Значение слова «ариане»

Что означает слово «ариане»

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Ариане

- Александрийский священник Арий учил о неравенстве Сына Божия с Богом-Отцом. После долгих споров на вселенском соборе в Никее (325 г.) и в Константинополе (381) был установлен церковный догмат о единосущии Бога-Отца и Сына и составлен символ веры. Арий еще в 318 г., после собора в Александрии, был лишен сана и отлучен от церкви епископом Александром, но у него уже было много последователей в народе; среди же епископов он пользовался сочувствием Евсевия Никомидского и Евсевия Кесарийского, тем не менее на Вселенском соборе в Никее (325) они подписали установленный догмат, и ересь Ария была осуждена, но с этих же пор начинается продолжительная борьба обеих партий, причем вначале торжествует партия Ария (325-355), позднее их противники (355-381). Император Константин, видя, как неохотно Восток принял новый догмат, перешел на сторону евсевиан. В 328 г. Арий был призван из изгнания и в 336 г. должен был торжественно быть принят в круг духовенства, но он неожиданно умер. Тогда главные его противники были низложены: Афонасий - на соборе в Тире и сослан в Трир (336 г.); Маркелл Анкирский - на соборе в Константинополе (366). На соборе в Антиохии в 341 г. евсевиане составили четыре формулы о "единстве", причем решающее слово - "омоусия" - единосущность было выпущено; на соборе же в Антиохии, в 344 г., было сказано - не "единосущный", а "богоподобный". Западная церковь стояла за решение Никейского собора и на соборах в Риме, 341 г., и в Сардике, 343, подтвердила догмат о "единосущии"; Восточная церковь на соборах в Филиппополе, 343 г., и в Сирмиуме, 351 г., настаивала на "подобии Божием". Таким образом государство распалось на две враждебные стороны, но после смерти Константина, 350, и победы над Максенцием, 353, самодержавный Констанций принудил Западную церковь на соборе в Арле, 353 г., и в Милане, 355, согласиться с осуждением Афонасия и принять примирительную формулу евсевиан. Тогда соединенные противники догмата "единосущности" распались на три партии: собственно А. с Аэцием (диакон в Антиохии, 350 г., + 370 г.) и Евномием (360 г. епис., + после 392 г.) во главе открыто утверждали неравенство Бога-Сына, ("Аномоусия", "Гетероусия", отсюда назв. аномоев и етерусиастов), евсевиане в свою очередь разделились на омоусиастов и омоев. Первые названные после собора в Анкире, 358, "полуарианами", с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским во главе, признавали антиохийские догматы (341, 344) о "подобии Божием", объявленные на третьем соборе в Сирмиуме. Во главе вторых стояли епископы Урзаций и Валенсий, имевшие большое значение при дворе; они решили избежать всякого определения относительно естества Сына, просто высказав положение: "Сын подобен Отцу". Этим они надеялись восстановить согласие церквей и, воспользовавшись своим влиянием, заставили западных ариан принять эту формулу на соборе в Аримини, а вост. полуариан на соборе в Селевкии. Но это определение не могло никого удовлетворить; поэтому, когда Юлиан Отступник в 361 и 363 предоставил свободу всем партиям, снова возникла вражда никейцев и ариан. Несмотря на тяжелые притеснения Валента в 364-378 г., приверженцы Никейского собора одержали верх, отчасти благодаря твердости и учености их вождей, отчасти вследствие потребности верующих христиан. При Феодосии В. (379-395) был созван вселенский собор в Константинополе, 381 г., и объявлен "Symbolum-Nicaeno-Constantinopolitanum"; таким образом торжество Никейской партии было укреплено. Ср. Бёрингер, "Athanasius und Arius" (Штутг., 1874). Арианизм быстро исчез в Римской империи, особенно после предпринятых на него гонений Валентинианом II. Зато среди германцев он развился необыкновенно быстро. Еще до разъединения церквей некоторые вестготские племена приняли христианство. Обращенные епис. Ульфилою, вестготы поселились у подножия Балкан (355); император Валенсий разрешил им перейти вост. границы своего государства с условием принятия арианской веры (376), на что Ульфила, арианин по убеждению и главный правитель этого народа, поспешил согласиться. Он + в 388 г. и оставил свой перевод Библии. Учение Ария быстро распространилось среди других германских племен, принявших его исключительно из политических целей. Когда же усилилась власть римских епископов и римской культуры, германские племена подпали под это влияние и были обращены в католицизм. Оседлые с 429 г. в Африке вандалы подпали под владычество Юстиниана I в 534 г. и, как и остготы в Италии, в 533 г. приняли его веру. В 450 г. бургундцы под влиянием вестготской королевской фамилии перешли из католицизма, принятого в 413 г., в арианизм, но при Сигмунде, 517, вернулись в католичество. Вестготы в Испании остались верны учению Ульфилы до 589 г., когда их король Реккаред на соборе в Толедо признал верования Римской церкви. Свевы в Испании, обращенные вестготами в 469 в ариан, в половине VI стол. вернулись в католичество. Долее всего удержали учение Ария лонгобарды (до 662 г.), поселившиеся при Альбоине, в 568 г., в Верхней Италии. Окончательное торжество католичества произошло при победоносном вторжении франков, король которых Хлодвиг принял католическую веру.

Ариане в Польше. Учение Ария, несколько преобразованное Фавстом Социном, довольно сильно распространилось в Польше в XVII в. Социн, или, собственно, Соццини, род. в Италии 1539 г., + в Польше 1604 г. (см. Социн) и оставил после себя много последователей своего учения, которое состояло в следующих главных положениях: источником истины надо считать Священное Писание, но только тогда, когда оно не противоречит разуму; Бог существует в одном только лице; Спаситель был человеком; Дух Святой представляет силу Божью; первородный грех не существует; таинства имеют значение только обрядов. Церковная власть должна совершенно отделиться от светской; она состоит из собора всего духовенства, пасторов, назначенных собором и которые в свою очередь назначают церковных старшин и диаконов. Это учение в Польше, обыкновенно называемое арианизмом, процветало там в продолжение пятидесяти лет после 1604 г. Было основано множество приходов, а все прихожане составляли цвет польской интеллигенции, и поэтому арианизм считался шляхетской религией. Центром арианизма был городок Раков, где ариане имели свой главный приход, типографию и школу, но, кроме того, были арианские школы и в других местах, напр. в Шмигле, Венгрове и Кеслине. В Ракове, названном польскими Афинами, печатались все книги полемического характера, направленные против других еретиков и католиков. Из авторов, главным образом, прославились следующие: Валентин Шмальц, ректор школы в Шмигле, + 1622 г., написал 52 сочинения в защиту арианизма; Иван Фелькель написал "De vera religione", сочинение, особенно почитаемое польскими арианами, изданное Креллем в Ракове, 1633 г.; Христофор Остородт - сторонник анабаптизма, написал по-немецки "Unterrichtung von der vornehmsten der christlichen Religion", + 1611 г.; Иероним Москоржевский основал в Чаркове арианский приход, издал "Apologia Socjanizmu" и перевел на латинский язык раковский катехизис, + 1625 года; Адам Гославский, попечитель арианских церквей, писал против еретиков, + 1640 г.; Андрей Войдовский автор сочинения "Friadomachia", направленного против св. Троицы, 11619 г.; Андрей Волан боролся с иезуитами, написал "Anabaptismus sive speculum fidei et pietatis Anabaptistorum" (Вильно, 1686); Станислав Любенецкий, автор сочинения "Historiae Reformationis Polonicae in qua tum Reformatorum tum Antitrinitanorum origo et progressus in Polonia finitimis provinciis narrantur" (Фрейштадт, 1685); Петр Моршковский написал в 1646 г. "Pol i tica ecclesiastica quam vulgo agendam vocant" (Лейпциг, 1745); Caмуил Пржибковский, + 1670 - "Жизнеописание Фавста Социна" и малую статью "О wolnosci wyznania". Кроме того, прославились: Иван Крелль, Ионас Шлихтинг, "Wyznanie wiary polskich socynian ów" (16 42); Мартин Руар и, наконец, Андрей Вишовашы, который оставил после себя 62 сочинения, участвовал в издании раковского катехизиса и издавал "Bibliotheca Fratrum Polonorum", где помещались сочинения ученых ариан. В царствование Сигизмунда III началась сильная реакция против ариан: в 1627 г. уличная чернь разрушила арианский храм в Люблине, потом, при Владиславе IV, в 1638 г., государственные власти разрушили церковь в Ракове, уничтожили типографию, и ариане были оттуда прогнаны, наконец, 1658 г. сейм объявил, что оставшимся в Польше арианам позволяют в продолжение двух лет устроить свои дела, продать имения и после этого срока все должны оставить Польшу. Эмигранты сперва отправились в Силезию, где даже были два собора 1661 и 1663 г., но потом пошли дальше, в Пфальц. Им назначен был сперва местопребыванием Мангейм,но уже в 1666 году они были вытеснены и оттуда и разошлись по разным местам.


Морфологический разбор «ариане»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: одушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: дательный, предложный; остальные признаки: имя; отвечает на вопрос: (дать/подойти к) Кому?, (говорю/думаю) О ком? ...

Фонетический разбор «ариане»

транскрипция: [а́р'иан'э]
количество слогов: 4
переносы: (ариа - не) ...

Близкие по смыслу слова к слову «ариане»

полуариане
савеллиане
аполлинаристы
аномеи
севириане
подобносущии
мелетиан

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.