Значение слова «сирия»

Что означает слово «сирия»

Библия: Тематический словарь

Сирия

(сирийцы)

см. Дамаск

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Сирия

С’ирия — собирательное название обширных земель и стран на север и северо-восток от Ханаанской земли. В еврейском тексте эти области называются Арам, что значит «возвышенная страна» (в отличие, по-видимому, от прибрежных, низменных областей), в которую входили царства: Беф-Рехов, Гессур, Дамаск, Емаф (Имаф), Емаф-Сува, Истов, Мааха, Месопотамия, Сува. Сирией еще и в 1 ·в. ·по-РХ назывались все земли на восточном побережье Средиземного моря, что видно из Деян.18:18 ; Деян.21:3, но в более узком смысле Сирией называлось царство, в котором главным городом был Дамаск (Ис.7:8). Как полагают, название Сирия возникло от слова Тир (Сур). Около 9 ·в. ·до-РХ Сирию в широком смысле (то есть все земли от Средиземного моря до сирийской пустыни) захватила Ассирия, затем Вавилон, затем — Персия и после нее — Греция. После смерти Александра Великого Сирия досталась Селевку, который построил Антиохию и сделал ее своей столицей. В 64 ·г. ·до-РХ Сирия стала римской провинцией, управляемой наместником, а Палестина была сделана ее частью. (см. Арам,а, арамеи, Месопотамия, Финикия) (Относительно Зах.10:10см. Ассирия)

Энциклопедический словарь

Сирия

Сирийская Арабская Республика (Аль-Джумхурия аль-Арабия ас-Сурия), государство в Азии. На западе омывается Средиземным м. 185,2 тыс. км2. Население 13,4 млн. человек (1993), в основном арабы (сирийцы); ок. 300 тыс. палестинцев. Городское население 50,4% (1990). Официальный язык - арабский. Верующие - большинство мусульмане-сунниты, есть алавиты, христиане. Административно-территориальное деление: 13 мухафаз (губернаторств) и приравненный к ним муниципалитет Дамаска. Столица - Дамаск. Глава государства - президент. Законодательный орган - Народный совет. Поверхность - пустынное плато с небольшими горными массивами. На западе и юге - горы Антиливан и массив Эш-шейх высотой до 2814 м. Климат субтропический средиземноморский, во внутренних районах континентальный сухой. Средние температуры января 4-12 °С, июля 26-33 °С. Осадков 100-300 мм, в горах до 1000 мм в год. Крупная река - Евфрат. Преобладают пустыни и полупустыни, на побережье и склонах гор - леса из дуба, сосны, кипариса, лавра. В нач. 2-го тысячелетия до н. э. на территории Сирии существовало несколько государств. С сер. 2-го тысячелетия до н. э. Сирия последовательно входила в состав крупных государств Ближнего Востока (Древний Египет, Хеттское царство, Митанни, Ассирия, Нововавилонское царство, государство Ахеменидов), была частью державы Александра Македонского, затем государства Селевкидов, Римской и Византийской империй. В 30-х гг. 7 в. включена в Арабский халифат; в 661-750 политический и культурный центр халифата Омейядов. В 10 - нач. 16 вв. территория Сирии под властью арабских, египетских, тюркских династий, крестоносцев. В 1516-1918 в составе Османской империи. В 1920-43 Сирия под французским мандатом. Отдельные освободительные выступления нач. 20-х гг. переросли в национальные восстания 1925-27. В апреле 1946 выведены иностранные войска. В 1958-61 входила в ОАР. В 1961 вышла из состава ОАР и провозгласила себя Сирийской Арабской Республикой. С марта 1963 у власти Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ), с 1966 - ее левое крыло (с 1971 генеральный секретарь Х. Асад). В июне 1967 Израиль захватил некоторые территории Сирии, включая Голанские высоты (часть территорий освобождена после военных действий в октябре 1973). Сирия с 70-х гг. сохраняет значительное военное присутствие в Ливане. Принимает участие в урегулировании ближневосточного конфликта. Сирия - аграрно-индустриальная страна. Доля в ВВП (1990, %): сельское хозяйство 27,7, промышленность 20,3. Возделывают зерновые и зернобобовые, технические (хлопчатник, сахарная свекла и тростник, табак) культуры. Плодоводство, овощеводство, виноградарство, бахчеводство, оливковые рощи. Экстенсивное животноводство. Рыболовство. Добыча нефти, фосфатов, соли. Производство электроэнергии 12,2 млрд. кВт·ч (1991). Текстильная и пищевкусовая промышленность. Химические, кожевенно-обувные, нефтеперерабатывающие предприятия. Кустарные промыслы. Длина (тыс. км, 1991) железных дорог 1,8, автодорог 29,7. Экспорт нефти, нефтепродуктов, хлопка, сельскохозяйственных продуктов, текстильных изделей. Основные внешнеторговые партнеры: Италия, Франция, Иран, Российская Федерация и страны Восточной Европы. Денежная единица - сирийский фунт.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Сирия

   (2 Цар 8:12). Слово Сирия означается в еврейском тексте словом Арам. В обширнейшем значении слова, Сирия простиралась от Средиземного моря и р. Кидна до Евфрата и от г. Тавр на севере до Аравии и до границ Египта на ю. Она разделялась на Сирию Палестинскую, которая вмещала в себе Ханаан и Финикию, Килисирию — между двумя рядами гор Ливана, и верхнюю Сирию. Последняя была известна под названием Сирии в тесном смысле. Цари сирийские вели частые войны с сынами Израилевыми и иногда были подчиняемы ими, а иногда вступали в союз с ними. Сирия преимущественно находилась под владычеством Ассириян, Вавилонян, Персов, Македонян, Римлян и Магометан, которым принадлежит и в настоящее время. Сирия и Ассирия суть названия совершенно различного происхождения. Первое родственно с Тиром или Суром, как обыкновенно произносят, а другое ведет свое начало от Ассура. Отличительные черты в физическом виде Сирии составляют большие горные хребты Ливан и Антиливан, тянущиеся с с. к ю. и большие пустыни, лежащие на в. и ю.-в. Долины Сирии очень плодоносны и доселе еще изобилуют пшеницею, виноградом, табаком, тутовыми деревьями, оливками, превосходными плодами, как, например, апельсины, финики, фисташки и др. Климат в обитаемых частях Сирии удивительно здоров и приятен. Сирию населяют разные народности, но в городах народонаселение по преимуществу состоит из турок и греков. Единственное поколение, которое может считаться туземным, — суть жители вершин Ливана. Замечательнейшие из них суть друзы и марониты. Общий язык их арабский. Воины и правительственные чиновники говорят по-турецки. От древних Сирийцев почти не существует никаких следов. Ни одна страна не была так известна в древности, как Сирия. На ю.-з. находилась Обетованная земля, страна Израильтян, колыбель христианства, Финикия, особенно города ее — Тир и Сидон славились своею торговлею. Первоначально столицею Сирии был г. Иоппия, а затем Дамаск, бывший долгое время столицею могущественного государства. Антиохия была некогда царскою резиденцией) и считалась третьим городом в мире по богатству и народонаселению. Баалбек и Пальмира доселе еще представляют замечательнейшие развалины своего древнего величия. Здесь некогда в различные времена сражались за свое господство и преобладание Ассирияне, Иудеи, Греки, Парфяне, Римляне, Сарацины, крестоносцы и Турки. Нина, Семирамида, Сезострис, Александр, Помпеи, Антоний, Тит, Аврелиан и др. в позднейшее же время Готфрид Бульонский, Ричард Львиное Сердце, Саладин и др. и потом во времена ближайшие к нам, Наполеон и Магомет-Али на равнинах Сирии представляли собою грозных завоевателей. В настоящее время невежество, суеверие и варварство господствуют в этой стране, и от ее древней славной цивилизации не остается почти никаких следов. Несториане настоящего времени называют себя сирийскими христианами, потому что они употребляют у себя древние формы богослужения. Они имеют Новый Завет, переведенный на сирийский язык, вообще же в настоящее время в Сирии преобладает арабский язык, и сирийцы читают Библию на означенном языке. Сирия составляет одно из самых интересных поприщ для миссионерской деятельности, какое только можно найти в наше время. В ее пределах можно найти девять десятых местностей различных событий из Свящ. Истории. Она в продолжение целого тысячелетия была единственною местностью для сохранения Церкви Божией, она была светильником и светочем, свет которого сиял во мраке мира почти в продолжение 12-ти столетий; все части ее были освящены стопами Сына Божия, или Его пророков и апостолов; едва ли какой-либо холм и долина здесь не оглашались песнопениями Моисея, Давида и Исаии; здесь, наконец, пролилась кровь Богочеловека, «вземлющего грех мира». Таким образом, вся эта страна составляет огромный, живой комментарий слова Божия, раскрытый для религиозного и нравственного чтения во все века и для посрамления неверующих. В новейшее время Сирия делится на 4 эйялета, или наместничества; Дамасское, Бейрут, Алеппо и Мераш; к последнему присоединена и древняя Коммагена. Из свидетельств новейших путешественников видно, что как во внешнем, так и во внутреннем ее состоянии продолжается тоже неустройство, какое давно господствует в стране этой: тот же деспотизм властей, тот же произвол, то же разорение и опустошение земли, та же свирепость турок, то же грабительство арабов, та же дикость, то же варварство. Жители Сирии давно не имеют возможности пользоваться безопасностью жизни и собственности, благодаря своему правительству. Вот как описывает эту страну Портер, бывший в Гауране: «Холмы со всех сторон казались внезапно преисполненными жизни, и долины и равнины огласились криком пастухов и блеянием огромных стад их, когда они гнали их на пажити. Но пастухи не имели того спокойного и смиренного вида, который обыкновенно соединяется с пастушескою жизнью и ее привычками; все они имели вид свирепый и дикий, в особенности арабы. Кроме длинного ружья, многие из них имели маленькие топоры и за поясом были пистолеты и кинжалы». Кроме такой постоянной опасности для оседлой жизни, арабские племена не только питают постоянную наследственную вражду к христианам и Туркам, но часто ведут междоусобные войны и между собою, часто одно племя ведет войну с другим племенем, почему правильное возделывание почвы и усовершенствование естественных богатств, которыми так щедро наделена страна эта, становится делом невозможным. Отсюда многие разрушенные города и селения остаются в своих развалинах и запустении; во многих местах счастливо можно бы было жить, но жителей нет. Многие равнины, вместо изобилия, которое должны были бы производить, представляют бесплодный вид пустынь, который только кое-где оживляется рощами из диких фиговых деревьев; травы остаются нескошенными, поля пустыми. Обрабатываются только небольшие частички лучшей почвы и то лишь тогда, когда есть надежда и средства оградить свою жатву от вторжения неприятелей. Арабские стада свободно бродят по долинам и равнинам и полевые ограды не составляют для них никакого препятствия. Нигде в мире нет такого плачевного примера тиранства, хищения и бесчинства, как в большей части Сирии. Большая часть жителей терпят от своеволия толпы вооруженных людей, которые располагают всем по своим прихотям и произволу. В каждой провинции паша есть совершенный деспот. В деревнях жители ограничиваются одним уже необходимым для жизни; у них известны только такие искусства, без которых существовать невозможно. Здесь нет убежища от насилий, исключая разве города. Нельзя не сказать еще, что нигде, кажется, нет такого множества и смешения различных народностей и вместе с этим такого множества различных верований и исповеданий и различных ересей, сект и расколов, как в Сирии, и при этом здесь господствует грубое невежество, множество суеверий и нечестивых обрядов и большой разврат преобладающей массы; и отсюда постоянная ненависть и вражда партий и бедствие страны. В недавнее время Ливан, в продолжение многих веков сохранявший свою независимость, населяемый деятельным и промышленным племенем и изобиловавший разными прекраснейшими произведениями страны — шелковицей, оливковыми деревьями, виноградом и проч. представлял самую печальную картину вследствие вражды и междоусобий между маронитами и друзами. Убийства, грабежи и опустошительные пожары свирепствовали в разных частях горы в 1846 и 1847 г. и снова возобновились в 1860 г. Многие деревни были охвачены пламенем, и некоторые из самых цветущих мест в Ливане сделались необитаемыми и покрылись развалинами. Из Бейрута было известие: 60 городов и деревень в Ливане сожжены, и эта прекрасная гора обратилась в угрюмую степь. По приблизительным соображениям, сгоревших деревень было 150. Целый христианский квартал в Дамаске, который сам по себе был как город безжалостно ограблен и сожжен до основания. В 1861 г. Европейские державы должны были послать туда и в Бейрут свои войска (Франц. и Англ.), чтобы обуздать магометанский фанатизм.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сирия

(турецк. S û ria, Suristan, арабск. Эшшам, библейск. Aram, латино-греческ. Syria, нем. Syrien, франц. Syrie) — область Азиатской Турции на вост. берегу Средиземного м. В настоящее время под этим названием разумеют пространство между Евфратом и Аравийской пустыней на В, Средиземным морем на З, Тавром на С и границами Египта на Ю, т. е. нынешние вилайеты Сурийский и Бейрутский, юго-зап. половину Алеппского и самостоятельные санджаки Ливан и Иерусалим. Горы С. тянутся почти параллельно морю с С на Ю, с глубокими поперечными долинами и ущельями, и служат связью между Тавром на С и идущими с ССЗ на ЮЮЗ горами побережья Аравийского залива, что придает поверхности С. довольно однообразный вид. Хотя горы С. по своему протяжению и своей средней высоте значительно уступают идущим с В на З крупным азиатским горным системам, тем не менее, вследствие направления с С на Ю они способствуют чрезвычайно неравномерному распределению атмосферных осадков. Так как в котловине Средиземного моря господствуют западные ветры, то только западные склоны С. и богаты дождями, а восточные ее покатости и внутренние плоские возвышенности очень бедны атмосферными осадками, источниками и реками и представляют по большей части степи с очень слабой растительностью или даже прямо пустыни. Начиная от берега и далеко в глубь страны горы состоят из известняка меловой и эоценской системы и только местами, как, например, в Иорданском ущелье, выступают наружу вулканические породы, далее на В и глубоко внутрь пустыни, именно в самой середине С., между 32° и 34° с. ш., эти породы являются в виде сотен базальтовых или трахитовых утесов, поодиночке или большими группами, и самой разнообразной высоты (Джебель Гауран до 1839 м). Самые значительные возвышенности известняковых гор, поднимающиеся голыми скалами выше области лесов, находятся на С: Джаур (или Гяур) Даг (Gjaur Dagh, в древности Amanos) выше 1600 м, Джебель Акраа (древн. Kasios) — 1767 м, Ливан — 3063 м; внутрь страны — Джебель-эль-Шейх (Hermon) — 2756 м и Антиливан — 2670 м. Южное продолжение Ливана и Антиливана нигде не поднимается выше 1000—1200 м; его большею частью закругленные вершины и плоские верхи могут быть обрабатываемы, равно как и примыкающие к ним с восточной стороны плоские возвышенности (древние области Гауран и Башан, 500—800 м высоты) и окрестности Дамаска (690 м), обладающие местами очень плодородною почвой. При таком устройстве поверхности С. речные долины в ней по большей части представляют из себя короткие поперечные ущелья, по которым более или менее значительная масса воды с высоких прибрежных гор стремительно уносится непосредственно в море. Немногочисленные более длинные реки протекают по продольным долинам между параллельными цепями известняковых гор, с С на Ю и с Ю на С, так как наибольший подъем почвы находится почти в самой середине страны под 34° сев. шир. Здесь расстилается возвышенная (почти 1100 м) долина между Ливаном и Антиливаном, называемая теперь Бекоа, а в древности Букка, и посылает на С самую большую из сирийских рек, Эль-Аси (древний Оронт), а на Ю — р. Литани (в древн. Лита), которая под конец круто поворачивает на З и через короткую поперечную долину направляется в море, и в восточном параллельном ущелье — р. Иордан. Климат, растения и животные. От начала мая до конца октября здесь время бездождия с господствующими сев.-зап. ветрами; затем южн. и юго-зап. ветры приносят дожди. Бейрут получает дождевых осадков 92 стм (ноябрь — апрель 90%,), Иерусалим — 55 стм (ноябрь — апрель 96%). Разница в темп. бывает значительная: внутри страны, в пустыне и на плоской возвышенности термометр часто падает ниже 0, а в Дамаске, Иерусалиме и Алеппо нередко выпадает (иногда даже сильный) снег. Летний зной в Дамаске и внутри страны гораздо значительнее, чем на берегу; в долине р. Иордана (Ghor) он бывает и еще того сильнее. Годовая температура Бейрута — 20,6° (январь 12,9°, июнь 37,8°); Иерусалима (на высоте 700 м над уровн. моря) 17,2°. Ветер пустыни — самум — дует часто. Сирийский береговой ландшафт носит совершенно характер средиземноморской флоры с ее маслинами, лаврами, олеандрами и дубами; рядом с ними кусты терновника, тамаринды и мимозы. Встречаются также сикоморы (Ficus sycomorus) и финиковые пальмы. На зап. стороне Ливана за вечнозеленою областью следует на высоте 500 м область могучих лесов: ниже других — пояс дуба, затем сосновый лес (Pinus halepensis) до высоты 1300 м, далее — площадь кипарисов (Cypressus horizontalis) и, наконец, — остатки кедров ливанских. Пашни доходят до 2000 м выс.; выше начинается уже чисто альпийская область. Устройство поверхности и недостаток орошения мало содействуют развитию земледелия, но богатые культурные оазисы в окрестностях Дамаска показывают, чего можно было бы достигнуть здесь при более благоприятных обстоятельствах. Плоская возвышенность, идущая к З от Месопотамии вплоть до гор побережья Средиземного моря, носит степной характер. Ее почва богато покрыта роскошными кормовыми и ароматическими травами. Относительно фауны принадлежит к средиземной подобласти (Subregio n) палеарктической области. Из домашних животных очень важное значение имеют овцы (по большей части курдючные), а затем козы. Крупный рогатый скот довольно мелок и на убой идет только в Ливане. Индийский зебу встречается только в долине р. Иордана, верблюды главным образом — в пустыне; много лошадей, ослов, кур. Массами нередко появляется саранча, которую бедуины тщательно собирают и употребляют в пищу. Населениe С. по своему происхождению или национальности делится на потомков древних сирийцев (арамеев), арабов, евреев, греков, турок и франков, т. е. европейцев, а по вероисповеданиям — на мусульман, христиан различных исповеданий и евреев. Сирийцы частью приняли ислам (и арабский язык), частью остаются христианами. Арабы распадаются на оседлых и кочевых, или номадов; последние считаются мусульманами, но в сущности остаются звездопоклонниками. Турок в С. немного. Из общей массы (около 2 млн. чел., по 14 чел. на 1 кв. км) оседлого населения четыре пятых исповедуют ислам. Из христиан различных исповеданий и сект православные (патриархаты Иерусалимский и Антиохийский) говорят большею частью по-арабски (арабы и сирийцы) и отличаются фанатизмом. Армяне и копты живут только в Иерусалиме; более значительно число иаковитов (см.), или якобитов, распространенных по северу страны. Римско-католическая церковь располагает в Сирии двумя общинами верующих: греко-католической, или униатской, и сирийско-католической; к ней же принадлежат и марониты (см.) на Ливане, патриарх которых утверждается Римом. Протестантство распространяется американской миссией, но обращенных всего около 2000 чел. Евреи (ок. 65000 чел.) делятся на испанско-португальских сефардим и на ашкеназим из России, Австрии и Германии; есть еще около 200 человек самаритян (см.). Из многочисленных мусульманских сект более значительны: друзы (см.) на Ливане и Гавране; носаиры, живущие на получившем от них свое название Джебель-насаирие; измаилиты, тождественные с ассасинами; метавиле, видоизменение шиитов, живущие к Ю от друзов на Ливане и в Галилее между Сайдой и Тиром. Железнодорожное сообщение в С. существует по следующим линиям: Бейрут — Дамаск, Дамаск — Мцериб и Яффа — Иерусалим. Промышленности в Сирии нет почти вовсе; большую часть произведений ей приходится получать извне; зато много вывозится из С. сырья (пшеница, шелк, кунжут, маслины, растительные масла, шерсть).

Ир. П.

История. С. в классической литературе впервые упоминается у Эсхила и Геродота. Название Συρία — греческого происхождения; оно образовалось посредством искажения из более полного Άσσύρια (Herod. VII, 63; Nö ldecke, "Hermes", V, 443 сл.), ибо греки познакомились с этой страной в то время, когда она была ассирийской провинцией. Форма эта вошла в общее употребление вследствие того, что здесь в продолжение целого тысячелетия административным языком служил именно греческий. В обширном смысле слова С. обнимала все страны, которые в Ветхом Завете назывались Агат: Ассирию, Месопотамию, Вавилонию, Палестину, одним словом, все пространство между Египтом, Аравией, Тигром и Киликией. В более тесном смысле под именем С. разумели страну, которая на В граничила с Евфратом (отделявшим ее от Месопотамии и Вавилонии), на Ю с Аравией, на З с Палестиной, Финикией и Средиземным морем (mare Syriacum, Συριακόν πέλαγος), на С с Киликией и Каппадокией: в этом тесном смысле к С. принадлежали Верхняя C. (ή άνω Συρία) и Нижняя, или Полая, С. (ή κατω Σ., ή κοίλη Σ., Coelesyria — долина между Ливаном и Антиливаном), за исключением Финикии и Палестины. Жители — Σύριοι (Syrii) или Σύροι (Syri), или Άραμαϊοι — вместе с месопотамцами, ассирийцами и др. составляли особое семитское племя, так назыв. арамейское. О первобытном государственном устройстве С. мы почти ничего не знаем. В древнейшие времена каждый город с окружающими его местностями представлял особое государство. Главную роль играло дворянство; только у хетов мы находим монархический государственный строй с царем во главе. Эта раздробленность С. объясняется характером ее территории. В Египте и Вавилонии все способствовало возникновению больших государств; в С., наоборот, отсутствовали пути сообщения, судоходных рек не было, а горные хребты разделяли страну на бесчисленные округи и области. Ничем не объединенная и находившаяся между двумя великими культурными нациями С. неминуемо должна была подчиниться их влиянию. Прямые торговые сношения между Египтом и Вавилонией были невозможны; древнейшая форма торговли была везде транзитная, и центрами ее сделались большие сирийские города. Отсюда зависимость С. от ее могучих соседей не только в экономическом, но и в политическом и умственном отношениях. Вскоре С. сделалась яблоком раздора между Египтом и Вавилониею; участь ее всегда зависела от большей силы или слабости того или другого государства. Когда первую роль играли вавилоняне, то С. им платила дань; когда вавилоняне первое место уступали Египту, то над С. господствовал фараон. Только во времена слабости обоих соседей положение С. несколько изменялось. Эти основные черты сирийской истории подтверждаются культурой, промышленностью, искусством, религией С. Из культурных влияний вавилонское предшествовало египетскому. Смешение египетских и вавилонских культурных элементов образовало в С. особую переднеазиатскую культуру, которая впоследствии имела большое влияние на греческую (в особенности микенскую) культуру. Сирийскую культуру в Грецию главным образом перенесли финикияне, в Малую Азию — хетты. Первоначально С. пользовалась иероглифическими письменами, несколько похожими на египетские иероглифы. Около конца второго тысячелетия до Р. Х. в С. был изобретен новый род письмен, состоявший из 22 букв, обозначающих каждая особую согласную (гласные в семитских языках не обозначаются особым знаком); идеографические знаки и особые знаки для обозначения определенных слогов были устранены. Столь значительное облегчение и упрощение искусства писания было причиной тому, что почти весь культурный мир усвоил эти письмена. Что письмена эти были изобретены в С. — не подлежит никакому сомнению: неизвестно только, где именно и кем. Промышленность была весьма развита: изготовлялись дорогие разноцветные узорчатые материи, стеклянные и в особенности металлические изделия, золотые и серебряные кольца и разные другие драгоценности, домашняя утварь, в особенности медные и глиняные чаши и кружки так назыв. смешанного египетского и вавилонского стиля и пр.; процветало также искусство резьбы по камню. В сфере изящных искусств яснее всего заметно смешение вавилонских и египетских элементов; соединить и слить их в одно целое сирийцам не удалось, так что об особом сирийском стиле и речи быть не может. Религия сирийцев, которая еще мало исследована, также обнаруживает чужие элементы. Они почитали Ваала, Астарту, Эла, поклонялись солнцу, месяцу и звездам и т. д. Сведения наши о древнейшей истории С. скудны. Мы знаем, что египетский царь Тутмес III (1503—1449) предпринял поход против сирийцев и занял всю область до Евфрата и Амана; в числе данников называется "царь большого государства хеттов". Сирийцы, однако, постоянно восставали не только при фараоне Тутмосе III, но и при его преемниках, в особенности при Аменготепе II, который велел повесить семь пленных сирийских князей. При Аменготепе III Сирии, по всей вероятности, удалось избавиться от египетского ига: хетты опять овладели страной и удержали за собой власть около 40—50 лет. Египтяне оставляли их в покое, даже Рамзес I не тревожил их. Сын его Сети I начал было войну с хеттами, но она никаких результатов, по-видимому, не имела. Рамзес II (1341—1281) предпринял два похода против С., но, несмотря на победу при Кадесе (Qade š, столица хеттов на Оронте, к Ю от Эмезы), должен был довольствоваться мирным договором, предложенным ему царем Хатизирем: договор этот был заключен на неопределенное время, оба государства гарантировали друг другу Status quo и заключили оборонительный союз против всех внешних врагов (см. R. Scalа, "Staat sverträ ge des Altertums", Лпц., 1898, стр. 6—13). Рамзес впоследствии женился на дочери Хатизира. Религия и искусство Малой Азии ясно показывают, что страна эта также была покорена хеттами. Столицей хеттов в эти времена был уже не Кадес, а Каркамиш. Об уничтожении царства хеттов мы точных сведений не имеем: нам сообщают только о разных (вероятно, греческих и малоазиатских) неудавшихся попытках овладения Сирией. Во всяком случае, около 1120 г. до Р. Х., когда Тиглат-Фаласар напал на С., хетты уже лишились своего прежнего могущества и занимали только маленькую область в Верхней С., около Каркамиша. В ассирийских надписях говорится о разных завоеваниях Тиглат-Фаласара I в окрестностях города Каркамиша; вся Верхняя С., кажется, признавала его верховную власть. Долго удержать за собой эту власть ассирийцы, однако, не могли; некоторые, по крайней мере, области С. отложились от них. Освободившись от ига хеттов, египтян и ассирийцев, С. некоторое время была предоставлена самой себе. Вследствие этого она опять распалась на отдельные, самостоятельные мелкие государства, которые постоянно воевали друг с другом, побуждаемые не столько политическими, сколько торговыми интересами. К числу прежних мелких государств прибавилось во времена иудейского царя Соломона новое — Дамаск. Самостоятельность С. продолжалась не особенно долго. Ассирийский царь Ассурназирпал (Сарданапал, 884—860) предпринял поход против жителей Верхней С., его сын Салманассар III (860—824) покорил всю С. и заставил ее опять платить дань; с другой стороны, и иудейские цари пришли в столкновение с С., особенно с Дамаском, но их походы последствий никаких не имели. Разбойнические набеги ассирийцев, кроме уплаты дани, также ни к чему не приводили, лучшим доказательством чему служит постепенное увеличение могущества Дамаска; царь Дамаска Хазаель напал на израильтян и опустошил их землю. Тиглат-Фаласару II (с 745 г.) удалось восстановить ассирийское могущество, но сирийские государства, вместо того чтобы общими силами действовать против общего врага, полагались на своих богов и на помощь со стороны Египта. Между тем, в Египте была совершенная анархия, помощи оттуда ожидать нельзя было; в самой С. продолжались прежние раздоры. Неудивительно поэтому, что Тиглат-Фаласару в 732 г. удалось занять и разграбить Дамаск: знатнейшие жители были увезены в Ассирию, Дамаск и остальные области С. сделались ассирийской провинцией. Салманассар V во время своего короткого царствования (727—721) воевал исключительно с С. и израильтянами. После него вступил на престол Саргон II, который еще прочнее соединил Сирию с Ассирией. При уничтожении ассирийского царства в 606 г. Сирия досталась мидянам, а при Кире вошла в состав большого персидского царства (не позже 547 г.). Персидское владычество в С. продолжалось до 332 г. Что происходило в С. в продолжение этих двух столетий — неизвестно; мы знаем только, что к так назыв. большому восстанию сатрапов примкнула вместе с Египтом и С., и подавление возникших здесь смут потребовало несравненно больших усилий, нежели усмирение малоазиатских сатрапов. После битвы при Иссе Александр Великий, вместо того чтобы преследовать Дария, двинулся в С. Парменион захватил в Дамаске весь обоз персидской армии, а сам Александр занял Финикию. Таким образом С. в 332 г. вошла в состав македонского царства. По смерти Александра Вел. С. сначала принадлежала Антигону, который в битве при Иссе (301 г.) лишился царства и жизни. Сирия досталась Селевку Никатору (см. Селевкиды), при котором она достигла своего высшего развития; границы сирийского государства доходили до Окса (нын. Аму-Дарья) и Инда. Селевк и сын его Антиох основали целый ряд эллинистических городов (Селевкия на Тигре, Селевкия на Оронте, Антиохия и др.). Эти вновь основанные города сделались главным орудием смешения национальностей, религии, языка и культуры, так как жители их состояли из македонян, греков и туземцев. Преемники Селевка не были в состоянии удержать за собою господство над огромной территорией; в их руках с начала II-го в. до Р. Х. осталась только одна С. В 83 г. Тигран, царь Армении, завоевал С., изгнал последних Селевкидов и присоединил к своему государству остатки Сирийского царства. В 64 г., после победы Помпея над Митридатом и Тиграном, С. сделалась римской провинцией, при чем к ней была присоединена и Иудея. Римские проконсулы всячески добивались управления Сирией. Антиохия скоро сделалась важнейшим городом провинции Азии и третьим городом всей Римской империи; так как Антиохия находилась внутри страны, то гаванью для нее служил город Seleucia Pieria. Как в Антиохии, так и в остальной С. образованные слои общества по-прежнему говорили по-гречески и сохранили греческие нравы и обычаи. С. постоянно страдала от вторжений парфян. При восточно-римских императорах С. падала все больше и больше и, наконец, сделалась добычей сарацинов.

В 635 г. С. была опустошена и затем завоевана арабами, обратившими значительную часть населения в ислам. В 660—750 гг., когда Дамаск служил резиденцией халифов, благосостояние С. вновь стало подниматься, но с упадком Дамасского халифата страна обеднела. Крестовые походы (см.) сделали С. театром непрерывных военных столкновений в течение 2 веков. В 1187 г. египетский султан Саладин завоевал С. у крестоносцев. Под египетским господством С. находилась до завоевания ее в 1517 г. султаном османов Селимом I. С этих пор С. составляет провинцию Оттоманской империи. В XIII в. С. также сильно пострадала во время нашествия Чингисхана. В 1833 г. египетский хедив Мегемет-Али завоевал С., но в 1840 г., вследствие вмешательства европейских держав, принужден был вернуть С. обратно Турции (см. Египет). В конце 1850-х и начале 1860-х гг. вспыхнули кровавые распри между друзами и маронитами (см.), потребовавшие посылки французкого корпуса и закончившиеся основанием на Ливане полуавтономной области маронитов.

Литература (кроме общих соч. по истории Востока и вообще по древней истории): L. Flathe, "Geschichte Macedoniens und der Reiche, welche von maced. K ö nigen beherrscht wurden" (Лпц., 1832—34); J. G.Droysen, "Geschichte des Hellenismus" (1877, русск. пер. M., 1891); B. Niese, "Geschichte de r griech. und macedon. Staaten seit der Schlacht bei Chaeronea" (I, 1893, II, 1899); Th. Mommsen, "Rö mische Geschichte" (V, 1885, гл. X); Finlay, "Greece under the Romans" (1851); Hertzberg, "Geschichte Griechenlands unter der Herrschaft der R ö mer" (Галле, 1866—71). По истории искусства и культуры: Perrot et Chipiez, "Histoire de Part dans l'antiquité " (1887); С. Sittl, "Arch äologie der Kunst" (y Iw. Müller'a, "Handbuch der klass. Alterthumswissenschaft", VI, 1895); Монеты: С. Sittl (в указ. сочинении, Anhang: "Die antike Numismatik", стр. 884 сл.); Percy Gardner, "Catalogue of the greekcoins in the Brit. Museum. The Seleucid Kings of Syria" (Л., 1878); Head, "Historia Numorum" (Оксф., 1887); E. Babelon, "Catalogue des monnaies grecques de la Biblioth èque na tionale. Les rois de Syrie etc." (П., 1890); Imhoof-Blumer, "Portr ätköpfe auf antiken Münzen hellen, und hellenisirter Vö lker" (Лпц., 1885). Надписи (см. Египет, Ассирия, Вавилон): "Corpus Inscriptionum Graecarum" (Б., 1853); Le Bas-Waddington, "Voyage Arc hé ologique"; "Corpus Inscr. Latinarum" (В., 1873); "Corpus inscr. Semiticarum" (П., 1889 и 1893). Эллинизация и романизация. E. Kuhn, "Ueher die Entstehung der Stä dte der Alten" (Лпц., 1878); J. Beloch, "Die Bev ölkerung der griech.-rö m. Welt" (Лпц., 1886); B. Stark, "Gaza und die philistäische Kü ste" (Иена, 1852); M. Erdmann, "Zur Kunde der hellenistischen St ädtegrü ndungen" (Страсбург, 1883); L. Mitteis, "Reichsrecht und Volksrecht in den östlichen Provinzen des rö m. Kaiserreichs" (Лпц., 1891, стр. 24 сл.); Bruns-Sachau, "Syrisch-Rö misches Rechtsbuch" (Лпц., 1880); E. Kuhn, "Die st ädtische und bürgerliche Verfassung des rö m. Reichs" (1865); A. W. Zumpt,"Comm. epigraph." (Б., 1854, стр. 71 ел.); "De Syria Romanorum provincia", Marquardt, "R ömische Staatsverwa ltung" (I, Лпц., 1881).

А. Пр.


Морфологический разбор «сирия»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: именительный; остальные признаки: singularia tantum, топоним; отвечает на вопрос: (есть) Что? ...

Синонимы слова «сирия»


Фонетический разбор «сирия»

транскрипция: [с'ир'ийа]
количество слогов: 3
переносы: (си - рия) ...

Ассоциации к слову «сирия»


Цитаты со словом «сирия»


Близкие по смыслу слова к слову «сирия»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.