Алтарь
в античную эпоху: возвышение для сожжения жертвоприношений богам; в христианском храме: место для богослужебных действий священников.
Алтарь
в античную эпоху: возвышение для сожжения жертвоприношений богам; в христианском храме: место для богослужебных действий священников.
Алтарь
алт’арь (Пс.50:21) — см. жертвенник.
Алтарь
античное понятие, обозначавшее приспособление, которое ставилось на жертвенник для сжигания жертвы, посвященной богу; позднее алтарем стали называть сам жертвенник вместе с приспособлением.
Алтарь
(лат. - жертвенник) - восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.
Алтарь
Возложить (или принести) что на алтарь отечества (или искусства, науки, любви и т. п.) высок. - пожертвовать чем-либо во имя отечества, искусства и т. п.
Алтарь
Алтарь
1) у древних языческих народов жертвенник в виде камня, особого возвышения, на котором приносились жертвы богам;
2) восточная часть православного храма, находящаяся за иконостасом и предназначенная для совершения священнодействий. Алтарь в представлении верующих - это место присутствия Бога на земле.
Алтарь
Возложить или принести на алтарь чего (книжн. ритор., поэт., устар.) - принести что-н. в жертву чему-н.
► На алтарь отечества.
► На алтарь искусства.
Алтарь
(лат. altaria, от altus - высокий), жертвенник; первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Др. Греции и Риме - отдельные сооружения; в христианских храмах - столы ("престолы") для совершения таинства, в католических - декоративные стенки. Алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах с 14-15 вв. - иконостасом.
Алтарь
(жертвенник; Пс 50:21, Быт 8:20) — особого рода строение, приспособленное исключительно к принесению жертв по иудейскому закону. Хотя жертвы приносились и прежде потопа, но слово жертвенник встречается в первый раз только по выходе Ноя из ковчега. Жертвенники были различных форм и в начале очень грубого устройства, так как были, вероятно, ни что иное, как четвероугольные глыбы камней, или земляная насыпь. (см. Жертвенник).
Алтарь
Алта́рь - возвышение для жертвоприношений богам, жертвенник мог располагаться на открытых пространствах (напр. в священной роще) или в храме; в христианских храмах - восточная часть, отделенная алтарной стенкой или иконостасом с вратами, за к оторыми находится престол для совершения церковных таинств.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Алтарь
(лат. высокий жертвенник) - восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии. когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.
АЛТАРЬ, я, м.
1. Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделённая от общего помещения иконостасом).
2. В старину: то же, что жертвенник. Принести свою жизнь на а. отечества (перен.: пожертвовать своей жизнью во имя родины; высок.).
| прил. алтарный, ая, ое (к 1 знач.).
Алтарь
1) (греч. thysiastërion, лат. altare - высокое место)
возвышенное место, на к-ром в ветхозаветный период совершались жертвоприношения. Во многих церквях - плоское возвышение, на к-ром во время евхаристии освящаются хлеб и вино;
2) ♦ (ENG chancel (лат. cancellus -ширма)
часть церкви, в к-рой находятся алтарь, или стол для причастия, духовенство и церковный хор. В средневековье эта часть храма часто отделялась от нефа оградой.
Алтарь
алтарь, алтаря, муж. (лат. altare).
1. Жертвенник. «Потух огонь на алтаре.» Пушкин.
2. Главная часть церкви.
| перен. Церковь, религия (книж. поэт. устар.). «Он сердцем почитать привык алтарь.» Пушкин.
• Возложить или принести на алтарь чего (книж. ритор. поэт. устар.) - принести что-нибудь в жертву чему-нибудь. На алтарь отечества. На алтарь искусства.
Алтарь
, -я, м.
1. Место жертвоприношений у древних народов.
* Алтари языческих богов. *
2. Главная возвышенная восточная часть христианского храма, отгороженная иконостасом.
* Священник вышел из алтаря. *
3. перен. Место, которое внушает благоговение.
* Сцена - это алтарь *
|| прил. алтарный, -ая, -ое.
* Алтарные двери. *
♦ Возложить на алтарь отечества. Принести жертву.
Алтарь
(греч. bomos, berna, лат. altaria, от altus - высокий) возвышение, место жертвоприношений богам, героям, а также умершим, устраивавшееся в «священных местах». Жертвенный дар ставился, высыпался, выливался или сжигался на них. Античные алтари имели самые разные размеры, от крошечных, до монументальных построек; существовали в храмах, общественных зданиях, частных домах, могли устраиваться вне храма.
В христианском храме алтарем (по-гречески - вимой) являлось место, возвышавшееся над полом храма на высоту одной - трех ступеней, где происходили главные богослужебные церемонии. Здесь в алтарном пространстве, отделенном священной (алтарной) преградой, помещались престол и жертвенник. Мирянам вход в алтарное пространство ограничен и полностью оно доступно только клиру. Алтарь представлялся византийцу троном Господа, огни алтаря - звездами, фимиам - дуновением и благоуханием Св. Духа.
Алтарь
Древнерусское – алтарь.
Старославянское – алътарь, олътарь.
Греческое – altari.
Латинское – altare.
В древнерусском языке слово встречается с XI в., чаше в форме «олтарь».
Слово заимствовано из позднегреческого, где altari (ov) восходит к латинскому altare, altar – «жертвенник» от altus – «высокий», «возвышенный», расположенный на высоте, на возвышении». К латинскому altare восходят однокоренные слова в романских языках: французское autel, немецкое Altar, испанское altar, итальянское altare, английское altar.
В русском языке «алтарь» означает «стол, престол», а также «главная, восточная часть православного храма, отделенная иконостасом и предназначенная для совершения христианского таинства».
Родственными являются:
Украинское – олтар.
Чешское — oltar.
Производное: алтарный.
Алтарь
(лат. altaria, от altus — высокий).
1) Культовое сооружение, находящееся в передней (восточной) части христиан, храма, в виде высокого, узкого параллелепипеда или столика. Символизирует жертвенник. Ведет происхождение от жертвенных холмов, на которых представители различных языческих культов разводили жертвенные костры, и от жертвенных камней, на которых производились заклания жертв и которые также располагались на высоких местах. В христианстве а. превратился в вещественный символ возвышения и жертвенности, на нем устанавливались священные культовые предметы — свечи, крест, распятие и др., на него клались богослужебные книги, что вызвало изменение формы и наклона верхней крышки алтарей (вместо горизонтальной она стала сооружаться под углом 30—45° и была снабжена невысокой (7—10 см) балюстрадой — ограждением по нижнему краю этой крышки), чтобы книга или распятие не соскальзывали.
2) Вся вост. часть храма, отделенная алтарной перегородкой.
Алтарь
(в переводе с латыни означает «высокий жертвенник»)
1) в древности представлял собой особого рода строение, наилучшим образом приспособленное для принесения жертв, предписанных иудейским законом. Люди приносили жертвы Богу и до потопа, но только после выхода Ноя из ковчега, слово «алтарь» стали заменять словом «жертвенник». Иудейские жертвенники для приношения всесожжения имели различную, часто очень грубую форму, нередко представляя собой груду камней или земляную насыпь;
2) в православном храме алтарь занимает главную восточную часть помещения. В нем находится престол. В древности алтарем называли сам престол, однако, после того как восточную часть храмов стали отделять от основного помещения иконостасом, название распространилось на всю отделенную часть. Помимо престола, в алтаре находятся жертвенник и священническая или епископская кафедра. Пространство за престолом называют горним местом. Кроме того, в алтаре, как правило, находится ризница. По христианской традиции входить в алтарь могут только мужчины.
Алтарь
, я, м.
1. Место жертвоприношений у древних народов.
2. Главная возвышенная восточная часть церкви, отгороженная иконостасом.
* ► Священник вышел из-за алтаря и тотчас же начал. // Пушкин. Дубровский // *
3. Символ церкви.
* ► Я видел горные хребты. Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом. // Лермонтов. Мцыри //; И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари - Не верные для вас ограды. // Пушкин. Стихотворения // *
4. Жертвенник (поэт.).
* ► Младой певец нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре // Пушкин. Евгений Онегин //. *
◘ АЛТАРЬ ЛЮБВИ, ◘ АЛТАРЬ ОТЕЧЕСТВА, О ◘ АЛТАРЬ СЛАВЫ, ◘ НА АЛТАРЬ, ◘ ПРЕД АЛТАРЁМ.
Алтарь
(лат. место жертвоприношений)
место принесения жертвы богам, героям или умершим. Дары оставляли, возливали или сжигали. А. мог иметь разл. архит. оформление: от простых земляных насыпей и оград из камней до монумент, построек. А. устраивали на священном участке, в обществ, сооружении, доме, в храме, но часто - вне его. Такие А. ставились напротив храма (Афины, Дидима, Приена) или играли роль самостоятельного сооружения, как грандиозные А. Зевса в Пергаме и Мира в Риме. А. Зевса (180 - 157), посвящ. Зевсу и Афине в честь победы над галлами, - монументальное П-образное сооружение с круговым фризом по внеш, стороне (битва богов и гигантов), широкой лестницей на верхний ярус, обнесенный колоннадой, где находился меньший фриз, обрамляющий внутр. дворик (история Телефа, мифического основателя города). А. Мира Августа (13 - 9) был посвящен победе Рима и присоединению Испании и Галлии, ежегодно на нем приносили жертвы богу Янусу. А. Мира представлял собой четырехугольное сооружение с входами с вост. и зап. Внутри, где было место жертвоприношения, шел трехчастный фриз: растительный орнамент, персонификация моря, свящ. пейзаж по обеим сторонам от изобр. Аполлона. Снаружи был двухчастный фриз: раст. орнамент, мифолог, сцены с фигурами-персонификациями Италии и Рима, и торжественная процессия к алтарю - Август с сенаторами и жрецами, боги и герои: Арес, Эней.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Алтарь
(лат. alta ara - высокий жертвенник altus - высокий, altaria - возвышение; жертвенник)
главная часть христианского храма, располагавшаяся в его восточной части. В православном храме отдел является алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол - возвышение для совершения главного христианского таинства - евхаристии.
|
* * *
а) стол или плита, главный жертвенник в храме;
б) восточная часть христианского храма, изначально предназначенная для священнослужителей, где находятся главный алтарь и хор; в обиходе алтарем называется вся часть средневекового храма к востоку от средокрестия.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
1. Наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом.
2. В западно-христианских храмах - вытянутый поперек оси храма стол, на котором совершается таинство превращения хлеба и воды в плоть и кровь Христа, а также возведенная над этим столом декоративная стенка с религиозной живописью или скульптурой (часто имеющая вид складня).
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
|
* * *
часть христианского храма, где находится престол. В православной церкви - это восточная возвышенная часть помещения, отделённая алтарной перегородкой, позже превратившейся в иконостас. Посреди иконостаса устраивают двери, называемые Царскими, или Святыми вратами; эти двери ведут прямо к Престолу, расположенному выше прочих частей алтаря - горнее место. Он назначается для сидения архиерея. К алтарю примыкают два помещения: с северной стороны - жертвенник, где приготовляются хлеб и вино для таинства причащения. На южной стороне алтаря помещается диаконик - место для хранения священных сосудов, риз, напрестольных Евангелия и креста - предметов, состоящих в ведении диакона. Различают главный алтарь и боковые, посвящённые каким-либо святым. Перед входом в алтарь, вне святилища, находится стол - алтарь для жертвоприношений. На этот алтарь возлагались жертвы с возлиянием на них вина или елея. В отличие от стационарного алтаря существует переносный, алтарь-складень: диптихон (двустворчатый), триптихон (трёхстворчатый).
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Алтарь
, жертвенник
А. Алтари в языческих религиях
1. Такие алтари были поставлены:
Исх 32:5; 3Цар 16:32,33; 3Цар 18:26; Деян 17:23
2. Такие алтари были разрушены
♦ по повелению Бога:
Исх 34:13; Втор 7:5
♦ Моисеем:
Исх 32:20
♦ Гедеоном:
Суд 6:25-28
♦ всеми Израильтянами:
4Цар 11:18; 2Пар 31:1
♦ различными царями:
4Цар 18:4; 4Цар 23:12,15; 2Пар 14:3,5
♦ самим Господом:
Ос 10:2
Б. Алтари для прославления Господа
1. Такие алтари были устроены или перестроены:
♦ Ноем:
Быт 8:20
♦ Аврамом:
Быт 12:7,8; Быт 13:18
♦ Исааком:
Быт 26:25
— Иаковом:
Быт 35:7
♦ Моисеем:
Исх 17:15
♦ Иисусом Навином:
Нав 8:30
♦ Гедеоном:
Суд 6:24
♦ Самуилом:
1Цар 7:17
♦ Саулом:
1Цар 14:35
♦ Давидом:
2Цар 24:25
♦ Соломоном:
2Пар 8:12
♦ Асой => 2Пар15:8
♦ Илией:
3Цар 18:30-32
♦ священниками и левитами Езекии:
2Пар 29:18
♦ Манассией:
2Пар 33:16
♦ Иисусом и Зоровавелем:
Езд 3:2,3
2. Алтари устроены в
♦ скинии:
Исх 37:25–38:7
♦ храме Соломона:
2Пар 4:1,19
♦ втором храме:
Езд 7:17
♦ храме Иезекииля:
Иез 43:13-27
♦ храме Ирода:
Лк 1:11
3. Предназначение алтаря Господу
♦ приносить жертвоприношения Господу:
Быт 8:20; Быт 12:7,8
♦ для жертвоприношения в день искупления:
Лев 16:18-20
♦ для приношения курений:
Исх 30:1-10
♦ для памяти:
Исх 17:15; Нав 22:26,27
4. Алтарь в христианской религии
♦ крест Христов — наш алтарь:
Евр 13:10-12
♦ приношения жертв не нужны после пришествия Христа:
Евр 9:6-15,23–28; Евр 10:1-18
♦ небесный алтарь воскурений:
Откр 6:9; Откр 8:3-5
Алтарь
(лат. «возвышенное место»)
восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликах в передней части, отгороженной низкой решеткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница (саркофаг) с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Само название свидетельствует о том, что уже в древности алтари христианских храмов устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Первоначально алтарь состоял из престола, который помещался в центре алтарного пространства, кафедры (седалища) епископа и скамей для духовенства (Горнее место), располагавшихся против престола у стены в полукружии алтарной апсиды. Предложение (жертвенник) и сосудохранилище (ризница) были в отдельных помещениях (приделах) справа и слева от алтаря. Затем предложение стало помещаться в самом алтаре, слева от Горнего места, если смотреть со стороны престола. Вероятно, в связи с этим изменились и названия святых мест алтаря. Престол в древности всегда назывался жертвенником или трапезой, а название «престол» относилось к архиерейскому седалищу на Горнем месте. С перенесением предложения, на котором совершается приготовление хлеба и вина для Таинства Евхаристии, в алтарь оно стало называться в устной традиции жертвенником, престол (архиерейское седалище) стал именоваться Горним местом, а собственно престолом стали называть жертвенник (трапезу).
В наши дни в соответствии с древнейшими традициями в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие – апсида. Посредине алтаря помещается святой престол. Вплотную к середине апсиды алтаря против престола сооружается возвышение. В кафедральных архиерейских соборах и во многих приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа как знамение престола (трона), на котором невидимо восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии апсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае место является знамением того Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и называется поэтому Горнее место. Горнему месту обязательно кадят во время богослужений; проходя, кланяются, осеняя себя крестным знамением; на Горнем месте непременно возжигается свеча или лампада. Прямо перед Горним местом позади престола помещается обычно семисвечник, который в древности был подсвечником для семи свечей, а ныне чаще всего является разветвленным на семь ветвей от одного высокого столпа светильником, в котором находятся семь лампад, возжигаемых при богослужении. Справа от Горнего места и слева от престола расположен жертвенник, на котором совершается проскомидия. Около него обычно стоит стол для поданных верующими просфор и записок с именами людей о здравии и о упокоении. Справа от престола, чаще всего в отдельном помещении, располагается сосудохранилище и ризница, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды, облачение духовенства. Иногда ризница может находиться в отдельном от алтаря помещении. Но в таком случае справа от престола всегда имеется стол, на который полагаются ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения. По сторонам семисвечника, с северной и южной сторон престола, принято поставлять на древках выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (с южной). Справа или слева от престола помещается умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее и место, где возжигается кадило. Перед престолом, справа от Царских врат у южных дверей алтаря, принято ставить кресло для епископа. Алтарь, как правило, имеет три окна, знаменующих несозданный троический свет Божества, или два раза по три (вверху и внизу), или три вверху и два внизу (в честь двух естеств Господа Иисуса Христа), или четыре (во имя Четвероевангелия). Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная вечеря, поэтому он содержится в особенной чистоте, устилается коврами, по возможности всячески благоукрашается.
В православном Типиконе и Служебнике алтарь часто называется святилищем. Это, как полагают, происходит оттого, что древние учители Церкви часто именовали алтарь ветхозаветным названием «Святое Святых». Действительно, Святое Святых Моисеевой скинии и Соломонова храма (см. Храм Соломонов), как хранившие в себе ковчег Завета и другие великие святыни, духовно прообразуют собою христианский алтарь, где происходит величайшее Таинство Нового Завета – Евхаристия, хранятся в дарохранительнице Тело и Кровь Христовы. Употребление учителями Церкви понятия «Святое Святых» в применении к православному алтарю сближает его с ветхозаветным святилищем не по подобию устройства, а имея в виду особую святость этого места.
Действительно, святость этого места настолько велика, что еще до отделения Западной (Римо-Католической) Церкви от полноты Православия сформировалась традиция, запрещающая вход в алтарь кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Исключение делалось иногда только для диаконисс, а впоследствии для инокинь в женских монастырях, где они могли входить в алтарь для уборки и возжигания светильников. Впоследствии с особого архиерейского или иерейского благословения в алтарь было дозволено входить иподиаконам, чтецам, а также алтарникам из благоговейных мужей или инокинь, в обязанности которых входит уборка алтаря, возжигание светильников, приготовление кадила и т.п. На Руси в древности в алтаре не принято было держать иконы с изображением каких-либо святых жен, кроме Богородицы, а также иконы, на которых имелись изображения людей, не причисленных к лику святых (например, воинов, стерегущих Христа, или мучивших святых страдальцев за веру и т.п.).
Алтарь
(лат. altare, altar, от alta ara — высокий жертвенник) — камень, плита или иное возвышение, предназначенное для совершения жертвоприношений.
Время появления А. в рел. культах неизвестно. А. для принесения жертв, совершения возлияний и воскурений с целью умилостивления богов или поминовения предков существовал в большинстве культов политеистических религий (политеизм). В дохристианских религиях А. имел вид стола, столба или колонны.
В текстах ВЗ упоминается А. в виде возвышения из земли (Исх 20, 24), отдельно взятого камня (Быт 28, 18), сооружения из камней (Исх 20, 25). В храме Соломона находились два А.: жертвенник всесожжений, сделанный из меди (2 Пар 4, 1), и жертвенник курений — деревянный стол, покрытый золотом, т.н. «золотой жертвенник» (Исх 30, 1–5; 37, 25–28; 3 Цар 7, 48). В НЗ в сравнении с ВЗ символическое значение А. снижается, поскольку н.-з. жертва освящается без А. Новая Жертва — Иисус Христос — освящает Своих учеников Самим Собой (ср. Ин 17, 19). В текстах апост. посланий термин А. прямо не используется, ап. Павел говорит о причащении Тела и Крови Христовых, не упоминая об А. (1 Кор 10, 16–17). Смысл слов «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр 13, 10) не вполне ясен, по-видимому, автор Послания к евреям говорит о превосходстве н.-з. культа, развивая основную тему послания. В Откровении Иоанна Богослова говорится о небесной скинии, а понятия А. и «храм» отождествляются с Царством Бога и Агнца (Откр 21, 22 и др.).
В христ. храме А. — место совершения таинства Евхаристии, т.е. место реального присутствия Христа и как Жертвы, и как Первосвященника. В зап. церк. традиции под А. понимается стол, за которым совершается Евхаристия. В вост. церк. традиции термин А. (в широком смысле) относится ко всему пространству, где находится престол, отделенному в ряде литург. обрядов алтарной преградой или иконостасом от прочей части храма (соответствует пресвитерию в зап. традиции); А. в узком смысле слова именуется обычно «престолом».
Историческое развитие христианского А. С самых ранних времен христиане использовали трапезные столы (mensa) для молитвенных собраний в память о Тайной вечере. Но в силу того, что на этих собраниях также совершалась память о крестной жертве Иисуса Христа, эти трапезные столы получили название А. и со временем стали предназначаться исключительно для храмовых богослужений. В первые три века истории христианства А. представляли собой, как правило, деревянные переносные столы, реже использовались каменные неподвижные А. Неподвижные А. получили распространение в IV в., когда камень и железо стали преимущественным материалом, использовавшимся для их изготовления. Хотя Эпаонский собор в Бургундии (517) запретил деревянные А., их отдельные образцы просуществовали вплоть до XII в. Почитание мучеников дало новое направление в истории развития типов А. В силу укоренившейся в церк. традиции связи А. и мощей, церкви и А. стали воздвигать над местами захоронений мучеников. Поскольку не все новые церкви могли быть построены над гробницами мучеников, мощи или частицы мощей стали помещать в А. (получившая широкое распространение на Востоке практика разделения и перенесения мощей стала общераспространенной также и на Западе). Это породило новые типы А.: появились полые кубические А. с дверцей на передней или задней части для доступа к реликварию, а также массивные кубические А., которые воздвигались над гробницами мучеников и святых; для доступа к мощам, находившимся под А., служили специальные крипты, называвшиеся confessio (досл. исповедание). В А., сохранявших форму столов, мощи помещались либо в основание главной опоры, либо в выдолбленную нишу в алтарной доске (mensa). В эпоху высокого Средневековья возобладал обычай положения мощей в алтарную доску. В 1596 канон. правило обязало иметь ковчежец с мощами в каждом А. Переоборудованные из саркофагов или имеющие их форму А. стали появляться только в XVI в. и получили широкое распространение в церк. архитектуре барокко и рококо. Переносные деревянные А., используемые миссионерами, упоминаются не ранее VI в., переносные каменные А. стали широко употребляться только в XIV в.
В первых христ. храмах III–IV в. существовал лишь один А. На Западе несколько А. в храме появились в V–VI вв. Первоначальной причиной этого стала необходимость обеспечить должное почитание мощей различных святых. В VII в. распространение практики вотивных месс и рукоположения монахов стали дополнительными факторами устройства в зап. храмах нескольких А., особенно в силу того, что сохранялось правило ежедневного служения только одной мессы на А. К кон. Средневековья наряду с главным А. в западных храмах устраивалось несколько боковых А., напр. кафедральный собор Магдебурга и храм Пресв. Девы Марии в Данциге (совр. Гданьск) имели по 48 А. Древний принцип существования только одного А. в храме сохранялся на Западе в значении наличия главного А. в каждой катол. церкви.
Пространство, отделявшее верующих от алтаря, было в дальнейшем обозначено посредством канцеля (cancellus) — низкой балюстрады, разграничивавшей пресвитерий (где находился клир) и неф (где находились миряне), а также скульптурного или живописного изображения Распятия с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Крестителем. Развитие этой тенденции на Востоке привело к появлению иконостаса, практически скрывшего А. от взоров молящихся. На Западе А. оставался открытым, однако со временем канцель превратился в монументальное сооружение с колоннами и архитравом, украшенным скульптурами. Канцель в осн. исчез из церк. архитектуры в эпоху барокко, его рудиментом в совр. храме является алтарная преграда (balaustra).
С XVI в. дарохранительница (tabernaculum) стала неотъемлемым компонентом А. К сер. XVIII в. положение дарохранительницы, возвышавшейся над А., стало общепринятой нормой, а в 1863 Конгрегация обрядов запретила все иные формы дарохранительниц. В эпохи Возрождения и барокко особенное распространение получили алтарные картины и ретабло, украшавшие А. С IV в. над А. часто сооружался киворий (алтарная сень); впоследствии это стало нормой при сооружении главных А. кафедральных соборов.
Инструкция по должному применению Конституции о священной Литургии Sacrosanctum Concilium, опубликованная Конгрегацией обрядов 26.09.1964, предписывала такое расположение А., чтобы месса могла совершаться священником лицом к молитвенному собранию. Однако окончательное решение этого вопроса оставлялось на усмотрение местных церк. властей. Статуи и другие худож. произведения инструкция рекомендовала располагать в отдалении, чтобы они не отвлекали внимание от самого А. Инструкция определяла как предпочтительное место хранения Св. Даров специальную Евхаристическую часовню или же отдельный А. Восстановление практики литург. сослужения нескольких священников сняло необходимость сооружения малых (боковых) А. В соответствии с Римским миссалом 1969, на А. должна совершаться только Евхаристическая литургия. Для совершения Литургии слова предусмотрен амвон.
Литург. нормы предписывают, чтобы А. был покрыт по меньшей мере одним покровом, а на А. (или вблизи него) находились свечи и крест.
Типология А. А. называется неподвижным (постоянным), если он прочно крепится к полу и потому недвижим, напротив, передвижной А. (напр. petra sacra) может быть перемещен в другое место. В вост. литург. традиции эквивалентом передвижного А. является антиминс. Согласно ККП, в каждом храме должен быть неподвижный А., в других местах, предназначенных для совершения священнодействий, — неподвижный или передвижной А. (CIC 1235 § 2).
Папскими А. являются главные А. пяти Римских патриарших базилик, а также главные А. базилик Св. Франциска и Ангельской Божией Матери (Санта Мария дельи Анджели) в Ассизи (Италия). Для совершения богослужений на этих А., предназначенных специально для Римского епископа, требуется особое разрешение. А. исповедания (altare confessionis) называется папский А. в базилике Св. Петра в Ватикане.
ККП 1983 запрещает помещать под А. тело усопшего (не провозглашенного блаженным или святым); в противном случае мессу на таком А. совершать нельзя (CIC 1239 § 2). Это требование не распространяется на те случаи, когда в криптах, расположенных под А., могут находится человеческие захоронения.
Освящение А. С кон. V в. церк. каноны предписывали совершать освящение А. В ККП говорится о том, что неподвижные А. должны быть освящены (dedicanda sunt), а переносные — освящены или благословлены (dedicanda aut benedicenda), согласно обрядам, предписанным в литургических книгах (CIC 1237 § 1). Неподвижный А. освящается епарх. епископом, однако в исключительных случаях освящение может совершить делегированный епископом священник. Благословение А. совершает ординарий или же делегированный им священник. В чин освящения А. входит специальная молитвенная формула, обряд помазания А. священным миром и окаждение А. В наст. время соблюдается древняя традиция положения под неподвижным алтарем мощей святых (CIC 1237 § 1). Вместе с тем Чин освящения церкви и алтаря (Ordo dedicationis ecclesiae et altaris) напоминает, что не мощи святых облагораживают А., но сам А. наделяет благородством гробницы святых, поскольку достоинство А. состоит в том, что он является местом Трапезы Господней и символизирует Самого Христа.
Художественное оформление А. Внешние стороны А. часто украшаются элементами накладного декора (колонками, полуколоннами или пилястрами), декоративными филенками, реже — орнаментом, крайне редко — скульптурным рельефом. Частым атрибутом декоративного убранства А. являются надписи: монограммы имени Иисуса Христа IHS, монограммы из греч. букв А и н (ср. Откр 1, 8), реже — монограммы имен святых, чьи реликвии находятся внутри А. Скульптура и живопись играет особую роль в оформлении пространства вокруг А. — апсидной стены, дарохранительницы, пресвитерия. С оформлением алтарного пространства связаны специальные жанры, в т.ч. алтарная картина. В наст. время традиция оформления А. развивается в сторону бóльшей строгости и лаконичности, поскольку ничто не должно отвлекать молящегося от совершаемого на А. таинства. В устройстве вост. храма важное композиционное и символическое значение имеет иконостас.
Лит-ра: Чукова Т.А. Алтарные преграды в зодчестве домонгольской Руси // Литургия, архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995, с. 273–287; Беляев Л.А. Христианские древности. СПб., 2000; Bishop E. The Christian Altar // Liturgica historica. Ox., 1918, p. 20–39; Braun J. Der christliche Altar in seiner geschichtlichen Entwicklung. MЯ., 1924. 2 Bd.; DACL 3, 3155–89; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mi., 1964, vol. 1, p. 490–553; Diekmann G. The Place of Liturgical Worship // Concilium 2 (1965), 67–107; Bouyer L. Liturgy and Architecture. Notre Dame (Ind.), 1967; NCE 1, 343–51; NCE 16, 7–8; Napier C. The Altar in the Contemporary Church // Clergy Review 57 (1972), 624–632; NDDC, 13–14.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.