Амвон
, -а, м.
Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом.
* Ступеньки амвона. *
Амвон
, -а, м.
Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом.
* Ступеньки амвона. *
Амвон
(греч. - восходить) - центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.
Амвон
(от греч. ambon - возвышение), в православных церквах возвышение перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие.
Амвон
амв’он (2Пар.6:13) — площадка, сооруженная Соломоном из меди посреди двора храма для молитвы при освящении храма. В дальнейшем не упоминается.
Амвон
АМВОН, а, м. Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с к-рой произносятся проповеди.
| прил. амвонный, ая, ое.
Амвон
, а, м.
Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом.
* ► И ступеньки амвона и старые почерневшие книги... - и все было залито светом. // Лев Толстой. Анна Каренина // *
Амвон
(греч. восходить) - часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т.п. Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.
Амвон
♦ (ENG ambo / ambon)
(греч. ambôn - возвышение, край)
возвышенная квадратная площадка в храме, часто окруженная парапетом и ступенями, с к-рой во время средневекового евхаристического богослужения читалось Евангелие.
Амвон
амвон, амвона, муж. (греч. ambon) (церк.). Возвышение в церкви перед т.н. царскими вратами, ведущими в алтарь в православной церкви. «Мужиков набралось в церковь - вона! от притвора до амвона.» Д.Бедный.
Амвон
(в переводе в греческого означает «восходить»)
выдающаяся полукругом часть солеи у Царских врат. Служит для чтения ектений, Евангелия, произнесения проповедей и пр. Архиерейский амвон – это четырехугольное возвышение, расположенное в центре храма. На него во время богослужений ставят архиерейскую кафедру.
Амвон
площадка или помост в центре раннехристианского храма, где во время службы помещались диаконы, анагносты - чтецы Евангелия, певчие, откуда священник провозглашал проповедь, иногда совершал обряд причащения. Амвон символизировал Голгофу, на которой был распят Иисус Христос, либо камень, который отодвинул ангел от гробницы Спасителя и с которого рассказал женам - мироносицам про его воскрешение. В настоящее время роль амвона в церкви выполняет выступ солеи напротив святых (царских) врат, выдвинутый в центр храма.
Амвон
(греч. «восхождение»)
центральная часть солеи, расположенная у Царских врат и полукругом выступающая к середине храма. Служит епископам, священникам для проповеди, а диаконам – для возглашения ектений и чтения Евангелия. Тем самым он знаменует собой те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль). Амвон возвещает также о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный Ангелом от дверей Гроба Господня, что соделало и всех верующих во Христа причастниками Его бессмертия, ради чего им и преподаются с амвона Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную. На амвон разрешается вступать лишь священнослужителям.
Амвон
(от άναβαινειν, восходить, suggestus, pulpitum) — кафедра древней христианской церкви. Сначала проповеди произносились с хор и притом или с главного алтаря, или с епископского места. Когда высшее духовенство стало все больше и больше удаляться от совершения богослужений, публичные чтения были перенесены в пространство, которое занимало середину церкви и, простираясь от хор продолговатым четырехугольником, окруженным перилами, назначалось для низшего духовенства. Над серединой более длинных сторон этой ограды возвышались места для чтецов и ораторов. Таких возвышений было два, одно — с северной стороны — для чтения и разъяснения Евангелия, другое — с южной — для чтения Посланий. На возвышения вели лестницы. Интересный образец такого А. сохранился в церкви св. Климента в Риме. Эти А. стали скоро играть важную роль при украшении церквей; они роскошно убирались, сначала мозаикой, а впоследствии резьбой. Прирост общин вытеснил эти два А., и они слились в современную кафедру (см. это сл.).
Амвон
возвышение перед алтарем в раннехристианских и византийских храмах.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
1. Выступ солеи перед средней частью иноностаса.
2. Возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
|
* * *
(греч. ambon - выпуклость, возвышение) - возвышение в православной церкви против Царских врат, кафедра для чтения проповеди, с пультом; на южной стороне - для чтения эпистол, на северной - для чтения Евангелия.
См. Кафедра.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Амвон
(греч. άμβων, лат. ambo) — возвышение в нефе церкви, предназначенное для чтения Св. Писания, а также для произнесения проповеди и литург. пения; в раннехрист. период использовались также названия: бема (βήμα), pyrgus (πύργος), lectorium, tribunal и др. В интерпретации патр. Константинопольского Германа А. символизирует камень, преграждавший вход в Гроб Господень (возле этого камня ангел объявил о воскресении Христовом). Первое упоминание об А. содержится в 5-м каноне Лаодикийского собора (364–371), затем этот термин используется у Палладия в Житии св. Иоанна (Vita Sancti Joannis), у Сократа Схоластика (Historia ecclesiastica VI); у Созомена А. назван «бемой для чтения» (Historia ecclesiastica IX, 2). В Константинополе в храме Св. Софии на А. совершали обряд коронации императора. Предписание Constitutiones Apostolorum (ок. 380) о размещении А. «посередине церкви» допускало разнообразие: на пересечении диагоналей самой базилики или ее центр. нефа (как в Сирии). Иногда А. смещен к северу или к югу от продольной оси, как в Греции и Равенне, иногда сдвинут к востоку (Константинополь, Малая Азия). В Средние века в некоторых храмах появился второй А., предназначавшийся только для чтения Евангелия. В рим. базиликах Св. Климента, Св. Лаврентия и Санта Мария ин Космедин А. примыкают к выгороженному балюстрадой прямоугольному пространству (schola cantorum) в центр. нефе. А. делали из камня или дерева. По конструкции ранние А. можно разделить на 3 типа. 1-й («константинопольский») преобладает в юстиниановскую эпоху, сохраняясь и в раннем Средневековье, и представляет собой приподнятую на колонках платформу с балюстрадой, к которой с двух сторон ведут лестницы. Много подобных А. известно в Константинополе, Малой Азии, Греции и др. регионах (Иллирик, Болгария, Крым, Абхазия). 2-й тип (малораспространенный) — А. с «веерообразными» двойными лестницами, — относится к V–VI вв. и встречается преимущественно в Сев. Греции (напр. в церкви Св. Георгия в Салониках). 3-й тип — прямоугольные или полукруглые в плане А. меньших размеров, с одной лестницей, с полукружием, обращенным к апсиде. Он был распространен в VI–VII вв. в Греции и Малой Азии, встречается также в Далмации, Истрии, Сев. Италии и Палестине. Кроме того, выделяется близкая к 3-му типу группа небольших монолитных А. с одной лестницей (Греция, Равенна). Декор А. — в основном скульптурный, в раннехрист. эпоху преобладают символические изображения креста, а также зооморфные и растительные мотивы. Сюжетные композиции крайне редки (А. из Салоник со сценой Поклонения волхвов). Единичны случаи украшения А. мозаикой (в базилике в Никополе). После VII в. декор меняется: рельеф становится более низким и плоским, появляются антропоморфные изображения. Особый архитектурный и литург. феномен — т.н. бема, или «сирийский амвон», — был распространен в Сев. Сирии в IV–VI вв., преимущественно в базиликах. Бема располагается в центре церкви, это массивная полукруглая конструкция на цоколе, обращенная к западу. На ней расположена скамья для духовенства, иногда с подножием, а в центре ее — «трон-пюпитр». Т.н. пристенные А. (в кафедр. соборах в Пизе и Сиене) и А. в виде лоджий и балконов появились в период ранней готики. В эпоху Возрождения преобладал тип «нависающего» А. Наиболее богатые — как по форме, так и по декору — А. создавались в период барокко и рококо. Как правило, они были пристенного типа и необычных форм — напр., в виде чашечки цветка, пасти рыбы, лодки, символизирующей ладью св. Петра, и т.п.
В наст. время в Католической Церкви А. располагается в пресвитерии храма и, как и прежде, предназначен для совершения Литургии слова.
Лит-ра: Leclercq H. // DACL 1, 1330–47; Schneider A.M. // Reallexicon fЯr Antike und Christentum. MЯnster, 1950, Bd. 1, S. 363–365; Jakobs P.H. Die frЯhchristlichen Ambone Griechenlands. Bonn, 1987; Kazhdan A. A Note on the Middle-Byzantine Ambo // Byzantion 57 (1987), 422–426; Renhart E. Das syrische Bema: Liturgisch-archКologische Untersuhungen. Graz, 1995; Dennert M. Mittelbyzantinische Ambone in Kleinasien // Istanbuler Mitteilungen 45 (1995), 137–149.
Л. Хрушкова
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.