Итальянский архитектор и писатель-гуманист, родившийся в Генуе. Учился в Падуанском и Болонском университетах и в возрасте двадцати лет написал комедию "Филодокс", которую принимали за подлинное римское произведение. С 1428 года Альберти - во Флоренции, где вошел в дружеский кружок Филиппа Брунеллески, Донателло, Гиберти, Луки делла Роббиа и Мазаччо. Им он посвятил свой теоретический труд "О живописи" (1436), в котором впервые сделана попытка самостоятельной интерпретации текста Витрувия о центральной перспективе. Как практикующий архитектор, Альберти был автором фасада палаццо Руччелаи (с 1446 года) -первого фасада, на котором была применена система трех ордерных пилястр по образцу римского Колизея. Автор фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла (завершен в 1470 году). При проектировании церкви Сан-Франческо в Римини (начата около 1450 года) Альберти использовал мотив триумфальной арки, при создании мантуанской церкви Сан-Себастьяно применил в плане новый вариант построения латинского креста, с попеременным чередованием больших и малых капелл, вместо боковых нефов, а также цилиндрический свод. Отстаивая принадлежность архитектуры к свободным искусствам и ее независимость от ручного труда, Альберти доказывал наличие рациональных оснований архитектурного творчества. В книге "Искусство архитектуры" (начата в конце 1440-х годов) Альберти отстаивал собственную теорию красоты, в опоре на математическую строгость симметрии и пропорций.
Католическая Энциклопедия
Альберти
(Alberti) Леóн Баттиста
итал. ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Возрождения; род. 18.02.1404, Генуя, ум. 25.04.1472, Рим.
Учился в Падуе и Болонье; с 1428 служил у кардинала Альбергати, в свите которого побывал во Флоренции, Ферраре и Болонье. В эти годы им были написаны трактаты De pictura (О живописи), De statua (О ваянии), заложившие основы худож. теории Возрождения, а также этический трактат Della famiglia (О семье). В 1432–64 А. работал в Римской курии. Результатом изучения античной архитектуры и увлечения математикой стали картографический труд Descriptio urbis Romae (Описание города Рима) и трактат De re aedificatoria libri X (Десять книг о зодчестве, опубл. в 1485). Теоретические труды А. и разработанная им теория живописной перспективы оказали большое влияние на формирование классического стиля в архитектуре, живописи и пластике не только Италии, но и других европ. стран.
Начало архитектурной деятельности А. связано с градостроительными инициативами Папы Николая V, задумавшего реконструкцию базилики Св. Петра и Ватиканского дворца. Первой осуществленной постройкой по проекту А. было Палаццо Ручеллаи (1446–51) во Флоренции, на фасаде которого впервые использованы пилястры классического ордера. А. обновил фасад церкви Санта Мария Новелла (1456–70), построил Лоджию Ручеллаи и часовню Гроба Господня в церкви Св. Панкратия (1467) во Флоренции; в Римини он реконструировал готическую церковь Св. Франциска (1450–68), придав ей облик величественного античного храма. В проектах церквей Св. Себастьяна (осуществлен частично в 1460–72) и Св. Андрея (1472–94) в Мантуе А. кардинально переосмыслил в классическом духе фасад и интерьер базиликального купольного храма, создав нац. стиль церк. архитектуры. Разработанный А. тип центрического или базиликального купольного храма, обладающий математически ясными пропорциональными соотношениями структурных элементов, гармонической соразмерностью интерьера с пространственной доминантой купола, стал идеальным воплощением рел. сознания эпохи Возрождения и получил развитие в архитектуре европ. барокко и классицизма.
Соч.: De re aedificatoria libri X. Fi., 1485; Opere volgari / A cura di C. Grayson. Bari, 1960–66. 2 vol.; Десять книг о зодчестве. М., 1935–37. 2 т.
Лит-ра: Л.Б. Альберти. М., 1977; Grayson C. L.B. Alberti on Painting and on Sculpture. L., 1973; Borsi F. L.B. Alberti. Mi., 1980.
В. Дажина
Энциклопедический словарь
Альберти
(Alberti) Рафаэль (р. 1902), испанский поэт. Антифашистские и революционные стихи (сборники "Строфы Хуана Панадеро", 1949; "Поэмы изгнания и надежды", 1976), антивоенные "Баллады и песни реки Парана" (1954), лирический сборник "Стихи о любви" (1967), стихотворный цикл "О живописи" (2 изд., 1968), пьеса "Ночь войны в музее Прадо" (1956), книга воспоминаний "Затерянная роща" (1959), "Пабло Пикассо" (1977). Международная Ленинская премия (1965).
(Alberti) Леон Баттиста (1404 - 72), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Теоретические трактаты ("О статуе", 1435, "О живописи", 1435-36, "О зодчестве"; опубликован в 1485) обобщили опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал античную ордерную систему (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472-94, дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-51). АЛЬБЕРТИ (Alberti) Леон Баттиста (18 февраля 1404, Генуя - апрель 1472, Рим), итальянский гуманист, философ, архитектор, художник, теоретик искусства. Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем в Болонье у Франческо Филельфо и в университете, по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Несколько лет служил у церковных иерархов, а с 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатора (своего рода нотариуса) при папской курии. Литератор и архитектор Литературное наследие Альберти весьма разнопланово: к 1425 относится комедия "Филодокс" (1890), затем были написаны трактаты "Деифира" (1481) и "О преимуществах и тяготах занятия науками" (1890); первые три книги диалогов "О семье" (1844) составлены в 1432-1434, в 1440 или в 1441 к ним добавлена еще одна; в 1435 сочинены трактаты "О статуе" (1568) и "О живописи" (1540), гораздо позже, в 1449, созданы "Десять книг о зодчестве" (1485); между 1434 и 1443 появились трактаты "О праве" (1890) и "Первосвященник", "Жизнеописание Св. Потита" (1568), диалоги "Теодженио" (1490) и "О спокойствии души" (1844); после 1443 написан аллегорический трактат "Мом, или о государе" (1520), в 1449 - "Математические забавы" (1568); к наиболее значительным произведениям последующих лет относятся "Застольные беседы" (1890) и "Домострой" (1848). По проекту Альберти в 1446-51 Б. Росселлино выстроил палаццо Ручеллани - новый тип особняка-палаццо, в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини и Сан-Андреа в Мантуе Альберти использовал мотивы древнеримской архитектуры (триумфальные арки и аркады). Круг занятий и увлечений Хотя большую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии и лишь время от времени наведывался во Флоренцию, именно под воздействием импульсов культурной и художественной среды этого города складывалось его мировоззрение, все более и более расширялся круг его занятий и увлечений. Человек разносторонних дарований и широкой культуры, Альберти известен прежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры; вместе с тем, он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных проектов, занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, причем не только изобразительного - он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. Как писателя-гуманиста его внимание одинаково привлекали и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Он обнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал и проектировал различные приборы и инструменты, посвящал специальные работы выведению ценных пород лошадей, тайнам женского туалета, шифрам, графологии. Под стать этой всеохватности интересов и творческих устремлений сама личность Альберти, эмблематичная для всего ренессансного гуманизма. Безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенных успехов в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенстве усваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой нравственный облик, настойчиво воспитывал в себе человеколюбие, обходительность, щедрость, сдержанность - таким, ставшим уже для современников человеком-легендой, запечатлен он в биографии 15 в., авторство которой не без основания приписывают самому же Альберти. Сочинения: Десять книг о зодчестве. М., 1935. Т. 1-2. Религия. Добродетель. Рок и фортуна // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. С. 152-161. О семье // Опыт тысячелетия. М., 1996. С. 362-411. Alberti L. B. Opere volgari. Bari, 1960-1973. V. 1-3. Литература: Леон Баттиста Альберти. М., 1977. Mancini G. Vita di Leon Battista Alberti. Roma, 1911. Gadol J. Leon Battista Alberti. Universal man of the early Renaissance. Chicago; London, 1969. О. Ф. Кудрявцев
Морфологический разбор «альберти»
часть речи: глагол (личная форма); число: единственное; вид: совершенный; переходность: переходный; наклонение: повелительное наклонение; совместность: говорящий не включён в действие (иди, идите); отвечает на вопрос: (ты/давай-ка) Что сделай? ...
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толковые
Энциклопедические
Отраслевые
Этимологические и заимствований
Глоссарии устаревшей лексики
Переводческие, иностранные
Фразеологический сборник
Определение неологизмов
Прочие 177+
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.