Анафора
фигура речи, основанная на повторении слов, синтаксических конструкций, звуков, отдельных смыслов.
Анафора
фигура речи, основанная на повторении слов, синтаксических конструкций, звуков, отдельных смыслов.
Анафора
единое начало, поэтический прием в рекламе, где одно и то же слово или звук повторяется в начале двух или нескольких отрывком речи.
Анафора
ж.
Стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же
звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале смежных или близко
расположенных строк, строф или фраз.
Анафора
(греч. anaphora, букв. - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..." (А. С. Пушкин).
Анафора
♦ (ENG anaphora)
(греч. - возношение)
евхаристическая молитва или молитва, во время к-рой осуществляется подготовка Святых Даров для евхаристии. Является основной частью литургии.
Анафора
(греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков. Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин.)
Анафора
(греч.) — риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих друг за другом предложений, а такое же повторение слов в конце предложений называется эпифора, или эпистрофа. Пример А.: "Неужели тебя не трогает судьба твоего отечества? неужели тебя не трогает положение твоего собственного семейства?"
Анафора
Единоначатие, повторение в начале предложений в художественной прозе или в начале стихотворных строк сходных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений. Этот стилистический прием направлен на усиление выразительности, лучшей передачи эмоций. Анафора употребительна также в публицистической речи: Сражаться - это казалось им главной задачей момента. Сражаться на фронтах, с бандами, с разрухой. (По И. Дубровицкому, В. Орлову). В речи учащихся художественно не мотивированные анафоры превращаются в речевые ошибки, разрушающие богатство речи - одно из ее коммуникативных качеств.
Анафора
(греч. anaphora — вынесение вверх) — повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).
Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства
Корр: эпифора
Род: повтор
Асс: поэзия
Пример:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид...
А. Пушкин
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища...
А. Пушкин
...Черноглазую девицу,
Черногривого коня...
М. Лермонтов
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому...
М. Светлов
* "Мало того, что осуждена я на такую страшную участь; мало того, что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, — мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я" (Н. Гоголь).
"На анафоре может строиться целое стихотворение" (И. Трофимов). *
Анафора
(от греч. anaphora — вынесение вверх) — единонача-тие, фигура (см. Фигуры) слова, входящая в группу фигур прибавления. А. — это повторение слова или группы слов в начале нескольких периодов или стихотворных строф. Например, В. Хлебников создал целое произведение, начиная каждое предложение с одного и того же слова: «Где железо подобно отцу, напоминающему братьям, что они братья, и останавливающему кровопролитную схватку... Где в зверях погибают какие-то прекрасные возможности, как вписанное в часослов Слово о полку Игореви во время пожара Москвы» (В. Хлебников. Зверинец). Пример повтора нескольких слов содержится в стихах К. Бальмонта: «Быть может, вся Природа — мозаика цветов? Быть может, вся Природа — различность голосов? Быть может, вся Природа — лишь числа и черты? Быть может, вся Природа — желанье красоты?» (К. Бальмонт. Сказать мгновенью стой!).
Автор «Риторики к Гереннию» рассматривал А. как способ украшения, который «заключает в себе много прелести, в особенности же много величественности и живости», а поэтому А., считал он, «следует применять как для украшения, так и для усиления речи». По мнению Квинтилиана, многократное повторение одних и тех же начальных слов может выражать собой резкость и настойчивость. Деметрий в трактате «О стиле» на основе анализа стихов Сафо отмечал особую красоту А.
Иногда встречается усиление А., например: «Я стою и расту — я растение. Я стою, и расту, и хожу — я животное. Я стою, я расту, и хожу, и мыслю — я человек» (М. Пришвин. Из дневников).
Соединение А. и эпифоры представляет собой изысканную фигуру — симплоку.
В современной когнитивной науке ведутся интенсивные исследования по построению когнитивных моделей разрешения А.
Лит.: Деметрий. О стиле //Античные риторики. — М., 1978; Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений: В 2-х частях. — СПб., 1834; Квят-ковский А. Поэтический словарь. — М., 1966; Панов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. — М., 1997; Петрова С.Н. Когнитивная модель разрешения анафоры // Когнитивная логика и когнитивное моделирование.— Новосибирск, 1991. — Вып. 2; Подлесская В.И. Вопросы лексической и синтаксической семантики: Анафора в современном японском языке. — М., 1990; Словарь литературоведческих терминов / Сост. Л.И. Тимофеев и СВ. Тураев. — М., 1974; Сухомлинова С.Н. Динамика восприятия анафоры // Язык и логическая теория. — М., 1987.
М.И. Панов
Анафора
(греч. άναφορά, от άναφέρω — возносить) — центральная часть Божественной литургии; во время А. совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. А. именуется также евхаристической молитвой.
Существенными элементами текста большинства А. являются: 1) префация — благодарение Богу за искупление во Христе и иные благодеяния, завершающееся славословием Sanctus («Свят, Свят, Свят...»); 2) эпиклесис — призывание Св. Духа на дары (хлеб и вино) и участников литургии; 3) повествование об установлении Евхаристии Иисусом Христом, содержащее тайноустановительные слова; 4) анамнесис — воспоминание смерти и воскресения Христа, в ожидании Его Второго пришествия; 5) приношение, в котором собравшиеся приносят святую жертву Богу, посвящая Ему самих себя; 6) ходатайственные молитвы — поминовение живых и усопших — и прославление Богородицы и святых, напоминающие о мистическом единении всей Церкви в Евхаристической жертве; 7) заключительное славословие в Троице единому Богу. При этом последовательность элементов 2–6 различна в разных А.
По-видимому, многие из структурных элементов А. существовали с апост. времен, однако первые христиане не имели твердо фиксированных текстов евхарист. молитв, а импровизировали их. Позже возникла тенденция к фиксации текстов А., когда Церковь отбирала для употребления лучшие из них. Самые ранние из сохранившихся А. относятся ко II–III вв.
К IV в. сформировались 3 осн. типа структурной организации текста А., обусловившие 3 ветви их дальнейшего развития: александрийско-римский, западно-сирийский и восточно-сирийский. К александрийско-рим. типу относятся некоторые А., используемые в коптском и эфиопском обрядах, а также Римский канон в латинском обряде. Западно-сир. тип представлен Литургией ап. Иакова, сохранившейся у яковитов (в отд. местах изредка совершается в визант. обряде), а также некоторыми месопотамскими А.; дальней ветвью этого типа являются А. галликанского и мозарабского обрядов. К восточно-сир. типу относятся 2 основные А. визант. обряда, представленные в литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого, а также единственная А., используемая в армянском обряде; сюда же примыкают некоторые маронитские, коптские и эфиопские А.
В отличие от большинства А., используемых в вост. обрядах, А. зап. обрядов допускают ту или иную степень вариативности текста в зависимости от литург. периода, празднования или цели совершения мессы: в лат. и амвросианском обрядах это проявляется прежде всего в многообразии префаций; в галликанском и мозарабском обрядах лишь незначительная часть текста А. остается неизменной, а остальная предписывается каждым отд. частным последованием.
Изд.: Собрание древних литургий, восточных и западных: Вып. 1–5 // Христианское чтение. СПб., 1874–78 (репр. М., 1997–); Brightman F.E. Liturgies Eastern and Western Being the Texts Original or Translated of the Principal Liturgies of the Church. Ox., 1896; HКnggi A., Pahl I. Prex eucharistica: Textus e variis liturgiis antiquioribus selecti. Fri., 1968; Enchiridion euchologi***** fontium liturgicorum / Ed. E. Lodi. R., 1979.
Лит-ра: Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947; Успенский Н.Д. Анафора: Опыт историко-литургического анализа // Богословские труды 13 (1977), 40–147; Арранц М. Историческое развитие Божественной Литургии. Л., 1978; Bourque E. Гtude sur les sacramentaires romains. QuОbec, 1948–52. 2 vol.; Jeremias J. Die Abendmahlsworte Jesu. GЪ., 1960; Ligier L. Anaphores orientales et priПres juives // Proche-Orient ChrОtien 13 (1963); Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucharistica: Saggio sulla genesi litteraria di una forma: TodИ veterotestamentaria, berakИ giudaica, anИfora cristiana. R., 1981; Bouyer L. Eucharistie: ThОologie et spiritualitО de la priПre eucharistique. P., 1990.
П. Сахаров
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.