Бернардинцы
см. в ст. Цистерцианцы.
Бернардинцы
см. в ст. Цистерцианцы.
Бернардинцы
термин, употребляемый в отношении двух совершенно разных католических монашеских орденов.
* В некоторых странах Восточной Европы (Беларусь, Польша, Литва, Украина) - распространённое обозначение францисканцев-обсервантов, ветви ордена францисканцев, связанное с именем францисканца св. Бернардина Сиенского.
* Иногда употребляемое название ордена цистерцианцев, как ордена, чьи истоки связаны с именем св. Бернара Клервоского.
Бернардинцы - это название носили во Франции и Италии цистерцианские монахи, придерживавшиеся более строгого устава бенедиктинского в память св. Бернарда Клервоского.
В Польше и Литве Б. называли орден, который по отношению к соблюдению монашеской дисциплины занимал среднее положение между меньшим и строжайшим уставами св. Франциска Ассизского и именовался меньшею братией, обсервантами. Этих монахов в других странах называли францисканцами; польские же францисканцы, имевшие одинаковый с Б., но менее строгий устав и в противоположность последним, имевшим право владеть недвижимыми имуществами и капиталами, не прибегая к снискиванию пропитания милостыней, составляли отдельный от Б. монашеский орден, известный под названием францисканцев, или конвентуалов. Обсервантов же назвали в Польше бернардинцами от церкви, построенной в 1453 г. Казимиром I V Ягеллоном в честь св. Бернарда Сиенского, главного преобразователя этого ордена. После утверждения первоначального устава св. Франциска папой Иннокентием III сначала в 1210 г. лишь словесно, без издания о том буллы, потом в 1215 г. на Вселенском третьем Латеранском соборе и после смерти основателя этого ордена между последователями его произошло разногласие относительно степени соблюдения предписаний устава. Одни проповедовали строгое, без малейшего послабления исполнение всех правил, согласно данному обету, другие же утверждали, что подражание нищенской и суровой жизни св. Франциска представляется превышающим человеческие силы, а потому совершенно невозможным. Ввиду этого различия во взглядах в отдельных монастырях образовались различные монашеские общины, хотя в общих чертах жившие по одному уставу, но отличавшиеся друг от друга большей или меньшей строгостью духовной дисциплины и не подчинявшиеся одному общему для всего ордена начальнику. Происшедшие вследствие этого неурядицы и злоупотребления заставили папу Льва Х издать 29 мая 1517 г. особую буллу, которой над всеми монахами францисканского ордена устанавливался один, избираемый из обсервантов начальник со званием "генерала францисканского ордена"; отдельным же различествующим между собой по соблюдению устава общинам предоставлено иметь начальников под именем "генеральных магистров". Строгость жизни и заслуги меньшей братьи, или миноритов, вскоре доставили им такую популярность и значение, что уже 9 лет после утверждения папой францисканского ордена в совещаниях генерального капитула в Ассизи участвовало до 5000 депутатов от разных монастырей этого ордена. Число последних быстро увеличивалось благодаря щедрым пожертвованиям, делаемым в пользу этого ордена набожным средневековым населением всех государств Западной Европы. В 1506 г. в 48 бернардинских "провинциях" было во всей Европе 1252 монастыря, в 1788 г. число провинций возросло до 170, монастырей же мужских - до 5580 и женских - до 848, с 69000 монахов и монахинь. Этот монашеский орден заключает в себе три разряда (ordines) лиц, к нему принадлежащих, именно: первый, состоящий из священников и клериков, обязанных наряду с церковной деятельностью заниматься науками, второй - из светских послушников, или так называемых "лаиков профессов" (laici professi), дающих одинаково с первыми обет послушания, целомудрия и нищенства, почему имеют право носить капюшон, но от первых отличаются тем, что не обязаны обладать какими бы то ни было научными познаниями, и, наконец, третий, который составляли миряне, дающие обет повиновения и целомудрия, но могущие свободно распоряжаться своим имуществом и отказывать его по завещанию. Этот разряд носит название "терциариев" и, как не исполняющий всех обетов монашества, лишен права носить капюшоны. Из обсервантов трое достигли папского престола, именно: Николай IV, Сикст IV и Александр V; кардиналов из монахов этого ордена до 1563 г. было 29, патриархов - 7; архиепископов - 153; епископов - 1513, апостольских и монарших легатов - 202; святых, торжественно канонизированных, - 28; беатифицированных - 100; мучеников до 1500. Ввиду значительных услуг, оказанных обсервантами церкви, папа Климент VI предоставил им в 1342 г. исключительное право охранения Гроба Господня и других святых мест в Палестине, в силу чего там возникло много монастырей этого ордена, а иерусалимский "гвардиан", или архимандрит его, стал с тех пор апостольским комиссаром всей Азии с правом епископского служения. В память чудесного сновидения папы Иннокентия III, которому перед утверждением ордена явился во сне св. Франциск, поддерживающий на своих плечах распадающуюся латеранскую базилику, до сих пор при короновании пап упоминается в торжественной литургии об этом святом. К францисканскому же ордену, но с более суровым, чем у Б., уставом, принадлежат ещё капуцины и реколлекты, или реформаты. Б. носят темно-серые или коричневые рясы с заплатками, в знак нищенства опоясываются белым шерстяным шнурком с тремя узлами, напоминающими три главные обета, и бреют большую часть головы. На печати, общей всем отделениям бернардинского ордена, изображены две руки, скрещенные под крестом, одна из них голая, другая в рукаве, символически обозначающие общность страданий св. Франциска с Христом. Кроме того, каждая провинция имеет свою особую печать с изображением различных святых.
Бернардинцы в Польше. В 1452 г. Казимир IV Ягеллон предоставил Владиславу Венгру с тремя его товарищами, принадлежавшими к бернардинскому ордену, весьма тесное помещение в предместье Кракова при церкви св. Креста. В 1453 г. прибыл в Краков дважды приглашаемый в Польшу королем Казимиром и кардиналом епископом Краковским Збигневом Олесницким св. Иван Капистран, ученик и последователь св. Бернарда Сиенского, преобразователя устава св. Франциска, и основатель ордена Меньшей братии, или Обсервантов, посланный последними в 1451 г. в Чехию для борьбы с тамошними гуситами. Произнесенные Капистраном перед церковью св. Войцеха проповеди сильно подействовали на краковское население: более 100 молодых людей оставило академию и постриглось в монахи. Такое увеличение числа бернардинцев при невозможности поместить их при церкви св. Креста склонило Ивана Олесницкого, воеводу Сандомирского, внять увещаниям брата его кардинала и отвести им значительный участок земли под горой, за городскими стенами, при западных воротах, недалеко от замка на предместье, называемом Стародом, и выстроить им здесь деревянный монастырь с церковью в честь св. Бернарда Сиенского. Это пожертвование было утверждено королевск. дипломом, выданным в марте 1454 г. В том же году княгиня Анна Мазовецкая, прибыв в Краков на бракосочетание короля с Елисаветой Австрийской, познакомилась с Иваном Капистраном и его братией и по возвращении в Варшаву построила там на берегу Вислы каменный монастырь с церковью, снабдив его капиталом и выбрав его местом своего погребения. Церковь эта после пожара 1509 г. была возобновлена княгиней Мазовецкой Анной, урождённой Радзивилл. Вскоре и в других городах стали возникать Б. монастыри: в Кобылине - 1456 г.; в Познани - большой с двумя церквами, в 1457 г.; в Люблине основанный Яковом Куандтом (Quandt), советником магистрата, в 1460 г.; в Риге - в 1463 г. принадлежавший конвентуалам монастырь был отдан архиепископом Сильвестром обсервантам; в Калише бернардинский монастырь был основан Иваном Грущинским, архиепископом Гнезненским в 1465 г.; в Варте - Герардом из Брудзева, краковским каноником в 1467 г.; в Радоме - Николаем Казановским в 1468 г.; в Опатове - Тарном в 1472 г.; в Самборе в 1472 г.; в Быдгощи в 1480 г.; в Скемпе - Николаем Косценьским, епископом Холмским, в 1498 г.; в Казимерже - Иваном Любранским, епископом Познанским, в 1514 г.; в Прасныше - Павлом Коспиком, мечником цехановским, в 1587; в Злочеве - Рушковским из Рукшин, мечником галицким, в 1608 г.; в Казанове - Гиеронимом Казановским в 1623; в Петрокове - Флорианом, Станиславом и Лаврентием Старчевскими в 1626; в Лукове - Еразмом Домашевским и Антонием Езерским в 1628; в Карчовке - Мартином Шишковским, епископом Краковским, в 1628; в Ленчице - Доротеею Пиво, женой плоцкого подчашего, в 1632; в Кальварии - Сигизмундом Рачинским, в 1638; в Альвернии - Капистраном Корытницким, в 1638; в Видаве - Войцехом Венжиком в 1638; в Остроленке - судьей Фомой Гоцлавским в 1666; в Родечнице - Николаем Свирским, суфраганом (епископом-викарием) холмским, в 1667; в Ратове - Фомой Варжинским, хорунжим холмским, в 1685; в Парадизе, или Велькой-Воли - Казимиром Скурковским в 1690; в Юзефове - Иосифом Потоцким в 1690; в Чернякове - Станиславом Любомирским, маршалом коронным, в 1691; в Стржегоцине - Франциском Белинским в 1693; в Кржеслине - Николаем Кучинским в 1743; в Коле - Иваном Гинтцом из Рогова, каштеляном сандомирским, в 1766; в Еленце - Антоном Езерским в 1749; в Кобылке - Мартином Залуским, епископом-суфраганом плоцким, в 1760 (первоначально принадлежал иезуитам) и, наконец, в Пржирове и Тыкоцине, неизвестно кем и когда основанные.
Бернардины появляются в Литве с 1468 г. Тогда же на счет некоего купца был построен в Ковне, близ впадения Вилии в Неман, первый их деревянный монастырь с церковью в честь св. Георгия. Впоследствии, именно в 1471 г., на земле, предоставленной ордену Станиславом Сандзивоевичем, начали строить с разрешения короля каменный монастырь и церковь, которые были окончены лишь в 1504 г. В Вильно прибыли Б. со своим начальником Марианом Езиорковским, викарием новообразованной польской провинции, в 1469 г. по приглашению Казимира IV, который построил для них над рекой Вилейкой, близ королевской мельницы, большой деревянный монастырь с церковью в честь свв. Франциска и Бернарда и на владение оными выдал диплом от 30 сентября 1469 г. Впоследствии королем Александром в 1500 г. был выстроен новый каменный монастырь подальше от мельницы, на том же месте, где он до сих пор находится. В постройке этой принимали участие Николай Радзивилл, виленский воевода, и брат его Юрий, кардинал, соединив на свой счет монастырь с церковью св. Анны и украсив церковь главами. Гиероним же Ходкевич, каштелян виленский, пожертвовал монастырю близлежащий участок земли с дворцом и садами и снабдил церковь богатой утварью и отличным органом. В Гродне бернардинский монастырь был основан в 1494 г. Александром, великим князем литовским, но каменная церковь была построена лишь в 1595 г. на деньги, собранные частными лицами. Этот же великий князь основал также в 1498 бернардинский монастырь в Полоцке, впоследствии (в 1696) возобновленный Александром Служкой, воеводой полоцким, а будучи уже королем польским, пожаловал виленским бернардинцам в 1504 году местечко Вудслав, или Буду, в старостве Марконском, в Минском (ныне Вилейском) уезде, где они построили деревянный монастырь с церковью, на месте которого в 1643 был воздвигнут каменный, а в 1783 выстроена новая, прекрасная большая церковь. Бернардинские монастыри находились ещё в следующих литовских городах: в Несвиже, основанный кн. Николаем Христофором Радзивиллом в 1594; в Заславе - кн. Янушем Острожским в 1606; в Кретынге - Иваном Карлом Ходкевичем в 1610 (этот знаменитый гетман очень любил бернардинцев и, отправляясь в путешествие или в поход, всегда брал с собой одного или нескольких из них; во время войны с турками под Хотином при нём находились бернардинцы Андрей Гронцкий и Сигизмунд Тышкевич); в Цытовянах - Андреем Волловичем в 1614; в Минске - Кенсовским в 1624; в Тельшах - кн. Сапегой, вёл. канцлером литовским, в 1624; в Домбровне - Николаем Глебовичем, каштеляном виленским, в 1624 г.; в Слониме - Андреем и Екатериной Радванами в 1630; в Ивье (Ошмянского у.) - Николаем Кишкой из Цехановца, воеводой мстиславским, в 1631; в Друе - Казимиром Львом Сапегой, подканцлером литовским, в 1653, в Брест-Литовске - Галимским в 1659 (здешние церкви и монастыри бернардинцев упразднены в 1830 г. и перестроены на помещение кадетского корпуса); в Слуцке - кн. Богуславом Радзивиллом в 1661; в Луцке - Агнессой Станишевской, урождённой Бронич; в Боложине - Иосифом Богуславом Служкой, придворным маршалом литовским, в 1681; в Могилеве - Фёдором Ржевуским в 1687; в Трашкунах - Владиславом и Анной Соколовскими в 1696; в Бшнице - Михаилом Казимиром Козеллом, казначеем (podskarbi) литовским, в 1700; в Датнове - Иваном Бржостовским, референдарием литовским, в 1701; в Мстиславле - Иваном Гурко, хорунжим витебским, в 1727; в Велоне - Михаилом Рыком в 1752; в Лукомле - Иваном Лукомским. Следующие бернардинские монастыри были закрыты в 1832: в Орше, основанный Андреем Млоцким, старостой холмским, 1653; в Витебске - Иваном Храповицким, воеводой витебским, в 1676; в Микулине, - Марианом Огинским, каштеляном витебским, в 1720; в Глуске - Александром Полубинским, маршалком волковыским, в 1662; в Мозыре, в Березине - Владиславом Пацем, хорунжим литовским, в 1737; в Селищах - Иосафатом Селявой, воеводой полоцким, в 1726; в Пинск - Михаилом Корыбутом, кн. Вишневецким, вёл. гетманом литовским, в 1717; в Троках - Евстафием Волловичем, епископом виленским, в 1617; в Житомире - Кайетаном Илинским, вёл. канцлером литовским, в 1764; в Янове Винницкого у. Подольской губ.; в Ярмолинцах, Цуднове, Ворковицах, Яновке, и Юревичах.
В Галиции находятся берн. монастыри в следующих местностях: в Львове - старый, деревянный, основанный Андреем Одровонжом, старостой львовским, воеводой подольским, в 1460 г. был уничтожен пожаром; нынешний, каменный построен Юрием Мнишком, воеводой сандомирским, и окончен в 1630; в Самборе - Иваном Одровонжем, воеводой русским, в 1471; в Сокале - Станиславом Гамалинским, епископом холмским, и Иваном Остророгом, воеводой познанским, в 1599; в Збараже - Юрием Збараским, каштеляном краковским, в 1637; в Лженеве - Матвеем Лесниовским, каштеляном белзским, в 1637; в Гвоздце - Софией Пузына в 1723; в Крыстынополе-Щенсным Казимиром Потоцким, каштеляном краковским, в 1695; в Дукли, Пржеворске, Ржешове, в Лежайске - Лукой Опалинским в 1625; в Тарнове и Вадовицах.
В княжестве Познанском Бернардинцы появляются с 1455 г. Здесь находились их монастыри: в Познани - основанный епископом Андреем из Бнина в 1473; в Косцяне - в 1460; в Любове, Быдгоще, Гродзиске и Вехове - в 1502. Первоначально все находившиеся в Польше бернардинские монастыри в числе 23 составляли одну "провинцию"; впоследствии развитие этого ордена повело к образованию Червонно-Русск. провинции св. Михаила Арх. и Литовской св. Казимира. Позднее польские бернардинцы были разделены на две провинции: Велико- и Малопольскую. 8 волынских монастырей изъявили желание быть включенными в Литовскую провинцию, что и было им дозволено в 1815 г. Залуский в своей "Церковной истории Польши" (Historyja polska duchowna), писанной в 1768, насчитывает бернардинских монастырей: в Малой-Польше 20,в Великой-Польше 37, в Литве 30 и в Галиции 25. Литовские бернардинцы оказали немалые услуги делу народного просвещения, содержа бесплатные уездные и приходские школы при некоторых из монастырей. Такие школы были в Трашкунах, Датнове, Тельшах, Кретынге, Бенице, Будславе и Минске. Бернардинец является одним из самых популярных типов польского монашества, резко отличаясь от прочего чёрного духовенства. Он набожен и религиозен искренно, без фанатизма, нередко очень образован, хотя нисколько не старается выказывать свою богословскую мудрость, прост, откровенен и почти всегда весел, почему и пользуется всеобщей любовью. Для приискания средств своему монастырю разъезжает он в маленькой тележке от поместья к поместью, везде встречая радушный прием, причём делает честь угощению своим громадным, перешедшим в пословицу аппетитом и, сообщив хозяевам все слышанные им по пути новости, развеселив рассказом и остроумным анекдотом, отправляется дальше, получив соответственную средствам хозяина лепту деньгами или натурой. Такие поездки для сбора милостыни в пользу ордена носили название "квесты" (kwesta), а собиратели - "квестарей" (kwestarz), и обеспечивали существование монастыря. В настоящее время в Царстве Польском и Западных губерниях лишь изредка в уцелевших ещё католических монастырях можно встретить членов этого ордена, доживающих свой век. Исторические данные, относящиеся к Б. ордену, мы находим в следующих сочинениях: "Хроника трёх орденов, установленных св. отцем патриархом Франциском" (Kronika trzech zakonòw postanowlonych ods. Ojca patryjarchy Franciszka) Мартина из Улисбоны, португальца, переведенная с итальянского священником ордена бернардинцев Бонавентурой Познанцем (Краков, 1610, и Супрасль 1747); "Прибавление к хроникам Меньшей Братии св. Франциска" (Addytament do kronik Braci Mniejszych s. Franciszka) Алексея Коралевича (Варшава, 1722). Рукописная история бернардинцев, в особенности польской провинции, Ивана Коморовского, а также история этого ордена в Польше, переписанная Людовиком Збончинским и Афанасием Кротостой с рукописей, сохранившихся в бернардинском монастыре в Мадриде, находится в библиотеке Залуских, вошедшей в состав Импер. публичной библиотеки в Петербурге.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.