Значение слова «афиша»

Что означает слово «афиша»

Словарь терминов по рекламе, маркетингу и PR

Афиша

вид печатной рекламы. В отличие от плаката, является анонсом какого-либо грядущего события, и расклеивается на улице.

Словарь Ефремовой

Афиша

  1. ж.
    1. Объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п., вывешиваемое на видном месте.
    2. перен. То, что выставлено напоказ, внешняя, показная сторона чего-л.

Словарь Ожегова

АФИША, и, ж. Объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции.

| прил. афишный, ая, ое.

Словарь Ушакова

Афиша

афиша, афиши, жен. (франц. affiche - объявление). Вывешиваемое объявление о спектакле, лекции, концерте и т.п.

| Театральная программа (устар.).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Афиша

   , -ы, ж.

   Расположенное на видном месте объявление о спектакле, концерте, лекции, кинофильме.

   * Расклеить афиши. *

   || прил. афишный, -ая, -ое.

   * Афишная тумба. *

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Афиша

— так называется в обширном смысле всякого рода объявление. В более узком смысле А. наз. объявления о театральных зрелищах и всякого рода увеселениях. Обычай выставлять публично разного рода объявления теряется в глубокой древности. Древние народы обнародовывали свои законы, или акты, выгравировывая их на медных или деревянных досках, которые вывешивались к общему сведению на более посещаемых местах; в Афинах законы Солона, в Риме законы XII таблиц, народные решения, преторский эдикт и эдикты эдилов выставлялись публично; решения сената (senatusconsulta) выгравировывались на мраморных и металлических досках и также вывешивались. Подобные А. найдены на открытых домах Помпеи. Эти находки доказывают, что не только правительство для своих целей пользовалось А., но ими пользовались и частные лица для вывешивания памфлетов, оповещения продаж и сведений о новых книгах и т. п. А. эти наз. tabulae promulgationis, libelli etc. и их прибивали к столбам (ad pilam) или колоннам (ad columnam) — специально назначенным для вывешивания А. Позже А. начали писать на пергаментах. Немцы, французы и швейцарцы до конца средних веков для разных публичных извещений пользовались глашатаями (Ausrufer, crieurs), барабанами на перекрестках и т. п. После изобртения книгопечатания А. получает права гражданства. Раньше всего А. начали пользоваться во Франции, где уже в 1407 и 1417 гг. было воспрещено расклеивание нарушающих общественный порядок объявлений и пасквилей, а в 1539 г. эдиктом Франциска I вводится обнародование ордонансов путем объявлений. Вместе с распространением афишного способа обнародования на Западе возникает целый ряд полицейских распоряжений, вылившихся в так называемое афишное право (droit d'affichage), имеющее целью воспрепятствовать распространению вредных и опасных объявлений и защищать закономерные — от оскорбления и уничтожения. К числу средств, содействующих достижению указанной цели относятся: 1) цензура объявлений полицейскими учреждениями, 2) введение особых афишеров (для Парижа с 1722 г.), распространявших только властью разрешенные А., 3) требование выставлять на А. адрес и название типографии, в которой они печатались, и перечислить карательные меры за срывание законных А., 4) судебное преследование за вывешивание объявлений, в которых заключаются пасквили и оскорбления частных лиц или властей, или же оскорбления общественной нравственности, призыв к неповиновению властям и т. п. (О порядке и правилах, практикуемых у нас, частных, торговых, административных и судебных объявлений — см. Объявления). В Париже и др. городах некоторые торговцы ввели ходячие афиши (affiches ambulantes ou — hommes-affiches) — это разодетые в пестрые костюмы афишеры, носящие впереди и позади себя доски, на которых наклеены афиши.

Афиша в театральном деле — вестник жизни театра; они существовали во все времена. Изобретение их, как и вообще А. нового времени, приписывают испанскому поэту Козьме д'Овиедо, предшественнику Сервантеса, но вряд ли это справедливо, так как театральные А. найдены при раскопках Помпеи, да и по многим другим данным можно полагать, что римлянам театральные афиши были известны. В средние века театральную А. заменяет глашатай и барабанный бой. Как постоянное театральное извещение, А. явилась впервые в Париже со времен революции 1789 г., а до того времени их заменяли pancarte — вывешенное у дверей театра обявление о спектакле, шутовские объявления с подмостков театра, выставление картин, изображающих содержание представления, как это до сих цор практикуется в народных балаганах и т. п. На первых А. не выставлялись имена авторов и актеров, а говорилось вообще, от имени актеров, что "их поэт разработал превосходный сюжет", и даже еще в 40-х годах во Франции на А. расписывались панегирики искусству артистов, нередко для завлечения публики описывалась красота и костюмы участвующих актеров, и заканчивалась А. просьбой, чтобы почтеннейшая публика поспешила брать места в театре. А. иногда выходили в стихах. В XVIII веке афиши разных театров отличались цветом бумаги, на которой печатались. Выставлять на А. имена авторов н актеров теперь обязательно; еще в 1789 г. актеры просили парижского мэра разрешить им не выставлять на афишах имен актеров, как это делалось раньше, ввиду являющихся для них неудобств и затруднений при замене одного актера другим, но в этой просьбе им было отказано. Теперь в Париже право расклейки театральных А. арендуется и сосредоточно, как и печатание их, в одних руках. Расклейка производится рано утром во всех частях города на особых колоннах — colonnes-affiches, во множестве расположенных по городу. Кроме того подробности о спектаклях вместе с именами действующих лиц и пр. помещаются в особых театральных и общих газетах. У нас до 3 0-х годов, помимо театральных А., выходивших как особое издание, во всех столичных театрах существовал обычай со сцены возвещать публику о предстоящих спектаклях (см. Анонс). Право печатания театральных А. в столицах составляет монополию министерства двора, так как главные театры в Петербурге и Москве — Императорские. Несмотря на то, что монополия театральных представлений дирекции Императорских театров уже прекратилась (существовала с 12 июня 1783 г. по 19 марта 1883 г.), право печатания А. в столицах до последнего времени отдавалось в аренду; ныне же театр. А. печатаются в типографии департамента уделов, при казенной администрации дела. Монополия театр. А. придумана в начале нынешнего столетия актером русской драматической труппы Рыкаловым. Из собрания А., имеющегося в императ. Публичной библиотеке, видно, что уже в 1812 г. существовала подписка на получение А. "со взносом десяти руб." в год. Предложение Рыкалова состояло в том, что он принимает на себя печатание всех вообще А. и исправное их доставление публике, а также печатание разных объявлений, театральных и маскарадных билетов, программ и т. п., без всякой от дирекции платы, причем обязывался зa свой счет содержать разносчиков А. — за что должен был вносить ежегодно в пользу дирекции 5000 руб. За этот взнос и за принимаемые на себя обязательства, Рыкалов просил единственного позволения — брать с подписчиков на А. по 10 руб. с каждого в год в свою пользу. А. эти печатались в театральной типографии на цельном листе, куда входили объявления о театрах — русском, немецком и французском. Право арендатора театральных А. рассылать вместе с ними и извещения о всяких других зрелищах в столице было злоупотреблением таким же, каким представлялось печатание объявлений только в некоторых избранных газетах. Расклейка театральных А. по городу в столицах запрещена. Афиши вывешиваются только у театров, а сведения о спектаклях публикуются в газетах. Разрешение печатать всякого рода А. возлагается на местные полицейские начальства (Полн. Соб. Зак., 1865, № 41988), в столицах и градоначальствах — на градоначальника, в уезде — на исправника, в городе — на полициймейстера. Три копии со старых А. см. Арапова, "Драматический альбом" (Москва, 1850). Коллекция А. Импер. Пуб. библиотеки начинается с 1809 г.

"Афиши и объявления" — заглавие это носила газета, издаваемая в Москве с января 1883 г. Ф. Гиляровым; с 1 сентября 1884 г. газета эта начала выходить под той же редакцией с новым заглавием: "Вестник литературный, политический, научный и художественный, с афишами", под каким и существует до сих пор. Газета посвящена преимущественно театральному делу Москвы: рецензии, афиши о спектаклях, печатание либретто и т. п. находят здесь место. С конца 1889 вторым редактором состоят А. Гиляров.

Афишами биржевыми называются печатные листы, выставляемые на биржах к сведению торгующих людей. Они содержат в себе: сведения о распоряжениях правительства касательно биржевых занятий, особенно биржевой игры, биржевых маклерах, аукционистах, браковщиках, авариях, разных банкротствах, подлогах и т. п. (см. Биржа).

Афиши Растопчинские — так назывались печатные листки разнообразного содержания, издававшиеся в 1812 г. московским главнокомандующим графом Федором Васильевичем Растопчиным для жителей Москвы и Московской губернии. Листки эти не носили никаких заглавий, появлялись без объявленного заранее срока, иногда два раза в день, иногда же через несколько дней, и имели форму писем, объявлений, воззваний к русскому народу, поддерживающих его мужество, воспламеняющих его патриотическое чувство, извещающих его о победах русских армий. Афиши эти имеют не столько литературное, сколько историческое значение и кроме того теперь ценятся, как величайшая библиографическая редкость. Так как они издавались без нумерации, то нельзя ожидать, чтобы могло составиться их собрание: до сих пор найдено 18 афиш, а между тем известно, что гр. Растопчин редкий день не издавал афиши; но такие летучие листки естественно должны были исчезать в большом количестве. Библиографическое их издание в 300 экземплярах сделано А. С. Сувориным: "Растопчинские афиши 1812 г.", СПб. 1889 г.); в предисловии указана библиография предмета.


Морфологический разбор «афиша»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: именительный; отвечает на вопрос: (есть) Что? ...

Синонимы слова «афиша»


Фонетический разбор «афиша»

транскрипция: [аф'и́ша]
количество слогов: 3
переносы: (афи - ша) ...

Ассоциации к слову «афиша»


Цитаты со словом «афиша»


Близкие по смыслу слова к слову «афиша»


Предложения со словом «афиша»

Была зима, и весь заснежённый город был обклеен афишами.

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.