Вишну
в ведической религии божество; в брахманизме и индуизме Вишну - великий Бог-охранитель. В средние века Вишну почитался в основном в образах Кришны и Рамы - его аватарах.
Вишну
в ведической религии божество; в брахманизме и индуизме Вишну - великий Бог-охранитель. В средние века Вишну почитался в основном в образах Кришны и Рамы - его аватарах.
Вишну
Ви́шну - в древнеиндийской мифологии один из триады высших богов (наряду с Брахмой и Шивой), хранитель мира и защитник земли.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Вишну
Vishnu
божество, мало охарактеризованное в Ведах. Основной ведический миф о нём – это сказание о трех Шагах Вишну. Явясь в виде карлика асуру, правившему тогда миром. В. просил дать ему столько пространства, сколько он может пройти тремя шагами. Получив согласие, В. превратился в великана и перешагнул через весь мир. Таким образом, в Ведах В. является олицетворением Солнца, тремя шагами проходящего весь мир: с востока через зенит на запад. Зенит называется "следом Вишну" Vishnupada. В эпический период В. слился с образом Нараяны-Бхагавата. Хотя о Нараяне упоминают уже Брахманы, его арийское происхождение сомнительно, и тем более Кришны, самое имя которого (Черный) является намёком на его негроидное происхождение. Кришна борется с Индрой, как владыкой ведических богов, и побеждает, а победив, Вишну-Нараяна-Кришна становится славным богом кшатриев-вишнуитов. Об этом подробнее говорится в разделе "Нараяния" Мокшадхармы.
Вишну
(Vishnu — деятельный, от корня vish — действовать, быть деятельным) — одно из важнейших индусских божеств. Первоначально (в Ригведе) В. — бог солнца, олицетворение солнца как животворной силы природы, играет второстепенную и подчиненную роль. Когда в Ригведе призывается солнце как верховное божество, то обыкновенно оно называется иначе, напр., Савитри, Рогита (красный), Сурья, Адитья. В эту эпоху В. приписывается только один великий подвиг: в три шага он проходит все воздушное пространство, что, очевидно, является мифической переработкой солнца, совершающего свой дневный путь. Шаги В. представляют собой восход, зенит и заход солнца. Особенно прославляется в гимнах Ригведы высшая точка этого солнечного пути. Весьма часто в Ригведе В. упоминается вместе с Индрой; вместе их призывают на приготовление священного напитка Сомы, и вместе они бьются против облачного демона Вртра (Vritra). В. упоминается также часто рядом с Пушаном (Pûshan — ï роизрастающий, питающий) — тоже одним из олицетворений солнца. В многочисленных легендах, составляющих значительную часть содержания так называемых Брахман (Brâhmanas), тоже не замечается стремления возвысить или переработать как-нибудь мифический образ В. Здесь с большими подробностями рассказывается миф о хождении В. по воздуху. В. отождествляется с жертвой, и, наконец, ему приписывается насильственный конец (весьма естественный у солнечного божества). Возможно, что различные индусские племена почитали каждое своего солнечного бога. Таким образом естественнее всего объясняется то предпочтение, которое оказывали В. племена долины Ганга. С наступлением эпохи индийского средневековья (600 г. до Р. X.) начинается мало-помалу процесс слияния В. с другими народными божествами, особенно почитавшимися у разных народов долины Ганга. Имена этих божеств стали впоследствии прозвищами В. (Гари — Hari, Джанардана — Janârdana, Васудева — Vasudeva или Пурушоттама — Purushottama). В древнейших буддийских памятниках имя В. еще не встречается. Вместо него встречаем имя Нараяна (Narâyana), впоследствии также одно из прозвищ В. Нараяна же тождествен с Брахмой Сваямбху (Svayambhû — самобытный). Таким обр., позднейший средневековый В. является результатом слияния в одном образе ведийского солнечного В., разных местных божеств и брахманического Нараяны-Брахмы. Весьма вероятно, что этот процесс не обошелся без сознательного участия брахманов, желавших противопоставить что-нибудь молодому буддизму, распространявшемуся быстро и могуче. Превращение кроткого и благотворного ведийского В. в великое пантеистическое, верховное над всеми богами божество совершилось, вероятно, в течение первых веков после смерти Будды, т. е. около VI-V вв. до Р. X. Дальнейший фазис в истории В. составляет принятие так называемых воплощений его, или аватар (Avatâra = сошествие, от ava + tar = сходить). Прежде всего произошло отождествление В. с любимыми народными героями Кришной (Krishna = черный) из эпоса Магабхараты (см. это имя) и Рамой (Rama — темный, черный, красивый) из эпоса Рамаяны (см. это имя), которые стали представляться как воплощение В. Весьма возможно, что мотивом для принятия догмата об аватарах служило желание выставить равносильное оружие против буддистов, учивших, что Будда раньше был богом и сошел на землю в лоно Майи (Maya), чтобы родиться снова и достигнуть еще более высокой степени. Мало-помалу В. становится великим пантеистическим божеством. Все остальные боги уступают ему место или сливаются с ним. В Махабхарате он изображен так: "в нем, господине всех существ, заключаются все существа — его свойства как нанизанные на шнурок драгоценные каменья; на нем покоится все существующее и несуществующее. Гари, тысячеголовый, тысяченогий, тысячеглазый блестит тысячей лиц; он, бог, превышающий все, самый малый из малых, самый обширный из обширных, самый великий из великих, самый выдающийся из выдающихся, есть душа всех; он, всеведущий, всезнающий, есть создатель всего; в нем плывут миры, как птицы в воде; В. не имеет ни начала, ни конца, он источник существования всех существ. От тысячерукого В., главы и повелителя мира, произошли все существа в начале времен, в него они вернутся при конце времен. Гари есть вечный дух, блестящий как золото, как солнце на безоблачном небе. Брахма возник из его тела и живет с прочими богами в его теле; небесные светила — волосы его главы. Его, бога с глазами как лотос, прославляет вечный Брахма, ему молятся боги". В знаменитом эпизоде Махабхараты — Бхагавадшта — В. представлен досягающим до неба, с массой голов, рук и глаз, без начала, середины и конца, вмещающим в себе бесконечное множество разных тел и форм. Все боги и твари, все мудрецы древности и все герои, небесные драконы и даже сам Брахма совмещены в необъятном, неизмеримом теле Б. Число воплощений В. принимается в разное время и в разных местах различно: от десяти до двадцати. Самые важные: 1) Матсья-Аватара (Matsya = рыба): В. во время великого потопа превращается в рыбу и тащит за собой корабль благочестивого царя Сатьяврата (Satyavrata) к одной из вершин Гималая, где он останавливается, способствуя этим сохранению жизни на земле. 2) Курма — A. (Kûrma — черепаха) — глубоко древний миф о пахтанье мирового океана: В. в образе черепахи ставит себе на спину гору Мандара; боги и демоны привязывают к ней вместо каната змею Васуки (Vâsuki) и вертят ее, как мутовку, в море, пока из него не начинают появляться разные чудесные вещи: апсарасы — нимфы, белый мифический конь, драгоценный камень, корова изобилия, даже луна и, наконец, врач богов Дханвантари с напитком бессмертия Амрита (Amrita = амброзия). 3) Варага=А. (см. это сл.). 4) Нрсинха=А. (Nrisimha = А.): В. в образе получеловека, полульва раздирает своими лапами злого демона Гираньякашипу (Hiranyakaçipu). 5) Вамана=А. (см. это сл.). 6) Парашурама=А. (Paraçurama = Рама с топором): В. уничтожает надменных и дерзких кшатриев, чем прекращает продолжительные распри между кастами брахманов и воинов. 7) Рамачхандра — А. (Râmachandras): В. под видом Рамы совершает поход на Цейлон, прославленный в Рамаяне. 8) Воплощение в образе Кришны (Krishna), пользовавшееся особым почитанием. Даже Будда, по позднейшему учению брахманов, есть одно из воплощений В. (девятое). При этом В. имел в виду истребить вконец злых и испорченных людей и демонов, которые под влиянием Будды разрушили закон каст и поклонение богам. Десятое и последнее воплощение В. — Кальки = A. (Kalki) ожидается в будущем. Когда мир окончательно погрязнет в пороках, священные писания потеряют свой авторитет и жизнь людская будет продолжаться только 23 года, явится снова В., и век зла — Калиюга (Kaliyuga) сменится эпохой добра и совершенства Критаюга (Kritayuga). Вишну изображается обыкновенно с четырьмя руками, с палицей и диском, верхом на птице Гаруда (Garuda — первично солнечная, жар-птица). Его супруга — Шри (Ç rî — ê расота, блеск) или Лакшми (Lakshmî — счастье, богатство, красота) — богиня красоты и счастья. Культ В. в течение средних веков приобретал все более и более значения. Бесчисленные храмы в Индии, посвященные ему до сих пор, и миллионы его поклонников — вишнуитов (Vaishnavas) свидетельствуют об этом.
С. Булич.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.