Значение слова «библиотеки»

Что означает слово «библиотеки»

Педагогический терминологический словарь

Библиотеки

   1. учреждения, организующие сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати и др. документами.

   2. Личное собрание произведений печати.

   Существует очень много типов и видов Б. Библиотеки могут содержаться как отдельными лицами (личные, семейные), так и коллективом граждан (частные, кооперативные, на общественных началах). Среди них выделяется большая группа общественных Б. (общественного пользования), к ним относятся национальные и государственные (в Рос. Федерации - Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека), федеральные, городские и прочие Б. По составу фондов Б. подразделяются на универсальные, многоотраслевые и отраслевые, специальные; по возрастным характеристикам - для взрослых, детей и юношества; по целевому назначению - учебные, научные, производственные и пр. Педагогические Б. представляют собой отраслевые научно-информационные и культурно-просветительные учреждения в области педагогических наук и образования, обслуживающие воспитателей, педагогов, преподавателей и сотрудников образовательных учреждений, студентов педагогических вузов и пр. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского (ГНПБ) - крупнейшая в Рос. Федерации. Детские Б. - собирательное название для детских и школьных библиотек. Содержат преимущественно литературу для детей и подростков. В Рос. Федерации имеется сеть детских библиотек, включающая Российскую государственную детскую библиотеку, республиканские, областные, краевые, районные и городские библиотеки. Б. организуют исследования по проблемам детского чтения, выпускают библиографические пособия, организуют выставки, читательские конференции и пр. Школьные Б. имеются практически во всех средних образовательных учреждениях и обслуживают учащихся школьного возраста в соответствии с образовательными программами, а также учителей по методике преподавания учебных дисциплин и воспитательной работы с учащимися. Юношеские Б. обслуживают читателей 14-20 лет и наряду с общеобразовательной деятельностью ведут работу по профессиональной ориентации молодёжи. Статьи об отдельных библиотеках см. в разделе Приложения.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 27)

Энциклопедия Екатеринбурга

БИБЛИОТЕКИ

культ.-просвет. и науч.-справочные учреждения, организующие пользование произв. печати. Первые Б. появились на У. в ХVI в., крупнейшая - Б. Строгановых (большая ч. кн. сосредоточена в Сольвычегодске). В кон. XVII-XVIII в. кн. собр. формировались в мон. В первой пол. XVIII в. одной из самых значительных была Б. В.Н.Татищева, содержащая большое кол-во кн., собранных во время поездок за границу (Берлин, Стокгольм, Гданьск). В 1737 Татищев подарил Екат. горнозавод. шк. Б. из 617 т. (571 назв.), специально закупленных в СПб. Общ. число кн. в ней в кон. 1730-х превышало 1500. В кон. XVIII - первой пол. XIX в. в Екат. появились сравнительно большие частные Б. Ф.Л.Карпинского, А.И.Кронеберга и др. В 1870-е сформировались фонды Б. Урал. об-ва любителей естествознания (УОЛЕ) - одной из богатейших в Екат. и на У. В 1890-е развернулось движение за орг-цию обществ. публ. Б. на средства нас. По инициативе Екат. об-ва любителей изящных иск-в во гл. с А.Н.Батмановым 26 мая 1899 в Екат. открылась обществ. публ. Б. им. В.Г.Белинского (см. Свердл. обл. универсальная науч. б-ка им. В.Г. Белинского), основу фондов к-рой составили кн. из личной Б. Е.М.Кремлевой. В нач. ХХ в. появились сравнительно кр. частные публ. Б. П.А.Наумова, Н.К.Чупина, С.А.Тихоцкой и др. Возникают Б. при з-дах и храмах. В 1915 в Екат. созд. Б. для нац. меньшинств. Укрепилась мат.-техн. база Б., они стали доступны разл. категориям нас., в связи с ростом грамотности горожан расширился круг читателей. После событий 1917 большинство Б. реквизировано, ч. уничтожена во время Гражд. войны или вывезена за пределы г. Постепенно формируется новая сеть Б.: гос. публ., профс., науч., спец. Расширилась библ. сеть при з-дах, возникла сеть вузовских Б. В 1917 созд. Б. Горн. ин-та (см. Урал. гос. горн.-геол. академия), в 1920 - Урал. гос. ун-та. В 1930-е открыты Б. им. Горького (соцгород Уралмаш), Мамина-Сибиряка, Пушкина, Кирова, Б. Старых большевиков и др. В 1923 в Екат. насчитывалось 29 публ. Б. (кн. фонд 341,7 тыс. т.), в 1940 - 166 (1329,5 тыс. т.). Интенсивно расширялась сеть техн. Б. Усилилась идеологизация и политизация деятельности Б., из фондов изымалась "идеологически вредная лит-ра", создавались закрытые "спецхраны". В гг. Вел. Отеч. войны библ. сеть и фонды возросли за счет эвакуированных книгохранилищ, в послевоен. период ряд Б. получил специально выстроенные помещения. Новый этап в деятельности Б. наступил в 1970-е в связи с централизацией библ. системы, объединившей все гос. массовые Б. для взрослых и детей. В 1983 в Екат. насчитывалось 641 Б., в т.ч. 185 массовых гос. и профс., 112 науч.-техн., 31 науч., 50 в вузах и техникумах. Кроме того, на пр-тиях действовало 876 передвижек и пунктов выдачи лит-ры. В 2000 Екат. располагал: 61 публ. Б. (кн. фонд 4201 тыс. т.), в их числе муниципальными - 50 (1542 тыс. т.), профс. - 16 (405 тыс. т.); Б. Гл. г. (4 филиала, 120 тыс. т.); Б. др. ведомств - 5 (290 тыс. т.). Крупнейшие: Свердл. обл. универсальная науч. б-ка им. В.Г.Белинского, науч.-краеведческая СОКМ, науч. УрГУ и УГТУ-УПИ, им. А.М.Горького, центр. дет., центр. науч. УрО РАН.

Лит.: Книги старого Урала. Свердловск, 1989; Екатеринбург за двести лет (1723-1923). Екатеринбург, 1923; Очерки истории Свердловска. Свердловск, 1958; Свердловск: Справочник. Свердловск, 1956; Свердловск: Справочник-путеводитель. Свердловск, 1983; Итоги экономического, социального и экологического развития муниципального образования "Город Екатеринбург" за 2000 г. Екатеринбург, 2001.

С.П. Постников

Москва. Энциклопедический справочник

Библиотеки

Первые библиотеки в Москве возникли в XI в. при монастырях — Андрониковом, Богоявленском, Даниловом, Заиконоспасском, Симоновом, Чудовом и др. О древних московских библиотеках сохранились фрагментарные сведения, так как большинство их погибло во время войн и пожаров. С XIV в. богатые книжные библиотеки имели великие князья — Иван I Калита, Василий III, царь Иван IV Грозный (его библиотека исчезла в конце XVI — начале XVII вв. и до настоящего времени не обнаружена) и др. Среди собраний, принадлежавших духовенству, выделялась Патриаршья библиотека (учреждена с установлением патриаршества в 1589); в XVII в. её фонды значительно пополнили патриархи Филарет и особенно Никон, передавший в библиотеку свыше 1 тыс. личных рукописей и книг; в 1722 библиотека преобразована в Синодальную. В XVI—XVII вв. возникли специальные библиотеки при учреждениях: Типографская при Печатном дворе (с 1721 при Синодальной типографии), библиотеки приказов — Аптекарского, Посольского, Пушкарского и др. (частично сохранились в составе Библиотеки РГАДА), Библиотека Славяно-греко-латинской академии (основана в 1689). Сформировались частные собрания В.В. Голицына, А.С. Матвеева, Симеона Полоцкого и др. В XVIII в. получили развитие библиотеки учебных заведений: Медико-хирургической школы за Яузой, Навигацкой в Сухаревой башне, Московского университета. Появились частные общедоступные учреждения при книготорговых заведениях, например, библиотека при книжной лавке В.А. и В.В. Киприяновых на Спасском мосту (ими же был разработан проект первой в Москве публичной библиотеки), бесплатная библиотека-читальня Н.И. Новикова, платные коммерческие библиотеки и так называемые «кабинеты для чтения» (во второй половине XVIII в., по данным В.О. Ключевского, их было около 26). В 1812 при пожаре погибло большинство частных московских библиотек.

В XIX в. возникли библиотеки научных обществ (Общества истории и древностей российских, Общества любителей российской словесности, обществ антропологии, русских врачей, педагогического и др.), гимназий и высших учебных заведений, музеев (Политехнического, Исторического), при монастырях (Епархиальная в Петровском монастыре, Библиотека церковной печати Хлудовых при Никольском Единоверческом монастыре) и др. В 1862 создана Московская Публичная библиотека при Публичном и Румянцевском музеях (ныне Российская государственная библиотека). Среди частных библиотек XIX в. наиболее известны библиотеки при типографиях и книжных лавках С.И. Селивановского, Глазуновых, Салаевых, Улитиных и др., бесплатная публичная библиотека А.Д. Черткова (1863; в 1872 подарена городу его сыном). С середины 70-х гг. XIX в. возросло число общедоступных библиотек (24 библиотеки в 1875, 40 библиотек в 1890-х гг., 56 — в начале XX в.). Были организованы бесплатные библиотеки (Тургеневская читальня, 1885), Библиотеки-читальни — имени А.С. Пушкина (1899; попечительница — его дочь М.А. Гартунг-Пушкина; ныне библиотека № 112), имени Л.Н. Толстого (1908; ныне библиотека № 146), имени Н.В. Гоголя (1909; ныне библиотека № 46). К 1914 насчитывалось около 160 библиотек, в том числе 76 общедоступных бесплатных, 15 библиотек высших учебных заведений, 27 библиотек учёных обществ, 13 библиотек при учреждениях. В 1916 было основано Русское библиотечное общество.

После 1917 библиотечное дело было реорганизовано. Библиотечный совет (во главе с В.Я. Брюсовым) при Моссовете проводил национализацию частных библиотек и организовывал охрану их фондов. Сформировалась сеть массовых районных, профсоюзных, партийных, комсомольских и детских библиотек. К 1919 насчитывалось 480 библиотек. Открылись крупные библиотеки: Социалистической академии общественных наук (1918, ныне Институт научной информации по общественным наукам), Медицинская библиотека (1919), Библиотека Института К. Маркса и Ф. Энгельса (1919, ныне Общественно-политическая библиотека), Библиотека имени Н.А. Некрасова (1919), Библиотека Института красной профессуры, Государственной центральной книжной палаты (1921), театральная (1922, ныне Библиотека по искусству), Неофилологическая (1921, ныне Библиотека иностранной литературы), Политехническая библиотека (1923), справочная Наркомпроса РСФСР (1925, ныне Педагогическая библиотека), справочная ВАСХНИЛ (1930, ныне Сельскохозяйственная библиотека), временный пост Библиотеки АН (1934, ныне Библиотека по естественным наукам РАН). По данным Всесоюзной библиотечной переписи (1934), в Москве насчитывалось 2253 библиотеки, в том числе 662 массовые, 845 научных, 746 детских и юношеских. В 1938 организована Историческая библиотека. В годы Великой Отечественной войны наиболее ценные фонды были эвакуированы, передвижные библиотеки работали на станциях метро, в убежищах, госпиталях и воинских частях. В 1943 образована патентно-техническая библиотека, в 1950—60-х гг. — Центральная библиотека для слепых (1954), Научно-техническая библиотека (1958, см. Государственная публичная научно-техническая библиотека), Юношеская библиотека (1966), Детская библиотека (1969). В середине 1970-х гг. осуществлена централизация сети массовых библиотек и образованы 32 районные централизованные системы — укрупнённые учреждения, объединяющие фонды и штаты нескольких библиотек.

В конце 1980-х гг. начался процесс деидеологизации библиотечного дела; были созданы Московская независимая общественная библиотека (для собирания неофициальной, прежде всего «самиздатовской», литературы), отдел нетрадиционной печати в Исторической библиотеке, читальня духовной и филологической литературы (организована библиотекой № 112 имени А.С. Пушкина и музеем Н.А. Бердяева). В 1991 учреждена Президентская библиотека. В 1996 насчитывалось свыше 450 массовых библиотек, 48 районных централизованных систем, 165 детских и около 1300 школьных библиотек. Функции методического центра для массовых библиотек Москвы выполняет Городская библиотека имени Н.А. Некрасова. В 1990-х гг. в условиях снижения государственного финансирования большинство библиотек испытывает значительные организационные и материальные трудности, вынуждено сокращать комплектование литературы, особенно иностранной, и др. Некоторые библиотеки предпринимают попытки коммерческой деятельности, библиотечного маркетинга, привлечения спонсорских средств и пр. Однако московские библиотеки продолжают оставаться центрами культурной и научной жизни города, ведут информационно-библиографическую и издательскую деятельность, а также работу по москвоведению (Городская библиотека имени Н.А. Некрасова, Историческая библиотека, Читальня имени И.С. Тургенева и др.).

Литература: Библиотеки Москвы. Справочник, 2 изд., М., 1979; Вяземский П.П., Обзор московских книгохранилищ, СПб., 1877; Луппов С.П., Книга в России в XVII в., Л., 1970; его же, Книга в России в 1-й четв. XVIII в., Л., 1973; Книжное дело в России в XVI—XIX вв., Л., 1980; Клейменова Р.Н., Книжная Москва первой половины XIX в., М., 1991.

Д.Н. Бакун.

Уральская Историческая Энциклопедия

Библиотеки

(греч. bibliotheke, от biblon - книга и theke - хранилище), культ.-просветительные и науч.-справочные учреждения, организующие пользование произв. печати. Выполняют образовательную, информационную, просветительную, воспитательную и др. задачи. Типология Б. предполагает их науч. классификацию по общности признаков: назначению, составу фондов, контингенту читателей и др. Выделяются разнообразные виды Б., к-рые претерпевают изменения в ходе ист. развития библиотечного дела.

   В 1970 ЮНЕСКО приняло единую классификационную схему современных Б.: нац., высших уч. заведений, универсальные, специальные, школьные, массовые (публичные). В отечественной лит-ре используют и др. ист. сложившиеся термины (напр., монастырская, частная, казенная, гос., отраслевая, акад. и проч.).

   Уже с XVI в. книги были неотъемлемой ч. рус. культуры У. Одной из крупнейших в России того времени была Б. Строгановых. Наиб. изв. книжные собрания Аники Федоровича и его сыновей Семена, Якова, Григория (в 1578 - до 214 книг), Максима Яковлевича (перв. четв. XVII в. - более 300 книг) и Никиты Григорьевича (в 1620 - 357 книг). Были личные Б. и у др. предст. рода. В XVI -перв. пол. XVII в. осн. ядро книжных собраний Строгановых находилось в Сольвычегодске. Состав Б. Строгановых в XVI в.: богослужебная лит-ра, книги Священного писания, сочинения отцов церкви, церковное право, жития святых, нравоучительная лит-ра, географ. соч., философия, история, медицина. В XVII в. репертуар Б. расширяется: гражд. право, политика, лит.-публицистические сборники, учебники, книги по музыке и др. В роду Строгановых велись летописные записи, синодики. По их заказу в XVII в. была составлена Строгановская летопись. На рубеже XVI-XVII в. в Сольвычегодске организуются книгописные мастерские, происходит оформление Строгановской книгописной школы. Изв. ц. книгописания и в вотчинах Строгановых на У. Строгановы были крупнейшими вкладчиками книг в церкви и монастыри сольвычегодских и ур. владений.

   Интересными книжными собраниями обладали в конце XVII-XVIII в. мон. и пустыни, расположенные на зап. склонах У. К нач. 1620-х самые старые из западноур. мон. имели сравнительно небольшие Б., количество книг в к-рых колебалось от 7 до 22 ед., в ср. же составляло ок. 14 ед. При этом доля рукописных книг в мон. Б. была достаточно значительной, а в нек-рых - преобладающей. Во многих мон. встречались книги "литовской" печати. Богослужебная лит-ра в этих книжных собраниях традиционно преобладала. Книги, как правило, хранились в мон. храмах. Пути формирования и источники пополнения этих Б. были также достаточно традиционными - централизованное снабжение (вклады, покупка, обмен и т.п.).

   К началу XVIII в. бесспорным лидером среди западноур. мон. являлся Пыскорский Спасо-Преображенский. Состав его книжного собрания в период между 1623 и 1702 почти полностью обновился и вырос в неск. раз, достигнув 192 ед., в осн. печатных книг, в числе к-рых появились украинские и белорусские издания, произв. церковной публицистики, значительное количество лит-ры назидательного содержания. Подобные же изменения произошли в Б. Соликамского Вознесенского мон., опись 1702 перечисляет здесь 83 книги, из к-рых 11 были рукописными. Существенное обновление книжного фонда произошло и в двух др. мон. - Чердынском Иоанно-Богословском и Пыскорском Богородицком девичьем, хотя какое-либо значительное качественное приращение в их Б. не наблюдается. Небольшими книжными собраниями, предназначенными в осн. для богослужения, располагали к началу XVIII в. обители, появившиеся позднее: приписанная к Соликамскому Вознесенскому мон. Сылвенская Воздвиженская пустынь (27 книг, из них 3 -рукописные) и приписанная к Пыскорскому Спасо-Преображенскому мон. Сылвенская Рождественская пустынь (46 книг, все печатные). Значительная ч. книг в этих собраниях относилась к "старой" (т.е. дониконовской) печати.

   О дальнейшем обновлении состава и увеличении количества книг в XVIII в. в Б. крупнейших пермских мон. - Пыскорского Спасо-Преображенского и Соликамского Вознесенского -свидетельствует опись 1777, зафиксировавшая в первом из них 252 книги, все печатные, во втором - 108, из них 14 - рукописные. Секуляризационная реформа 1764 привела к упадку и ликвидации многих ур. мон., в числе к-рых оказались Чердынский, Иоанно-Богословский, Соликамский Вознесенский, Введенский Яйвенский и др. Нек-рые мон. (Пыскорский Богородицкий девичий, Чусовской Успенский, Соликамский Архангельский девичий и др.) прекратили свое существование еще раньше. Пыскорский Спасо-Преображенский мон., трижды переводившийся во второй пол. XVIII в. в разные места, незадолго до своего преобразования в 1799 в Пермский архиерейский дом имел всего 122 книги, т.е. его Б. за два последних десятилетия своего существования уменьшилась более чем в два раза.

   Формирование Б. заур. мон. шло по мере становления и развития этих обителей. К нач. 30-х XVIII в. наиб. крупным книжным собранием обладал Далматовский Успенский мон., в к-ром находилось 174 книги (141 печатная и 33 рукописные). Среди них были рукописные сборники церковно-назидательного содержания, произв. агиографической лит-ры, "летописец Тобольского ротмистра Станкевича", старопечатные книги московских и зап. типографий и др. Б. обители в 1777 состояла из 203 книг (35 - рукописных, 168 - печатных), в 1823 - из 234 книг (28 рукописных, 206 - печатных).

   Как свидетельствует опись 1726, в Б. Верхотурского Николаевского мон. насчитывалось 67 книг. В 1773 Б. этого монастыря состояла из 81 книги (16 рукописных, 65 печатных), в 1791 - из 95 книг (8 рукописных, 87 печатных). В 1724 Невьянский Богоявленский мон. обладал книжным собранием в 43 ед., среди к-рых было 11 богослужебных рукописей. В целом состав Б. заур. мон. был традиционным для периферийных церковных собраний: преобладала богослужебная лит-ра. На протяжении XVIII-XIX вв. здесь также шел процесс замены новыми изданиями старопечатных и рукописных книг. Крупными личными (келейными) Б. обладали представители ур. духовенства. Изв. книжные собрания епископа вятского Трифона, архимандрита хлыновского Успенского монастыря Лаврентия (Горки), епископа пермского Иоанна (Островского), епископа пермского Иустина (Вишневского), архимандрита Иоакинфа (Кашперова) и мн. др.

   В XVII в. нередко можно было встретить Б. из 3-5 книг у служилых и посадских людей. С конца XVII в. на У. появляются книжные собрания (иногда весьма значительные) у деятелей местного старообрядчества. Это, как правило, печатные книги "дониконовского" времени и рукописные полемические и эсхатологические соч. В XVIII и XIX вв. ур. старообрядцы не только хранили и переписывали древние книги, но и создавали новые оригинальные соч.

   Одной из самых замечательных Б. на У. в первой пол. XVIII в. была Б. В.Н.Татищева, в к-рой находилось большое количество книг, собранных им во время поездок за границу, купленных в Берлине, Стокгольме, Гданьске. В 1737 Татищев подарил Екат. горнозаводской школе Б. из 617 томов (571 назв.). По его распоряжению книги для этой школы специально закупались в Петерб., а общее их число в конце 1730-х превышало 1500 томов.

   Большое значение для библиотечного дела на У. имела деятельность Демидовых. Личными книжными собраниями, насчитывающими тысячи томов, обладали мн. предст. семьи, напр. Н.А.Демидов (1724-1789), П.Г.Демидов (1809-1858), П.П.Демидов (1839-1885) и др. Сохранился значительный комплекс док-тов, связанных с Б. разл. учреждений на демидовских з-дах (книжные собрания Выйского уч-ща, заводских контор, школ и т.д.).

   В конце XVIII - нач. XIX в. на У. появляется довольно мн. Б. разл. образовательных учреждений. Наиб. крупными из них были собрания Перм. духовной семинарии, Б. вятской и перм. гимназий и т.п.

   К первой четв. XIX в. относится появление первых публ. Б. на У. Их книжные фонды пополнялись за счет взносов от создателей Б., покупки и выписки лит-ры. В 1812 была открыта публичная Б. в Чермозе Перм. губ. В 1848 в ней числилось 2354 книги, в т.ч. соч. западноевропейских просветителей, рус. классика. Позднее были открыты Б. в Сарапуле (1835), Уфе и Перми (1836), Вятке (1837), Кунгуре (1840), Ирбите (1857) и др. г. У. В первой пол. XIX в. на У. существовали весьма крупные даже по общероссийским масштабам частные Б., напр.: верхотурского купца Я.Я.Кузнецова (к 1857 - ок. 2000 томов), ирбитского мещанина А.Гуляева, строгановских приказчиков братьев Волеговых, протоиерея градо-Екатеринбургского собора Ф.Л.Карпинского и др. В сер. XIX в. наиб. изв. книжными собраниями на У. были публичные Б. А.А.Красовского (Вятка), А.И.Иконникова, А.А.Залежского, Ф.В.Ливанова (Пермь), А.Н.Зырянова (с. Иванищевское Шадринского у.) Всего к 1885 на У. насчитывалось 34 публичные Б.

   Наиб. изв. в это время получили личные книжные собрания Д.Д. Смышляева (Пермь) и А.И.Кронеберга (Екат.). В конце XIX - нач. XX в. интересными и значительными личными Б. были книжные собрания И.А.Толстого, Н.К.Чупина, В.В.Голубцова.

   Реакция 1870-80-х затронула и деятельность публ. Б. Усилился надзор за Б. уч. заведений. Но и при этом библ. дело продолжало расширяться: в 1890-е в Перми действовали Б.: публичная, железнодорожная, земская, стат. комитета, архивной комиссии, смышляевская и др. В Екат. богатейшей по составу фондов была Б. УОЛЕ.

   Шир. распространение в это время получили земские бесплатные Б. Только в Перм. губ. на средства земств к 1897 было открыто 211 Б. Книжные собрания имелись во всех гимназиях, реальных уч-щах, школах. Они располагали значительными фондами. К 1913 на тер. 9 бывш. окр. У. имелась 891 Б., а общее количество книг в библ. сети превысило 600 тыс. ед.

   Одной из первых с. Б. России стала Иванищевская в Шадринском у. Перм. губ. (1859). Основатели - гос. крест. А.Н.Зырянов и краевед Д.Д.Смышляев. В нач. 1890-х нач. движение за орг-цию обществ. публ. Б. по инициативе и на средства самого нас. Екат. об-во любителей изящных иск-в во главе с А.Н.Батмановым на осн. пожертвованной Е.М.Кремлевой личной Б. 26 мая 1899 открыло Екат. общественную публ. Б. им. В.Г.Белинского (ныне Екат. обл. универсальная науч. Б. им. В.Г.Белинского). Нар. бесплатные Б.-читальни открылись в Кургане (1894), Челяб. (ныне Кург. и Челяб. обл. универсальн. науч. Б.). С сер. 1870-х открытием Б. активно занимаются земства. Только в Перм. губ. ими к 1897 открыто 211 Б. В ср. на одну земскую Б. приходилось 368 книг, 167 читателей, 1458 книговыдач в г. Созданием Б. занимались и разл. об-ва: вол. и с., просветительские (попечения и нач. образования, нар. образования, нар. трезвости), библ., благотворительные орг-ции. К 1901 на средства библ. об-в в Перм. губ. действовало 320 Б. Значительную работу проводило библ. об-во им. Д.Д.Смышляева. Нач. развитию детских самостоятельных Б. положили Челяб. детская (1911), Б.-читальня об-ва светлой юности при Перм. Кирилло-Мефодиевском уч-ще (1912). Организовывались Б.-читальни для детей в Уфимской губ. Значительным событием стало открытие на У. Б. и читален для нац. меньшинств: мусульманских в Троицке (1898), Челяб. (1905), Екат. (1915). В Уфимской губ. в 1914 открылось 6 мусульманских Б. с фондом от 1252 до 1507 назв. Продолжали открываться частн. публ. Б. (П.А.Наумова, В.И.Бабинова в Екат. и др.). Популярной была Б. и кабинет для чтения т-ва "Бр.Покровские" в Челяб. Они существенно расширяли возможности об-венного пользования книгой. Имелись религиозные Б. при каждой церкви (напр. при кладбищенской Иоанно-Предтеченской в Екат., 1888). В Перм. губ. в период с 1860 по 1909 открылись по инициативе духовенства 427 Б. Для священников работали благочинские Б., семинарские, при церковно-приходских школах. По мере развития рев. движения создавались нелегальные Б. рев.-дем. направления (А.А.Красовского в Вятке, 1859-1879; А.И.Иконникова в Перми, 1859-1861), при кружках дем. молодежи, среди них "Б. Коммуна" троицких гимназистов (1877-1882); в Челяб. большой Б. располагал народоволец М.Ю.Гофман (1880-е). В нач. XX в. появились соц.-дем. Б.: Челяб. группы соц.-революционеров, чл. Челяб. группы РСДРП В.Рукавишникова (1905), В.П.Волгина в Перми (1903), Верхне-Камской орг-ции РСДРП (1905), Бисертских соц.-дем. (1907), большевист. орг-ций в Кунгуре, и Миньяре (1905) и др. Получают развитие специальные Б.: Перм. арх. (1826), Ильинская лесная (1848), Кувинская горная, муз.-нотная в Перми и др. Организуются Б. на з-дах. На рубеже XIX-XX вв. на У. были заложены осн. системы внешкольного образования, повысилась роль Б. в деле привлечения нас. к чтению, книге, произошло укрепление мат. положения публ. Б., расширились и тематически обогатились их фонды. Значительно увеличилась доля читающей публики.

   После Окт. рев. большинство старых Б. было реквизировано, уничтожено во время гражд. войны, вывезено с У. Формируется новая сеть Б.: гос. массовые (губ., гор., у., с.), проф., науч., специальные. Многие с. Б. преобразовались в избы-читальни. Ведущими были Екат., Перм., Оренб. и Челяб. обл., Башк. и Удм. респ. В 1925 на 8046 жителей Ур. обл. приходилась одна Б.; в городе - на 1886, в деревне - на 14123. В ср. на одну Б. приходилось на с. - от 668 до 751 книги, в г. - от 2495 до 6269. Характерным стало экстенсивное развитие Б. и усиленная идеологизация и политизация их содержательной деятельности, что впоследствии отрицательно сказалось на развитии библ. дела. Деятельность Б. зеркально отражала спады и подъемы обществ. развития страны. Среди достижений следует отметить создание библ. секций при отд. нар. образования, в к-рые пришли работать предст. дорев. интеллигенции. Получила развитие новая функция -метод., способствовавшая объединению Б. в единую сеть. Библиотекари У. внесли немалый вклад в разработку теоретических и практических проблем отечественного библиотековедения (челябинцы А.В.Котельников, И.Н.Сверчков, пермяк С.В.Метаниев). Изд. уникальный ж. "Челябинский красный библиотекарь" (1924-27). В 1930-е интенсивно растет сеть техн. Б. на новостройках У. Открываются Ц. науч.-технич. Б. в Свердл., Челяб., Перми.

   Б. активно очищались не только от идеологич. устаревшей лит., но и от "чуждых элементов" среди библиотекарей. В гг. ВОВ сеть Б. росла за счет эвакуированных фондов. Перм. гос. публ. Б. приняла на хранение св. 700 тыс. книг Гос. Б. СССР им. Ленина. Число читателей в Б. У. увеличилось за счет эвакуированных и раненых.

   В послевоенные гг. проводится большая работа по восстановлению и упорядочению сети Б., особенно в с. местности. Многие Б. получили специально построенные новые здания, улучшилась их мат.-техн. база. Новый этап в деятельности Б. связан с проведением централизации (1976-1980). В централизированные библ. системы были объединены все гос. массовые Б. для взрослых и детей. Эксперимент по централизации проводился в Н.Тагиле (1960-70-е). Б. У. систематич. участвуют в науч. иссл., проводимых крупнейшими Б. страны. Сеть Б. включает Обл. универсальные науч. Б. (Екат. им. В.Г.Белинского, Кург., Оренб. им. Н.К.Крупской, Перм. им. А.М. Горького, Челяб.), респ. (Башк. им. Н.К.Крупской, Удм. нац.), гос. массовые и проф. Б. для взрослых и детей, Б. для слепых, спец. отраслевые и акад. Б., НИИ, науч.-технич., Б. высших и ср. спец. уч. заведений, школьные Б.

   Лит.: Шишонко В.Н. Пермская летопись. Второй период. 1613-1645 гг. Пермь, 1882; Дмитриев А.А. Библиотека В.В.Голубцова в Красноуфимском уезде Пермской губернии // Пермские губернские ведомости, 1887. № 32; Введенский А.А. Библотека и архив у Строгановых в XVI-XVII вв. // Север-Вологда. 1923. Кн.3-4; Астраханский В.С. В.Н.Татищев - создатель книжных собраний и русский читатель // Русские библиотеки и их читатель. Л., 1983; Гузнер И.В. В.Н.Татищев и проблемы комплектования библиотеки Екатеринбургской горной школы // Русские библиотеки и их читатель. Л., 1983; Нестеров А. Библиотека Никиты Демидова // Урал, 1987. № 9; От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки российской провинции XVI-XVIII вв. Екатеринбург, 1994; Книги старого Урала. Свердловск, 1989; Книга в России 1861-1881. Т.2. М., 1990; Опись библиотеки Н.Г.Строганова 1620 г. / Сост. Мудрова Н.А., Морозов Б.Н. Екатеринбург, 1991; Белобородов С.А. Материалы для истории библиотеки Демидовых (Библиотека Суксунского завода) // Российское государство XVII - начала XX в.: экономика, политика, культура. Екатеринбург, 1993; Из истории нелегальных библиотек революционных организаций в царской России. М., 1956; История Урала в период капитализма. М., 1990; Книга. Читатель. Библиотека. Челябинск, 1974; Областная библиотека им. А.М.Горького в изданиях и публикациях: Библиогр. указ. 1917-1987. Пермь, 1989; Пермская областная публичная библиотека им. А.М.Горького (1836-1986): Путеводитель. Пермь, 1986; Пермь: 1723-1973: Библиогр. указ. Пермь, 1973; Развитие библиотечного дела в Курганской области: Библиогр. указ. Курган, 1983; Уральский библиофил. Свердловск, 1984; Удмуртская универсальная научная библиотека им. В.И.Ленина. Путеводитель. Ижевск, 1989; Уткин Б.Т. Читателю о Челябинской областной публичной библиотеке. 1898-1958. Челябинск, 1958; Централизация сети государственных массовых библиотек. Вып. 23. Л., 1976; Шарц А.К. Техническая библиотека Пермской области. М., 1964; Мосин А.Г. Библиотека Лаврентия Горки: Материалы для реконструкции. Екатеринбург. 1997.

   Артамонова С.С., Белобородов С.А., Шашков А.Т.


Морфологический разбор «библиотеки»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное, множественное; падеж: родительный, именительный, винительный; отвечает на вопрос: (нет/около) Чего?, (есть) Что?, (вижу/виню) Что? ...

Фонетический разбор «библиотеки»

транскрипция: [б'ибл'иат'э́к'и]
количество слогов: 5
переносы: (би - блио - те - ки) ...

Цитаты со словом «библиотеки»


Близкие по смыслу слова к слову «библиотеки»


Предложения со словом «библиотеки»

После долгих блужданий по лабиринтам театра ему удалось обнаружить ведущего в нотной библиотеке.
модули как динамические подключаемые библиотеки, содержащие объектные и пиктографические ресурсы.
Тогда в библиотеку синтеза Leonardo требуется внести триггеры и комбинационные элементы библиотеки БМК.
По этой причине в сети рано или поздно оказывается почти всё: и низкопробная, и качественная критика, и действительно талантливые авторы, и пустышки, и грамотные, тщательно отделанные тексты и заготовки, и обдуманно составленные электронные библиотеки, и хаотичные склады публикаций, произведения известных авторов и графоманские поделки.
Это я и наблюдал на абсолютно ничтожном примере с библиотекой, который стал для меня очень важным.

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.