Австралия
- ж.
- Материк в Южном полушарии как одна из пяти частей света.
- разг. Страны, расположенные на западе этой части света.
- разг. Население этих стран.
Австралия
Австралия
Австралия
Австралийский Союз
(Commonwealth of Australia) — гос-во в Юж. полушарии, занимающее материк Австралия, о-в Тасмания и ряд небольших о-вов; столица — Канберра; офиц. яз. — английский; терр. 7,7 млн. кв. км; нас. 18,8 млн. чел.: католики — 27,17%, англикане — 21,8%, приверженцы Объединяющей церкви — 7,46%, пресвитериане — 3,7%, православные — 2,8%, баптисты — 1,7%, лютеране — 1,4%, мусульмане — 1,1%, буддисты — 1,1%, иудаисты — 0,4%, последователи австрал. культов — 0,04%, атеисты — 0,04%, не исповедующие никакой религии — 16,5%.
Исторический очерк
Еще античные авторы полагали, что на противоположной стороне земли должен существовать материк, уравновешивающий массу суши Сев. полушария; эта гипотетическая земля получила название Terra Australis incognita («Неведомая южная земля»). В XVI–XVII вв. португальцы и испанцы, обосновавшиеся в Перу, пытались обнаружить австрал. континент. Один из них, Педро Фернандес де Кирос, движимый миссион. рвением, считал, что он избран Провидением для открытия «Неведомой южной земли» ради Христа. Совершив паломничество в Рим и получив благословение Папы Климента VIII, П.Ф. де Кирос в дек. 1605 отправился из Кальяо в плавание на запад и достиг бухты, которую он назвал «Австралией Св. Духа». Однако открытая им земля была не австрал. побережьем, а о-вами, известными сейчас как Новые Гебриды (Вануату). Документально засвидетельствованное открытие А. связано с именами мореплавателей: голландца Виллема Янсзона и испанца Луиса Ваэса де Торреса (1606). Все прочие исследования береговой линии А. в XVII в. были осуществлены голландцами, поэтому эта земля и получила вначале название Новой Голландии. Англичанин Мэтью Флиндерс в 1798–1803 побывал в разных концах материка; именно он предложил переименовать Новую Голландию в А.
В 1681 терр. А. вошла в церк. юрисдикцию катол. Апост. викариата Формозы (Тайваня), но еще раньше миссия в А. была поручена франц. священнику Помье, о деятельности которого не сохранилось никаких сведений. Первым лицом дух. звания, чье пребывание в А. документировано, стал англиканский пастор Р. Джонстон, прибывший с первой партией осужденных англ. судами преступников (1788). Позднее на месте основанного в то время каторжного поселения Ботани-Бей вырос Сидней — ныне крупнейший город А. Всего до 1868 в А. было сослано ок. 155 тыс. чел. Среди заключенных, переправляемых из Англии, были и католики-ирландцы, многие из которых участвовали в национально-освободительном восстании 1798; всего с 1795 по 1804 в А. было переправлено ок. 6 тыс. ссыльных ирландцев. В 1820-е в связи с быстрым развитием овцеводства в стране широкие масштабы приобрела и добровольная эмиграция в А. из Англии и Ирландии. Хотя ранние установления брит. властей А. не содержали никаких указаний о конфес. ориентации колонии, господствующим исповеданием стало англиканство, и все заключенные, под угрозой наказаний, были обязаны посещать англиканские богослужения. Первые катол. богослужения в А. были совершены ссыльными ирл. священниками в 1803. В 1804 катол. богослужения были запрещены, но один из ссыльных ирл. священников, Д. Диксон, продолжал нелегально совершать богослужения вплоть до своего возвращения в Ирландию (1808). В 1816 по требованию Св. Престола для католиков колонии Новый Южный Уэльс был назначен апост. префект — священник-цистерцианец Д. О’Флинн. Однако из-за конфликта с брит. властями он был вскоре арестован и 20.05.1818 выслан из А. Нетерпимость властей А. к католикам стала предметом дебатов в брит. парламенте и породила бурную реакцию прессы, в результате чего в 1819, т.е. за 10 лет до принятия Акта об эмансипации в Великобритании (1829), в А. была провозглашена свобода вероисповеданий и основана катол. миссия. В 1820 бенедиктинец Эдуард Слейтер был назначен апост. викарием Кейптауна (Юж. Африка), причем его юрисдикция распространялась и на А. В А. официально прибыли два катол. священника-ирландца. В 1829 из 36 600 чел. населения А. 24 250 были протестантами и 11 230 — католиками.
В 1834 был учрежден самостоятельный викариат Новой Голландии (А.), и в 1835 Папой Григорием XVI (бреве Pastoralis officii) в него был назначен первый епископ — бенедиктинец Джон Полдинг. В 1841 население А. насчитывало 211 тыс. чел., из которых 40 тыс. были католиками. В 1842 было учреждено архиеп-во Сиднея и два еп-ва: Хобарта и Аделаиды. В 1845 на западе А. было образовано еп-во Перта, а в 1847 — еп-ва Мельбурна, Мейтленда и Виктории. До 1874 главы этих и ряда других епископств, основанных позднее, являлись викарными епископами архиеп-ва Сиднея.
После открытия в 1850-х в А. золотых месторождений, в страну стали прибывать эмигранты со всего света; с 1841 по 1891 число католиков выросло с 40 до 713,8 тыс. чел. К 1901, когда австрал. колонии объединились в Австралийский Союз, численность католиков достигла 856 тыс. чел. при общем количестве населения 3,78 млн. чел.
С 1843 в А. начали действовать катол. миссии среди аборигенов, но поначалу их результаты были минимальны. Более успешно проводил христианизацию аборигенов священник Конгрегации Святейшего Сердца Иисуса Ф.К. Гзелл (с 1938 — еп. Дарвинский); за свою миссион. и культ. деятельность среди туземцев он был награжден Орденом Британской Империи и Орденом Почетного Легиона. Сохранились также сведения о миссиях пассионистов на о-ве Норт-Страдброк (1843–46), иезуитов в районе Дарвина (1882–1902), траппистов на плато Кимберли (1890–1901). Наиболее успешными были миссии исп. бенедиктинцев в Нью-Норше (нач. с 1846) и в Драйсдейле (1908), нем. паллотинцев в Кимберли (1901) и Миссионеров Святейшего Сердца Иисуса среди аборигенов Северной территории (1906).
Со временем в жизни католиков А. возобладали традиционные ирл. формы благочестия и пастырского служения. Этому способствовал прежде всего кардинал Патрик Фрэнсис Моран, первый архиеп. Сиднея ирл. происхождения (1884–1911). При нем Католическая Церковь была организована по ирл. образцу. Он основал первую семинарию и ввел систему школьного катол. образования. Первый нац. собор Католической Церкви в А. состоялся в 1885. За ним последовали соборы 1895, 1905 и 1937. В 1928 в Сиднее проходил Международный Евхаристический конгресс. После Второй мировой войны значительно изменился состав эмиграции в А.: если по довоенной статистике 90% населения составляли лица брит. происхождения, то в 1963 60% жителей образовали послевоенные эмигранты из других стран Европы. Федеральный католический комитет по делам иммигрантов (Federal Catholic Immigration Committee) осуществлял дух. и материальную помощь новым жителям А. катол. вероисповедания.
Отношение Католической Церкви к коренному населению было поначалу двойственным: не признавая ценности его традиционной культуры, Церковь в то же время многое сделала для его защиты от произвола колониальных властей, призывая к уважению человеч. достоинства. В 1991 был создан Католический совет аборигенов и жителей островов Торресова пролива (Catholic Aboriginal and Torres Strait Islander Council), признанный вскоре катол. Конференцией епископов А.
После принятия в 1879 закона об общественном образовании (Public Instruction Bill), в соответствии с которым гос-во устранялось от финансирования церк. школ, Католическая Церковь создала независимую сеть образовательных учреждений — от детских садов до ун-тов. Католической Церковью основаны в А. два ун-та: в Брисбене и в Перте.
В период после Второй мировой войны прирост катол. общины осуществлялся в осн. за счет иммиграции из Италии, а в последнее время — также из стран Юго-Вост. Азии, в частности с Филиппин. В окт. 1960 в Мельбурне была открыта рус. катол. церковь Св. Николая (визант. обряда). Папа Иоанн Павел II совершил пастырские визиты в А. в ноябре-дек. 1986 и янв. 1995. В 1986 состоялась встреча Папы с представителями коренного населения в г. Алис-Спрингс, что стало важной вехой на пути признания Церковью традиционной культуры А.
Послевоен. волна иммиграции принесла в А. и значительное число православных. На сегодняшний день самой многочисл. правосл. группой на континенте является греческая, причем греч. община Мельбурна является третьей по численности в мире. Церковь в А. отделена от гос-ва, и провозглашена свобода вероисповедания. Вместе с тем А. является одной из немногих стран мира, в которой вопрос о рел. принадлежности включается в анкеты при проведении переписи населения.
Статистика Католической Церкви
В стране существует 5 митрополий, 2 архиепархии, 21 епархия лат. обряда, 3 епархии вост. обрядов, 1 воен. ординариат, 1412 приходов, 63 епископа, 2060 епарх. свящ., 1342 монаха-свящ., 1256 монахов, 8588 монахинь. Число католиков лат. обряда — 4,869 млн., маронитского обряда — 160 тыс., мелькитского обряда — 45 тыс., украинцев визант. обряда — 35 тыс.
Лит-ра: Ullathorne W. The Catholic Mission in Australia. Liverpool, 1963; Hally C. Migrants and the Australian Catholic Church. Melbourne, 1969; Molony J.N. The Roman Mould of the Australian Catholic Church. Melbourne, 1969; Campion E. Australian Catholics. Ringwood, 1987; Macginley R.M., Kelly T. The Church’s Mission in Australia. Blackburn, 1988; D’Arcy May J. Christus Initiator: Theologie im Pazifik. DЯsseldorf, 1990; Black A.W. Religion in Australia: Sociological Perspectives. Sydney, 1991; O’Farrel P. The Catholic Church and Community // An Australian History. Kensington, 1992; Thornhill J. Making Australia: Exploring Our National Conservation. Newtown, 1992; Turner N. Catholics in Australia: A Social History. Blackburn, 1992.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.