие характеризуется больше всего недоразвитием В. Если бы мы в состоянии были измерять величину способности В., мы имели бы, вероятно, наиболее близкое мерило степени развития нашей интеллектуальной энергии. Ослабление силы В. есть один из ранних предвестников начинающейся болезни. При помощи напряженного В. делаются доступными восприятию самые слабые раздражения. В. сопровождается расходованием нервной энергии и поднятием возбудимости чувствующих нервов, но лишь тех, по которым протекают волны, входящие в состав данного акта восприятия. Деятельность В. выражается в поднятии двигательного, или иннервационного тока. Это совершается также на счет живой силы В. Двигательное В. может охватить множество путей и распространяться на многие двигательные представления. Поэтому двигательное В., в отличие от сенсорного, имеет характер рассеянной энергии или ее разряжения. Кроме этой активной роли В., как расхода живой энергии, оно имеет еще и другую сторону: под влиянием В. угнетаются и приостанавливаются многие и даже все одновременно находящиеся в пути нервные и психические волны и акты, задерживается доступ других впечатлений, приостанавливаются волевые импульсы, даже другие акты сознания. Угнетение нервных и психических процессов достигает тем большей степени, чем совершеннее В.; поэтому экономия нервной и психической энергии есть основной принцип В. Сущность В. заключается, таким образом, в установлении возможно низкого психонервного порога, возбудимости как сенсорного, так и двигательного, для данного акта, и в устранении из последнего всех волн, как сенсорных, так и двигательных, стоящих ниже этого порога. Угнетение этих последних волн, т. е. ослабление их энергии, является вспомогательным процессом, способствуя исключению этих волн из данного акта. Благодаря угнетению достигается основное условие созревания представлений в сознании. Представление, во-первых, вырабатывается наиболее точно, вследствие локализации центрального процесса в одной, специально приспособленной группе клеток и устранения всех посторонних возбуждений. Во-вторых, достигается фиксация представления в течение известного промежутка временя, необходимого для созревания, или кристаллизации представления, так как весьма вероятно, что каждое представление, смотря по степени своей сложности, требует большего или меньшего времени для своего формирования. Торможение массы психических и нервных актов требует затраты значительного количества живой психической энергии со стороны внимания. В., как и всякая нервно-психическая деятельность, может возбуждаться внешним деятелем, раздражителем, определяющим направление работы и распределение частей В. Это — пассивное, или рефлекторное В. Иногда умственная работа и все процессы В. возбуждаются не извне, а автоматически — представлениями сенсорными, либо двигательными, находящимися в нашей памяти. В этом случае представление реализуется сперва в сознании, и тогда уже начинается активная работа восприятия того внешнего впечатления, которое связано с данным представлением. При таких условиях активного восприятия, когда направляющая роль внешнего раздражителя ничтожна, а процесс В. является как бы исходящим от нас, мы сознаем В. как самостоятельный душевный акт, отличный от того объекта, т. е. от того представления, с которым, однако, внимание в сущности и здесь неразрывно связано. Обыкновенное самонаблюдение различает целый ряд оттенков в степени напряженности В. Рассеянность, сосредоточенность, поглощение В., экстаз и т. п. выражения служат для характеристики различных ступеней В. Опыты над В. показывают, что степень его участия в каком-либо психическом акте оказывает огромное влияние на скорость, энергию и качество последнего. И воспоминание, и ассоциация идей, и суждение — т. е. процесс измерительной оценки и квалификация свойств ощущения — все в значительной мере зависит от силы, качества и устойчивости акта В. Умственное утомление в школе проявляется раньше всего в упадке В. учеников. Загадочный психический фактор, который называется умственным интересом, представляет собою не что иное, как специальное В., особенную реакцию последнего на известную группу психических явлений. Сила и устойчивость В. определяют собою фиксацию, т. е. продолжительность умственных актов; чем сильнее В., тем дольше данное представление остается в сознании, стало быть тем дольше оно имеет возможность вступать в ассоциацию с другими представлениями, тем дольше могут совершаться логические операции — сравнение, оценка, суждения о различных сторонах данного представления, — Важна не только сила В., но и его быстрота. Есть немало явлений, которые существуют весьма короткое время, даже один миг — и такие явления — напр. игра лица, колебание голоса, жест, — совершенно ускользают от наблюдения тех, чье В. медленно работает. Для данного лица существует, таким образом, целый мир впечатлений и внешних возбуждений, которые по своей мгновенности потеряны для других людей. В. может быть больше или меньше и по своему объему, т. е. охватывать единовременно большую или меньшую группу впечатлений, представлений, идей, удерживать в сознании большую или меньшую ассоциацию. В этом смысле В. не только составляет основу того, что называют объемом сознания в тесном смысле, но служит также базисом всех сложных умственных операций. Не только для чисто логических операций, для синтезов мысли, но и для актов воли, для решений, для выработки планов действия существует необходимость способности единовременно или, по крайней мере, почти единовременно удерживать в сознании большие, связные группы образов, целей, фактов. — В., будучи силой синтетической, связующей элементы, находящиеся в сознании единовременно и последовательно через него проходящие, в то же время является иногда силой аналитической, расчленяющей сложные образы представлений и идей на их составные части. Хорошо развитое В. в состоянии по нашему произволу сосредоточить всю силу своего освещения на одном каком-либо пункте сознания, оставляя на время все остальное в тени, как бы устраняя временно из поля сознания. Это благодетельное свойство В составляет основу нашей способности различать и обособлять. Понятно, что тот элемент, на котором сосредоточилось сознание, находится в наиболее благоприятных условиях для своего созревания и развития.
Литература. Wundt, "Grundzü ge der physiologischen Psychologie" (5-е изд.); G. M üller, "Zur Theorie der sinnlichen Aufmerksamkeit"; N. Lange. "Philosoph. Studien" (IV) Munsterberg, "Beiträ ge etc." (II); Th. Ribot, "Psychologie de Г attention".
— С некоторыми из входящих в сознание явлений сознающий субъект связывается особым актом, которым эти явления выделяются из остального содержания сознания. Этот акт, называемый вниманием, обусловливается частью извне, объективными свойствами самого явления (яркость, интенсивность, внезапность), частью же изнутри — субъективным интересом, связывающим нашу волю и чувство с тем или другим явлением или идеею преимущественно перед прочими. В первом случае говорится, что внимание невольно обращается на данный предмет (В. непроизвольное), во втором — что мы направляем на него свое внимание (В. произвольное). Большая способность к произвольному вниманию — или сосредоточению духовных сил на одном предмете — составляет необходимое условие всякой значительной деятельности, что дало повод Бюффону видеть даже в гении лишь сильную степень внимания. Будучи зараз и волевым, и умственным актом, В. (произвольное) теснейшим образом связывает теоретическую и практическую области нашего духа и актуально выражает его единство (см. Воля и Мышление).
Вл. С.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.