Бенедиктинцы
мн.
Члены старейшего католического монашеского ордена.
Бенедиктинцы
мн.
Члены старейшего католического монашеского ордена.
Бенедиктинцы
члены католического монашеского ордена, основанного ок. 530 Бенедиктом Нурсийским в Италии. Были особенно влиятельны в 10-11 вв.
Бенедиктинцы
монашеский орден, члены которого руководствовались уставом для монахов, созданным Бенедиктом Нурсийским. Этот устав не предусматривал каких-либо орденских структур, каждый монастырь считался автономной единицей под властью своего аббата. Процесс распространения устава Бенедикта среди монашества был длительным, ведь помимо него существовало немало др. монашеских уставов. Однако именно бенедиктинский устав пользовался поддержкой рим. пап, начиная с Григория I Великого. Папы были заинтересованы в установлении единообразия в монашеской жизни. В этом же были заинтересованы и короли державы франков. При Каролингах (особенно при Пипине Коротком и Людовике Благочестивом) устав Бенедикта насаждался королев, властью. В результате уже к концу Раннего Средневековья большинство монахов в Зап. Европе жило по этому уставу.
В отличие от большинства будущих орденов б. не имели централизованного управления, монастыри оставались автономными. Они были в то время важными очагами культуры и образования. Монахи не только читали, но и переписывали книги, обучали грамоте. Монастыри превратились в крупнейших собственников, их земли обрабатывались зависимыми людьми (устав Бенедикта допускал труд на монастырских полях таких людей в те часы, когда монахи предавались молитвам). Так, один из крупнейших бенедиктинских монастырей в Фульде (Германия) владел более чем 250 тыс. га земли.
Лит.: Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М, 1994.
Бенедиктинцы
Орден св. Бенедикта
(лат. Ordo Sancti Benedicti, OSB) — старейший католический монашеский орден, основанный св. Бенедиктом Нурсийским в VI веке. Термин «бенедиктинцы» иногда употребляют по отношению к другим монашеским орденам, использующим «Устав св. Бенедикта», например, камальдулам или цистерцианцам, что не вполне корректно.
Организация
В 2004 г. Бенедиктинская конфедерация состояла из 21 конгрегации и 6 независимых монастырей. Общее число монашеских обителей — 344. Общее число монахов — 7798, из них 4344 священника. Во главе конфедерации стоит аббат-примас, избираемый на срок 8 лет. Он представляет бенедиктинцев перед Св. Престолом, но не имеет права назначать и смещать настоятелей монастырей.
Главный упор в деятельности бенедиктинцев делается на молитвы, интеллектуальные занятия, религиозное искусство, миссионерскую работу.
Девиз ордена: «Молись и работай» лат. «Ora et labora».
История
После смерти св. Бенедикта в 547 г. основанный им монастырь Монте-Кассино просуществовал недолго и был разрушен лангобардами около 577 г (позднее он был восстановлен). Монахи при поддержке Папы Григория I Великого разошлись по разным странам, способствуя распространению устава и идей св. Бенедикта. Вскоре бенедиктинские монастыри возникли в Англии, Франкском королевстве, других странах Западной и Центральной Европы, а к XI веку и в Восточной Европе. Среди великих бенедиктинцев этого периода выделяются св. Августин Кентерберийский, св. Виллиброрд, св. Адальберт Пражский и др.
Поскольку «Устав св. Бенедикта» не предусматривал централизованных структур, объединяющих монастыри, до XI века монастыри, использующие бенедиктинский устав, были независимыми. В X- XI веке орден претерпел несколько существенных реформ: начали появляться конгрегации монастырей, от бенедиктинцев отпочковались ордена камальдулов и цистерцианцев, была проведена реформа монашеской жизни, т. н. Клюнийская реформа (по названию аббатства Клюни).
В XIII веке возникли новые, бурно развивающиеся ордена доминиканцев и францисканцев, изменилась структура европейского общества, что предопределило начало упадка ордена бенедиктинцев. Еще более усилился этот упадок в ходе Реформации и секуляризации XVIII века. В XIX веке началось возрождение ордена, которое продолжилось и в XX веке. Импульсом для развития ордена в Новое время стала деятельность братьев в области изучения средневековой литературы, музыки и живописи, а также миссионерской деятельности в Африке и Азии. В 1893 г. папа Лев XIII объединил все бенедиктинские монастыри и конгрегации в Бенедиктинскую конфедерацию.
Культура и общество
Вклад бенедиктинцев в культуру и цивилизацию западного общества огромен, в эпоху раннего средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при аббатствах вышли практически все выдающиеся ученые того времени, в том числе Беда Достопочтенный, Алкуин и др. В библиотеках при монастырях сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, велось обучение людей. При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Принимая путешествующих, монастыри фактически выполняли роль гостиниц. Многие бенедиктинские монахи, такие как Ансельм Кентерберийский и Петр Дамиан были видными философами и богословами. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического- в аббатстве Сен-Дени. Вклад бенедиктинцев в Новое время в исследования средневековых текстов и живописи также очень высок.
Бенедиктинцы
— название, присвоенное всем монахам, принявшим устав Бенедикта Нурсийского (см. это сл.). Благодаря тому, что в этом уставе обращено внимание на свойства более сурового климата западных стран и введено разумное распределение времени, посвященного не только молитве, но и физическому труду, он быстро распространился, так что с половины VI стол. бенедиктинцы сделались самым многочисленным монашеским орденом. Хотя и без твердой связи между отдельными членами и без определенной организации, распространившись во всех западных странах, они имели самое благотворное влияние на обращение в христианство западных наций и на успехи цивилизации между ними, тем более, что еще Кассиодор (538) ввел между бенедиктинцами занятия науками. В своих школах в Сен-Галлене, Фульде, Рейхенау, Корвее, Гиршау, Герсфельде и друг. они сохранили для позднейших времен сокровища классической древности. Возрастающее богатство Б. монастырей в соединении с правилом принимать в орден только дворян и с установившимися еще при Каролингах обычаем раздавать аббатства, как хорошие доходные места, светским лицам, вскоре привело орден к глубокому упадку. Для противодействия этому вводились реформы, напр., Бенедиктом Анианским (см. это сл.), аббатом клюнийским Берно (910), аббатство которого сделалось в XII стол. средоточием конгрегации 2000 французских монастырей, далее, Вильгельмом, аббатом гиршауским (1071) и друг. Но знатные и ученые бенедиктинцы чуждались мечтательного настроения своего времени, а потому для противодействия возник целый ряд других орденов, как-то: Camaldoli, C hartreux, Citaux, Vallombrosa, Grammont и друг., которые оставались верны первоначальному уставу Бенедикта. Таким образом бенедиктинцы лишились того влиятельного положения, которое они занимали в качестве почти единственного монашеского ордена, и вскоре "черные монахи", как называли бенедиктинцев по их черной одежде, до такой степени утратили благодаря усиливавшейся среди них порче нравов уважение народа, что их начали ставить ниже всех других орденов, пока в XIII стол. не явились нищенствующие монахи (см. это сл.), оттеснившие всех на задний план. Старания пап Климента V и Бенедикта XII возвысить дисциплину и нравственность монашенских орденов посредством введения более строгой организации не имели большого успеха; равным образом соборы Констанцский и Тридентский в состоянии были только отменить ограничение приема в бенедиктинский орден одними дворянами и постановить соединение всех отдельных монастырей в конгрегации. Подобные соединения возникли отчасти и в прежнее время и существенно содействовали тому, что Б. стали возвращаться к более строгой дисциплине и более прилежному занятию науками; таковы, напр., были конгрегации Бурсфельдская, основанная Иоанном Минденским (1425) в северной Германии, конгрегация Монте-Кассино в Италии, Вальядолидская в Испании и др. Во Франции порча нравов между бенедиктинцами проявилась всего сильнее, но в то же время в Париже возникла в 1618 г. под руководством Лоренца Бенарда конгрегация св. Мавра (St. Maur), положившая прочное основание ученой славе Б. Мавринцы оказали весьма большие услуги историческим наукам и католической церкви. В XV стол. у Б. было 15000 монастырей; после реформации из них осталось едва 5000; Французская революция и Иосиф II еще более понизили это число, а в настоящее время оно едва ли превышает 500. В Австрии главным местопребыванием Б. служит большое аббатство Мёльк, к которому примыкают монастыри Кремсмютерский, Мариацелльский, Шоттенский в Вене и др. Во многих женских монастырях этого ордена, возникновение которых не восходит ранее XVI стол. и в которых дисциплина ослабела еще раньше, чем в мужских, прием ограничивается дворянским сословием, и они принадлежат к самым богатым приходам. К числу их относятся преобразованная в конце XVI стол. на более суровых началах Кальварийская женская конгрегация во Франции, утвержденная папой Григорием XV в 1622, и возникшие также во Франции в 1614 и 1676 другие небольшие конгрегации бенедиктинок. Ср. Ziegelbaur, "Histоria rei literariae Ordinis S. Benedicti" (4 т., Аугсб., 1754). А. Веселовский, "Старые итальянские монастыри" (Ж. М. Н. Пр., 1875, I).
Бенедиктинцы и Бенедиктинки в Польше. Уже в самом начале государственной жизни Польши бенедиктинские монахи приходили туда в качестве миссионеров; так, членами этого ордена были: Адальберт, или Войтех, брат его Гауденций и др.; первые монастыри, основанные в Польше, принадлежали бенедиктинцам. Относительно числа этих монастырей до 1025 г. существует разногласие: самое распространенное мнение, имеющее некоторое основание в средневековых хрониках и поддерживаемое большинством историков до последнего времени, таково, что уже во времена Болеслава Храброго (992—1025) и даже раньше его бенедиктинцы имели монастыри в Тынце и на Лысой Горе. Между тем с полной уверенностью можно сказать только о двух монастырях, что они существовали до 1025 г., а именно: в Медзыржеце и Тржемешне; первый из этих монастырей упоминается Титмаром под 1005 г. После смерти короля Мечислава II (1034 г.) началась реакция среди народа против христианства: тогда все монастыри были разрушены, в особенности в Великой Польше, а монахи перебиты. Только Казимиру I (1041—1058) удалось восстановить христианство и основать новые монастыри: в это время между прочим были построены бенедиктинские монастыри в Тынце, Могильне, Лэнчице и Любине; затем во второй половине XII в. на Лысой Горе (Св. Креста), в Сецехове, Бреславле и Ежове. Второй неразъясненный вопрос заключается в том: откуда пришли бенедиктинские монахи в Польшу? По преданию первые бенедиктинцы времен Мстислава I и Болеслава Храброго пришли из Монте Кассино. Длугош говорит, что во времена Казимира I монахи пришли из Клюньяка (Клюньи?), но с этим не соглашаются новейшие историки, которые указывают на Жамблю леодийской диецезии (теперешний Льеж) в Бельгии как на место происхождения польских бенедиктинцев. По всей вероятности, уже в XII в. все польские бенедиктинцы признавали главенство тынецкого аббата, который носил название архиаббата, но в скором времени монастыри стали самостоятельно управляться, богатеть, и вследствие этого орден стал нравственно падать. По всей вероятности, уже в XIII в. бенедиктинцы перестали содержать даже школы. Бенедиктинские аббатства были в следующих местностях Польши: 1) в Тынце, от которого зависели монастыри: орловский в Силезии, в Старых Троках в Литве (с 1410) в Костельной Вси в окрестностях Калиша (с 1209) в Унееве (с 1370) в Тухове; 2) аббатство Св. Креста на Лысой Горе с монастырями: в Конемлотах, Вонвольнице и Слупе; 3) Сецеховское аббатство с монастырями в Сецехове, Радоме, Пухачеве, Стенжице; 4) аббатство в Могильне (1065 г.) близ Гнезна; 5) Любинское аббатство с монастырями в Ежове, Гостыне, Хойнатах и Киссове; 6) Плоцкое аббатство (1166 г.) с монастырями равским, пржибытовским, замским и лентовским; 7) в Городыще близ Пинска (1659 г.); 8) в Несвиже (1673 г.) и 9) в Минске (1700 г.) Несмотря на то, что в 1709 г. образовалась бенедиктинско-польская конгрегация, соединившая все монастыри в одну организацию, орден не поднялся из своего упадка. В нынешнем столетии Б. монастыри совсем исчезают: так, в 1815 г. Тынецкое аббатство, перешедшее к Австрии, было упразднено, потом были закрыты монастыри на Лысой Горе и в Сецехове (1819 г.) и другие; остались бенедиктинские только в Пултуске, куда они переселились в 1802 г. из Плоцка; до 1830 г. они имели свою школу. Окончательное упразднение пултуского бенед. монастыря последовало в 1864 г. Бенедиктинки до сих пор имеют несколько монастырей, так, напр., в Серпце, Ломже, Минске и кроме того в Галиции, в Станионтках близ Кракова (с 1240 г.). В Пржемышле с женской школой и в Пруссии, в Хелмне (с 1274 г.).
Литература: Войтех Плоцкий, "Blagosłowienstwo zakonu Sw. Benedykta" (Краков, 1623); Стан. Щигельский, "Aquila polono-Benedictina" (Краков, 1663); Вацлав Зиолковский, "Regula s. Benedicti" (Вильно, 1792), "Encyclopedia kościenlna" (т. II, Варш., 1873); Владислав Абрагам, "Organizacia Koś ció la w Polsce" (Львов, 1890).
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.