Алкмеон
(ок. 500 до н. э.)
Сын Амфиарая и Эрифилы, один из героев раннеэпического фиванского цикла (см. Адраст); он возглавил войско эпигонов и захватил Фивы, но вскоре подвергся преследованию Эриний, богинь мщения, не дающих ему обрести покой, так как везде, где Алкмеон оказывался, земля начинала свидетельствовать об убийстве им собственной матери, в свое время повинной в гибели мужа, который и наказал сыну отомстить за его смерть. В конце концов Алкмеон оказывается на острове, образовавшемся благодаря речным наносам уже после момента матереубийства, и там только безумие оставило Алкмеона; он женился на дочери речного бога Ахелоя, Каллирое; та стала требовать ожерелье его матери, сделанное Гефестом (см. Гармония), которое Алкмеон, однако, ранее уже подарил своей первой жене Арсиное. Он сделал попытку обманом достать это ожерелье, но был убит братьями Арсинои. Считается, что Алкмеон дал начало древнему афинскому роду, к которому принадлежали Писистрат, Клисфен, Перикл.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. врач, философ и ученый. Род. в Кротоне, был слушателем Пифагора. Бол. часть его соч. была посвящена медицине. А. первый написал прозаич. трактат «О природе», известный только в отрывках. Бол-во челов. вещей А. считал двоичными, имея в виду не определенные противоположности, а любые, напр.: белое - черное, сладкое - горькое, добро - зло. А. различал мышление и ощущение, а не отождествлял их, как Эмпедокл. Природу каждого ощущения А. описывал отдельно. Он впервые высказал мысль о том, что нервы и мозг явл. центром жизнедеятельности организма, и впервые предпринял анатомирование головы. Душу А. считал бессмертной и непрерывно движущейся субстанцией, подобно Луне, Солнцу и звездам. Очевидной истиной о вещах незримых и божественных, по А., обладают лишь боги. По мнению А., осн. причиной здоровья гос-ва явл. «демократическое равноправие» элементарных потенций (влажного, сухого, горячего, холодного и др.), а монархия среди них вызывает болезнь, поскольку преобладание одной из двух противоположностей пагубно для другой. Здоровье, согласно А., - соразмерная смесь потенций.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)