Значение слова «алхимия»

Что означает слово «алхимия»

Архитектурный словарь

Алхимия

   Помещение при аптеке, в котором приготовляли лекарство.

   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Словарь Ефремовой

Алхимия

ж.
Средневековое мистическое учение, предшествовавшее научной химии, направленное
на поиски "философского камня" как чудодейственного средства для превращения
неблагородных металлов в золото и серебро, для лечения всех болезней и т.п.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Алхимия

   , -и, ж.

   Средневековое мистическое учение (чёрная магия), направленное на поиск чудодейственного философского камня, который смог бы превращать любой простой металл в золото.

   * Цель алхимии - найти философский камень. *

Словарь Ожегова

АЛХИМИЯ, и, ж. Донаучное направление в химии: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи фантастического философского камня, поиски эликсира долголетия.

| прил. алхимический, ая, ое.

Словарь Ушакова

Алхимия

алхимия, алхимии, мн. нет, жен. (араб. - философский камень, сокровенное искусство) (ист.). Средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая т.н. философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные и т.п.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Алхимия

, и, ж.

   Чёрная магия - средневековое мистическое учение, направление на поиск чудодейственного философского камня, который превращал бы простые металлы в золото.

   * Когда он учился в университете, ему [Рагину] казалось, что медицину скоро постигнет участь алхимии. // Чехов. Палата № 6 // *

   АЛХИМИК, АЛХИМИЧЕСКИЙ.

Культурология. Словарь-справочник

Алхимия

(лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Главная цель алхимии – нахождение так называемого «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получение эликсира долголетия, универсального растворителя и т.д. Алхимики внесли вклад в развитие получения ценных продуктов, а именно минеральных и растительных красок, стекла, эмали, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов, а также в разработку некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка и др.).

Энциклопедический словарь

Алхимия

(позднелат. alchimia), донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3-4 вв. н. э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11-14 вв.). Главная цель алхимии - нахождение т. н. "философского камня" для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универсального растворителя и т. д. Положительная роль алхимии - в открытии или усовершенствовании (в процессе поиска чудодейственного средства) способов получения практических ценных продуктов (минеральные и растительные краски, стекла, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли), а также в разработке некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка и др.).

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Алхимия

(позднелат. alchemia) — название химии, данное арабами ок. VIII в. Экспериментальная а. в VIII—X вв. получила большое развитие у араб, ученых; в XI—XII вв. проникла на Запад. Цель а. — превращение неблагородных металлов (меди, свинца) в благородные (золото, серебро) при помощи «философского камня», а также создание «жизненного эликсира», дающего человеку бессмертие. В процессе этих поисков были открыты способы получения ряда минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, сплавов, кислот, щелочей, а также разработаны или усовершенствованы методы лабораторных исследований: перегонка, возгонка, фильтрование. Европейская а. представлена именами таких крупных ученых, как Арнальдо де Виланова, Альберт Великий, Роджер Бэкон.

Лит.: Джуа М. История химии. М., 1966; Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Алхимия

(от позднелат. alchymia, alchimia, через араб. аль-кимия, возможно, от греч. chymeia, chemeia — искусство выплавки металлов, или chyma — жидкость, литье, или от Хемия (греч. Chemia) — одно из названий Др. Египта от древне егип. хам, хаме — черный, буквально — черная страна, страна черной земли) — наряду с другими тайными, оккультными науками (астрологией и каббалой) явление культуры, сопутствующее на протяжении более 1,5 тысяч лет различным эпохам (эллинизм, европейское Средневековье, Возрождение). Алхимия связывается с попытками получить совершенные металлы (золото, серебро) из металлов несовершенных, т. е. с идеей трансмутации (превращения) металлов с помощью гипотетического вещества — «философского камня» или эликсира. Цель алхимии, в период II-IX веков, не утилитарная, а глобальная, направленная на построение особой Вселенной, выраженная в специфических образах - понятиях, таких как «философский камень», целительные панацеи, алкагест — универсальный растворитель, гомункул — искусственный человек. Она осуществляет тем самым единение микро- и макрокосмоса, соотнося духовное и природное, вселенское и человеческое на пути к знанию. В период Средневековья и позднее, во взаимодействии с умозрительным природознанием и химическим ремеслом, алхимия постепенно трансформируется в научную химию.

Католическая Энциклопедия

Алхимия

(нем. Alchimie, от араб. 'al-kimiya) — позднеантичное и средневековое учение о строении и превращении веществ. А. сложилась в III в. н.э. в Александрии на основе технических знаний о веществах (получение металлов, красок, лекарств и т.п.), космологической мистики Ближнего Востока и философии неоплатонизма. Термин возник в VII в. у арабов, а нынешнее понимание А. (получение золота и серебра из иных металлов) появилось лишь в XVII в., с рождением химии.

В течение столетий единственным основополагающим соч. А. была Tabula Smaragdina (Изумрудная скрижаль), приписанная мифическому древнему автору Гермесу Трисмегисту; в этом соч. золото отождествлено с солнцем, а серебро — с луной; мир объявлен единым целым, которому солнце — отец, а луна — мать. Смутное предписание Изумрудной скрижали («Отдели землю от огня...» и т.д.) и пророчество («Так свершится единение всех вещей... И вот уже вселенская слава в дланях твоих») были поняты как призыв подчинить природу путем златодельческих манипуляций. От той же эпохи (III в. н.э.) дошли два папируса, описывающие приемы получения сплавов, похожих на серебро и золото, а также подделки жемчуга, пурпурного крашения тканей и т.п. С самого начала алхимическое учение было неразрывно связано с герметической философией (герметизм). Неоплатонизм дал всему этому теоретическую базу, в т.ч. антиатомизм (утверждение непрерывности материи) и параллель макро- и микрокосма. Античная идея четырех стихий преобразилась в учение о порождении всех металлов за счет соединения серы и ртути при содействии соли (причем направлять превращение металлов в золото должен был катализатор, «философский камень» — таинственное вещество, получение которого А. ставила главной целью). Отсюда идея Tria Prima — трех первоэлементов, из которых якобы создано всё сущее, в т.ч. и всё живое. Все прочие элементы мыслились получаемыми из основных путем перехода, который называли трансмутацией. Тем самым А. выражала претензию быть общей натурфилософией: экспериментируя с Tria Prima, можно сделать всё, вплоть до искусственного человека (гомункулуса).

В XIV–XVI вв. успехи А. в подделке золота привели к наводнению рынка фальшивой монетой, которую чеканили многие монархи Европы. В 1317 Папа Иоанн XXII издал буллу против алхимиков-фальшивомонетчиков, отметив связь А. с магией. Однако А. продолжала развиваться при королевских и княжеских дворах. В XVI в. А. способствовала развитию медицины, в частности, фармакологии (Парацельс и др.). Языческий характер учения А. и его близость к колдовству вызывали запреты и преследования А., иногда вплоть до сожжения алхимиков. На Тридентском соборе была определена позиция Церкви в отношении А.: занятия А. допустимы, если они способствуют познанию свойств веществ и не противоречат нормам христ. веры и нравственности.

Идея единой вещественной природы живого и неживого родила мысль, что тело человека можно совершенствовать теми же приемами, что и металлы, причем универсальным лекарством должен служить философский камень (который поэтому называли и панацеей, и эликсиром жизни). Отсюда — поиск универсальных приемов лечения (т.е. возврат к идее Гиппократа) и получение химическим путем лекарств, что преобразило медицину. В ходе попыток найти филос. камень были открыты многие важные химические факты. С утверждением основной идеи химии (элементы друг в друга не переходят) А. в XVIII в. перестала считаться наукой и сохранилась лишь как эзотерическая область знаний.

В России идеи А. распространились довольно поздно, в XVII–XVIII вв. Соч. древних и ср.-век. алхимиков имели хождение в рукописных переводах с нем. яз., в основном в среде масонов (см., напр., крупнейшее собрание рукописных алхимических трактатов в коллекции В.С. Арсеньева в Российской гос. библиотеке).

Лит-ра: Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. М., 1980; Алхимии золотые сны: Сборник. М., 1995; Chemical, Medical and Pharmaceutical Books Printed before 1800 / Ed. by J. Neu. Madison–Milwaukee, 1965; Lindsay J. The Origins of Alchemy in Graeco-Roman Egypt. L., 1970; Vereno I. Studien zum Кltesten alchemistischen Schrifttum. B., 1992.

Ю. Чайковский

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Алхимия

(араб. Al-k îmî a — производится или от слова kemi, туземного (коптского) названия Египта, или от греческого χύμος — жидкость, сок) — так называлась нынешняя химия в Средние века, вплоть до XVII столетия. Но с тех пор, как эта последняя получила научную обоснованность и облеклась в формы точного знания, прежним, старинным термином стали обозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и серебро, во что, собственно, и замыкалась задача химии до XVI столетия. Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Задачею средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть столь желанного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как, напр., свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром. Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в известной степени разведенный, так называемый золотой напиток (aurum potabile), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы. Находивших философский камень звали адептами.

Родиной алхимии является Древний Египет; римский император Диоклетиан повелел в 296 г. после Р. Х. предавать сожжению все египетские рукописи, касающиеся искусства делать золото. Последующие алхимики ведут начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (см. это сл.), почему искусство делать золото называлось также герметическим. В IV веке нашей эры задача превращения металлов в золото ревностно преследовалась ученой александрийской школой. Писатель, выступающий под псевдонимом Демокрита, очевидно принадлежавший к семье александрийских ученых, с своим сочинением "Physica et mystica" положил начало длинному ряду чисто алхимических произведений. Такого рода труды появлялись по большей части под именами известных философов (каковы Платон, Пифагор и т. д.) с тем, чтобы обратить на себя внимание и обеспечить себе успех, но вследствие обилия метафор и странной номенклатуры они мало доступны пониманию. Греки были учителями арабов, с любовью взлелеявших алхимию и давших ей вместе с именем тот вид, который она в существенных чертах сохранила и впоследствии. В этом последнем отношении труды араба Абу-Музы Джафара-аль-Софи, называемого обыкновенно Гебером, составляют целую эпоху. Он жил в Севилье в конце VIII-го и в начале IХ-го столетия и был, вероятно, грек, обращенный в ислам. Наиболее замечательная из его работ, "Summa perfectionis magisterii in sua natura", переведенная на латинский яз. (Рим, между 1490—1520; Данц., 1682; франц. в "Biblioth è que des philosophes chimiques" Салмона, 2 тома, Пар., 1672—78). Из этого сочинения видно, что во времена Гебера в основе химии лежала гипотеза о сложности, или, другими словами, металлы считались телами меняющейся природы. Следуя Геберу, все они как бы состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно придать то, что у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.

Запад воспринял алхимию от арабов в Х-м или XI-м столетии; от них заимствованы были как формы, так и элементы знания. Так как в те времена каждый выдающийся ученый обладал всей суммой знаний своего времени, то нередко в истории алхимии встречаем мы имена славных философов и богословов. Знаменитые схоластики Альберт Великий и Рожер Бакон были также и знаменитейшими алхимиками своего времени. Арнольдо де Вилланова, выдающийся врач, умерший в 1314 г., издал более 20 алхимических трудов. Раймунд Луллиус (см. это сл.), известнейший алхимик XIII и XIV столетий, был, как говорят, автором 500 сочинений, главным образом алхимического содержания. Оракулом алхимиков XV столетия и последующего времени является бенедиктинец Василий Валентин (около 1410), который может считаться наиболее выдающимся в те времена и вообще последним ученым с чисто алхимическим направлением. Уже Парацельса (см. это сл.) нельзя причислить к типическим алхимикам, так как он ясно говорит, что истинная цель науки не отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств. С XVI века между алхимиками замечается рознь в преследуемых целях, и от ученых, еще не вполне расставшихся с несбыточными алхимическими мечтаниями, отделяется многочисленный класс по большей части странствующих авантюристов, злоупотребляющих всеобщей верой в возможность делать золото и представляющих ложные доказательства своего искусства. Знать и владетельные князья были, главным образом, жертвою их обмана. В XV, XVI и XVII столетиях многие коронованные особы ревностно занимались алхимией. Так, напр., многие английские короли, а в особенности Генрих VI, в правление которого благодаря стараниям целой шайки делателей золота страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл, игравший в этом случае роль золота, был, по всей вероятности, медной амальгамою. Подобным же образом около этого времени действовал и Карл VII во Франции, в сообществе с известным Жаком ле Кёр (Jacques le Coeur). Даже женщины, как, напр., императрица Варвара, вдова императора Сигизмунда, стоит в списках адептов. Император Рудольф II (1576—1612) был меценатом странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центральный пункт алхимической науки того времени. Любимцы императора называли его германским Гермесом Трисмегистом, и его пример нашел подражание главным образом при соседнем Саксонском дворе. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская производили опыты — первый в своем дрезденском "Золотом дворце" (Goldhaus), а супруга его — в своей роскошно устроенной лаборатории на своей даче (Fasanengarten) в Аннабурге. Дрезден долго оставался столицею государей, покровительствующих алхимии, и эта последняя в особенности служила предметом ревностного изучения в то время, когда соперничество за польскую корону тpeбовало значительных денежных расходов. Берлинский двор при курфюрсте Иоанне Георге также служил ареной для шарлатана Леонарда Турнгейсера, который, однако, должен был бежать из Берлина. Более чем 100 лет спустя появился в Дрездене Иоанн Фридрих Беттхер (см. это сл.), который хотя и не добыл золота, но зато получил впервые в 1704 г., во время своего ареста, коричневый яшмовый фарфор, а в 1709 г. и белый фарфор.

Алхимия в Польше не имела никогда многих и славных адептов: первый алхимик появился здесь в XV в., по имени Винкентий Ковский, в XVI столетии жил другой, с немецкой фамилией Зухтен. Самым славным из них был живший в XVII в. Михаил Сендзивой, который, однако, не сделал никаких самостоятельных открытий. Он род. 1566 г. в Сонче, а в 1604 г. является уже в Саксонию, где освобождает из тюрьмы шотландского алхимика Сетона и привозит его в Краков. Благодарный Сетон хотя и не открыл ему своих тайн, но дал небольшое количество чудесного порошка; Сендзивой женился на его вдове и получил весь порошок, оставшийся после Сетона. С помощью этого средства он обращал разные металлы в золото при дворе Сигизмунда III в Кракове, о чем существуют исторические свидетельства, и был приглашен в Прагу, где император Рудольф, получив от него немножко порошку, сам совершил чудесную перемену, в память чего велел поместить на стене таблицу с надписью "Faciat hoc quispiam alius, quod fecit Sendivogius polonus" ("Пускай попробует кто-либо сделать то, что сделал поляк Сендзивой). В Вюртемберге князь Фридрих принимал его с высшими почестями, но, завидовавши ему, алхимик Мюленфельс тайно захватил его, посадил в темницу и отнял порошок. Когда это было открыто, Мюленфельс в наказание был повешен, но Сендзивой не получил обратно порошка, которого сам сделать не умел, поэтому попал в нищету и сделался простым шарлатаном. Одним из последних адептов того времени является Каэтан, называемый графом Руджиеро, родом неаполитанец, сын крестьянина; он подвизался при Мюнхенском, Венском и Берлинском дворах, пока не окончил своих дней в 1709 г. в Берлине на виселице, украшенной мишурным золотом. За ним следовал еще один английский врач Джемс Прайс, заявивший перед Королевским обществом наук, что ему удалось получить красный и белый порошок, посредством которого можно превращать ртуть по желанию в золото и серебро. Когда же от него стали настойчиво требовать доказательств его искусства, он отравился в 1783 г. С его смертью алхимия, однако, не прекратила своего существования. Еще в начале XIX столетия в Германии было алхимическое общество (называвшееся "герметическим обществом"), основанное Кортумом в Бохуме (автором Иобсиады), публиковавшее труды свои в "Deutschen Reichsanzeiger". При нынешнем состоянии научной химии, когда металлы рассматриваются как элементы, т. е. как химически простые тела, — получать золото возможно только из тел, содержащих золото. Если бы даже и оказалось, что металлы можно разложить, то и в таком случае с уверенностью можно сказать, что пути для этого должны быть совершенно отличны от тех, которыми следовали алхимики. До сих пор еще ни разу не удалось получить золото из неблагородных металлов, хотя этому твердо верили в Средние века, столь отличавшиеся верой в чудесное. Но как бы ни была химерична преследуемая алхимиками цель, своими опытами, которые они необходимо должны были производить массами, алхимики принесли химии существеннейшую пользу, а именно положили начало этой науке. Ср. Бертело (Berthelot), "Les origines de l'alchimie". (Париж, 1885); того же автора "Introduction à l'étude de la chimie des anciens et de moyen â ge" (Париж, 1889); Копп (Н. Kopp), "Sagen und Ansichten über die Ursprung und frü he Kenntniss d. Alchemie" (Брауншвейг, 1867); того же автора: "Alchemie in ä lterer und neuerer Zeit" (2 т., Гейдельберг, 1886); Ф. Н. Савченков, "История химии".


Морфологический разбор «алхимия»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: именительный; отвечает на вопрос: (есть) Что? ...

Синонимы слова «алхимия»


Фонетический разбор «алхимия»

транскрипция: [алх'и́м'ийа]
количество слогов: 4
переносы: (ал - хи - мия) ...

Ассоциации к слову «алхимия»


Близкие по смыслу слова к слову «алхимия»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.