Автопортрет
м.
Портрет художника, выполненный им самим.
Автопортрет
м.
Портрет художника, выполненный им самим.
АВТОПОРТРЕТ, а, м. Портрет, написанный с самого себя. А. художника.
Автопортрет
(от авто... и портрет), портрет художника, выполненный им самим. В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов.
Автопортрет
автопортрет, автопортрета, муж. Портрет, писанный с себя самого. см. авто...1.
Автопортрет
АВТОПОРТРЕТ (от греч. autos – сам) – изображение художника, выполненное им самим. Особая разновидность портретного жанра.
Автопортрет
произведение, автор которого сделал предметом изображения самого себя. Автопортреты подразделяются на живописные, скульптурные, литературные и философские. Они воссоздают либо внешние черты облика мастера (в живописи, скульптуре), либо внешние события его жизни (в литературе), либо внутреннюю динамику его духовной жизни (в философской прозе и поэзии).
Живописный автопортрет. Развитие европейского живописного автопортрета связано с изобретением зеркала. В Древнем Риме существовали металлические зеркала, которые затем исчезли, не успев оказать сколько-нибудь заметного блияния на изобразительное искусство. Вновьзеркалапоявились в Европе в XIII в. В эпоху Возрождения они встречались ещё крайне редко. Но последующее развитие производства стекла и распространение зеркал открыло перед художниками возможности созерцания и графического или живописного воссоздания своей внешности. Поначалу размеры зеркал были таковы, что они отображали лишь верхнюю половину человеческого тела и это сказалось на размерах первых европейских автопортретов.
В автопортрете художник представляет собственную «я-концепцию», создает художественно-образный эквивалент того круга представлений о себе, куда входят результаты многолетних самонаблюдений и самооценочных усилий. Он погружается в глубины своего «я», ведет внутренние диалоги, мысленно взаимодействуя с различными ипостасями собственной личности, придает очевидность отдельным ареалам внутреннего пространства своей духовной жизни.
Автопортрет способен обнаружить значительную эстетическую дистанцию между внутренним «я» художника и им же самим созданным образом. Достаточно вспомнить такой феномен мировой живописи, как многочисленные автопортреты Рембрандта, созданные им за сорок лет творческой жизни. По серии автопортретов, представляющих собой настоящую исповедь в красках, видно, как течет время человеческой жизни, как меняются физическое, социальное и духовное «я» художника. В каждом из его портретных образов присутствует какая-то недосказанность, незавершенность. Иногда может показаться, что художник играет, примеряя на себя различные социальные маски, от аристократа до представителя богемы и нищего. Но за этими эстетическими играми всегда кроется нечто большее, чем озорство даровитого мастера. Художник, вводя игровой элемент, стремится высветить различные грани своего духовного «я». У Рембрандта, в отличие от Пуссена или Ван-Дейка, нет ни одного автопортрета, где бы присутствовала исчерпывающая живописная формула его собственной личности. Художник не создает автопортрета-резюме, поскольку он находится в движении не прекращающегося процесса самопознания. Признавая бесконечную сложность и неисчерпаемость духовного «я» любого человека, в том числе и собственного «я», он пони мает тщетность любых попыток исчерпать до дна этот, по сути бездонный, колодец.
Литературный автопортрет. В литературе автопортрет чаще всего называют исповедью. Крупные художники слова всегда остро чувствовали уникальную нравственно-эстетическую ценность автопортретно- исповедального жанра. История культуры знает поэтические исповеди Вийона, Петрарки, Шекспира, Гейне, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Бодлера, Блока, Цветаевой, Ахматовой и др., а также литературно-прозаические автопортреты Челлини, Мюссе, Гоголя, Достоевского, Толстого, Горького, Пруста, Уайльда и др.
Пристальное внимание кжанровым возможностям исповеди характерно для французских литераторов, начиная с сочинения аббата А. Ф. Прево «Записки и приключения знатного человека, удалившегося от света» (1731). По его стопам следовали А. Мюссе в «Исповеди сына века» (1836), Ф. Р.де Шатобриан в «Замогильных записках» (1850), Ж. Санд в «Исповеди молодой девушки» (1864). Форма исповеди использовалась литераторами для выстраивания структуры романных повествований, как это имело место в эпистолярном романе Ж. де Сталь «Дельфина» (1802). Иногда она соединялась с дневниковой формой, как в «Дневнике» (опубл. полностью в 1956-1957 гг.) братьев Эжен и Жюльде Гонкуров.
В русской литературе автопортретно-исповедальная форма присутствует в гоголевских «Записках сумасшедшего» (1835), в «Записках из мертвого дома» (1862) и «Записках из подполья» (1864) Ф. М. Достоевского. Исследователи (Д. С. Мережковский, М. М. Бахтин и др.) обратили внимание на то, что исповедальность как особое умонастроение характерна для большинства героев романов Достоевского, создателя нового типа романа, получившего название «романа-исповеди». Ж.-Ж. Руссо, некогда представившего в своей «Исповеди» (1769) сцены, описывающие явные отклонения от общепринятых норм социального поведения, можно считать родоначальником особого направления внутри исповедального жанра - литературно-художественной феноменологии девиантности. К ней можно отнести литературные автопортреты «Иповедь хулигана» (1921) С. А. Есенина, сочинения Э. Лимонова «Это я - Эдичка» (1976), Н. Медведевой «Мама, я жулика люблю» (1989)и др.
Философский автопортрет. На протяжении веков складывалась классическая культурная форма самообнаружения философского, религиозно-нравственного самосознания в текстуальном или вербальном виде. Философский автопортрет отвечает глубинным потребностям человеческого духа в самоорганизации своего внутреннего опыта и в самоочищении своего внутреннего «я». В христианской культуре этот жанр обнаружил две важные функциональные ориентации - на самовыражение и на воспитание других путем передачи им части своего духовного опыта. Этому способствовали исповедальные тексты Августина, Боэция, Абеляра, Мейстера Экхарта, Бернара Клервосского и др. христианских мыслителей.
Не только религиозные, но и светские философы всегда сознавали и ценили особые аналитические возможности автопор- третно-исповедального жанра. Марк Аврелий, Эпиктет, Монтень, Руссо, Шатобриан, Ницше, Розанов, Шестов, Бердяев и др. оставили блестящие образцы философских автопортретов.
◘ Лит.: Власенко Т. Л. Литература как форма авторского сознания. - М., 1995.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.