Вазопись
ж.
Роспись керамических сосудов, ваз.
Вазопись
ж.
Роспись керамических сосудов, ваз.
Вазопись
разновидность изобр. иск-ва, самые ранние образцы к-рого в Др. Греции относятся к IV тыс. до н. э. (лепные сосуды примитивных форм с линейно-геометр. росписью темной краской по светлому фону из Фессалии). В росписях к IV - нач. III тыс. преобладают мотивы спирали и меандра (идея бескон. движения); формы сосудов подчеркнуто четкие, жесткие (материковая Греция) или округлые, мягкие (Крит), В к. III - 1-й пол. II тыс. ведущая роль принадлежит В. Крита: вазы стиля Камарес (период Старых дворцов, к. III - нач. II тыс.), исполненные на гончарном круге, разнообразных форм и размеров (от чашечек «яичная скорлупка» до бол. пифосов), со светлой полихромией росписью по темному фону, отличает изысканный декор стилизованных раст. мотивов и спиралей; в период Новых дворцов (к. XVIII - XV вв.) роспись темными красками по светлому фону с изображением трав, цветов, морских животных, раковин органично сочетается с «дышащими» формами ваз. В материковой Греции распространены сосуды с геометр, орнаментами, нанесенными матовой темной краской (XV в.), упрощенными раст. и морскими мотивами (влияние Крита), специф. микенскими сюжетами - воины, колесницы, исполненные контурным рисунком (XIV - XIII вв.). В В. XIII - XII вв. нарастают схематизм и геометризация. В. геометр, стиля (XI - VIII вв.) проходит неск. этапов - субмикенская (1-я пол. XI в.: сосуды округлых форм, декор из линий, полукружий, треугольников), протогеометр. (2-я пол. XI - X вв.; четкие формы, круги исполнены циркулем), геометр. (X - VIII вв.). Геометр, керамику (гл. центр - Аттика, местные варианты - Аргос, Мелос, Крит) отличает строгая архитектоника форм, подчеркнутая полосами меандра, крестов, треугольников и т. д., покрывающими сосуд от ножки до венчика. Орнаменты - знаки-символы, заключающие в себе весь мир. Высшая точка развития геометр, стиля - «дипилонские» вазы (по некрополю в Афинах, VIII в.), в декор к-рых впервые вводятся изображения животных и человека, сильно геометризированные, выделенные в центр, клейме или фризе. К VII в. В. геометр, стиля сменяется ориентализирующей (подражающей Востоку) или В. коврового стиля (гл. центры - Коринф, Аттика, ионийские школы, VII - VI вв.), для к-рой характерны небол. сосуды округлых форм (арибаллы, алабастры, пиксиды) с богатой полихромной росписью (светлая обмазка, коричневатый «лак», пурпур, процарапывание), мягкими контурами силуэтных фигур и густым заполнительным орнаментом. Фризы с изобр. животных, птиц, миф. существ, типичные для VII в., в нач. VI в. уступают место фигурам людей, сюжетным мифолог, сценам. В к. VII в. в Коринфе зарождается чернофигурная техника росписей, окончательно складывающаяся в Афинах в нач. VI в.: сплошной силуэт черным лаком наносится на оранжево-красный фон глины, детали даются процарапанными линиями, пурпуром, белой краской. В 1-й трети VI в. сохран. фризовая роспись (ваза Франсуа), позже изображение, обычно на мифолог, сюжет, заключается в клеймо - прямоуг. на тулове амфоры, кратера, круглое - на дне килика. Лучшие образцы чернофигурного стиля - работы Клития (сер. VI в.), Эксекия, мастера Амасиса - отличает строгий и точный рисунок, выразительность поз и жестов, гармоничная связь с формой вазы. Огран. возможности силуэтного рисунка в передаче движений, ракурсов, вызвали появл. ок. 530 до н. э. [мастерская Андокида (1)] краснофигурной техники: светлые фигуры выделяются на покрытом черным лаком фоне; чернофигурная техника используется еще в 1-й трети V в., а в декоре панафинейских амфор - до к. IV в. Росписи краснофигурных ваз «строгого» стиля (посл. четв. VI - нач. V в.) сохраняют плоскостность, графичность, декоративность чернофигурного рисунка, угловатость контуров [мастер Андокида (2), Евфроний, Бриг, Дурис]. Рис. мастеров «свободного стиля» (2-3-я четв. V в.) лаконичен и выразителен, смело и точно переданы движение, эмоциональное состояние героев - от сдержанного драматизма до буйного веселья. Монумент, иск-во высокой и зрелой классики (450 - 420 до н. э.) нашло отражение в гармоничных, обобщенно-идеализированных и возвышенных образах [Полигнот 1(2)], в попытках передать фигуру в пространстве (мастер Ниобид). Особое место в В. V в. занимают белофонные росписи (легкий контурный рис. светлыми - зеленой, голубой, розовой, коричневато-желтой - красками по белому фону), печально-элегич. (лекифы со сценами у надгробия) или утонченно-лирические (килики с мифолог, персонажами). В росписях «роскошного» стиля (420 - 390 до н.э.) грация, непринужденность жанрово-мифолог. сцен (мастер Мидия) сочетаются с общей тенденцией к пышности, усложненности, роскоши декора, нарастающими в В. поздней классики (390 - 320 до н. э.) и разрушающими былое единство формы сосуда и изображения. В IV в. ведущую роль в антич. В. играют школы Южн. Италии (Апулия, Кампания, Лукания, Пестум) и Сицилии. На рубеже IV - III вв. В. уступает место керамике, покрытой лаком, рельефной («мегарские» чаши) и сосудам со скромным орнаментальным декором (т. н. керамика зап. склона), типичным для эпохи эллинизма (Керамика).
Лит.: Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1972.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.