Мумия
(араб.), труп, предохраненный от разложения мумификацией. Создание мумий практиковалось разными народами, особого совершенства достигло в Др. Египте.
Мумия
(араб.), труп, предохраненный от разложения мумификацией. Создание мумий практиковалось разными народами, особого совершенства достигло в Др. Египте.
Мумия
(ар.) – труп, предохраненный от разложения мумификацией или бальзамированием. Создание мумий практиковалось разными народами, особого совершенства достигло в Древнем Египте.
Мумия
, -и, ж.
Предохранённый от разложения при помощи специальных приёмов и средств труп человека.
* Египетская мумия. *
Мумия
МУМИЯ 1, и, ж. Забальзамированный труп человека или животного. Египетские мумии. Сухой как м. (об исхудавшем человеке).
МУМИЯ 2, и, ж. Минеральное красящее вещество, красная краска.
Мумия
1.
мумия1, мумии, жен. (араб. mumija).
1. У древних народов, преим. египтян - Труп, предохраненный от разложения посредством бальзамирования.
2. Труп высохший, но не разложившийся благодаря естественным условиям воздуха и почвы (научн.).
| перен. Безжизненный, очень сухощавый и малоподвижной человек (преим. в сравнениях; разг.). Сидит, как мумия. Высох, как мумия.
2.
мумия2, мумии, мн. нет, жен. (см. мумия1) (живоп., маляр.). Красная краска, получаемая из отбросов при производстве серной кислоты или железного купороса; то же, что железный сурик.
Мумия
— Первобытные стадии веры в загробную жизнь связаны с представлением о неразрывности существования души и тела, о необходимости сохранения всех элементов человека. Отсюда чрезвычайная забота многих народов о теле покойника. У древних египтян этому содействовал и сухой, сохраняющий климат; у них всегда замечалось желание восторжествовать над видимыми последствиями смерти, сделать тело неразрушимым, как бы способным ко всем жизненным проявлениям. Отсюда искусство бальзамирования трупов, превращения их в так наз. М. Слово это арабское и значит "асфальт"; вошло оно во всеобщее употребление через византийских писателей; соответствующее древнеегипетское слово — саху. По Геродоту (см. соотв. статью) существовало три способа приготовления М. Первый был применен Анубисом, Гером и Тотом к самому Осирису и был самый совершенный и дорогой. Железным крючком извлекался через ноздри мозг; вынимались внутренности через разрез, сделанный эфиопским каменным ножом; тело внутри вымывалось пальмовым вином и наполнялось благовониями. Затем его клали на 70 дней в соляной раствор, омывали и заворачивали в тонкое полотно, разрезанное на ленты. По второму способу проводили в тело кедровое масло, которое уничтожало и выводило затем вместе с собой внутренности; потом труп клался в соль. Третий способ состоял в очищении живота редечным маслом и помещении на 70 дней в соль. По Диодору (см. соотв. статью) первый способ обходился в талант серебра, второй — в 20 мин. Новые находки, в общем, подтверждают эти известия, хотя обнаруживают несколько больше ступеней совершенства и дороговизны; замечается еще четвертый, самый дешевый способ бальзамирования, при помощи щелочных и соляных веществ и низшего сорта асфальта, делавший М. черными и безобразными; М. этого рода непрочны и разлагаются при малейшем прикосновении сырости. Происхождение бальзамирования египтяне возводили к истории Осириса, но древнейшая М., заслуживающая этого имени, принадлежит Сокаремсафу, сыну Пепи I, царя VI-й династии (найдена в 1881 г. и хранится в Гизэском музее); от более древних времен сохранились только М., не выдерживающие прикосновения воздуха. М. XI дин. приготовлены небрежно: они желтоваты и ломки; XII дин. — черные; в новом царстве в Мемфисе — черные и ломкие; грудь, вместо внутренностей, наполнена амулетами, вместо сердца — большой каменный скарабей с XXX гл. кн. Мертвых. В Фивах в это время искусство бальзамирования достигло высшей степени совершенства; М. здесь желтые. Сохранились М. почти всех великих фараонов; они найдены в 1881 г. Обычай бальзамировать держался все время при Птолемеях и римлянах; сохранились массовые гробницы в Эдфу (с телами храмовых служителей), в Гебелейне и т. д. Встречаются М. и в христианское время; в Ахмиме найдено целое кладбище с М. духовных лиц, в полном облачении. М. заворачивались в пелены из тонких льняных тканей (виссона), на которых иногда писались отрывки из религиозных текстов и длина которых нередко достигала 180 саж. Во времена ливийцев завернутую М. клали в ящик из папки, имевший форму М. и разрисованный мифическими сценами, а под голову клали полотняный круг, с изображениями бога Солнца, приветствуемого павианами (так наз. ипокефалы = подголовники); М. клалась в саркофаги, имевшие различные формы и украшения, сообразно моде периода. Иногда поверх пелен накладывалась сеть с голубыми фаянсовыми бусами и фигурками 4 гениев. Кроме того, как на груди, так и между пеленами, клались амулеты, скарабеи, украшения, фигурки богов, иногда из дорогих металлов и камней. В греческое время вошел во всеобщее распространение обычай делать для М. позолоченные маски, а в римское, вместо них, мы встречаем прекрасно исполненные портреты в головах М. В то же время на пеленание обращается большое внимание; пелены разрисовываются мифологическими сценами. Находят и массовые кладбища с М. бедняков, без гробов. В средние века и даже до XVII в. евреи торговали М., как медицинским средством против ран и контузий; спрос на них был так велик, что прибегали к искусственному приготовлению их из трупов казненных преступников, при помощи асфальта. В настоящее время М. можно видеть во всех больших музеях; у нас — в этнографическом музее Акад. наук. Кроме настоящих М. в древнеегипетских некрополях встречаются и поддельные, большей частью из тряпья, приготовлявшиеся в случае пропажи или уничтожения подлинных. Существовал сложный ритуал бальзамирования; в Булаке и Лувре сохранились папирусы из поздних эпох, заключающие в себе отрывки этого рода. При введении противогнилостных и благовонных веществ и облачении, за каждым действием следует ряд магических формул, обращаемых к покойному, с объяснением ему силы этих действий или веществ, причем они возводятся к различным богам. Последние (Анубис, 4 сына Гора и др.) выступают и как участники обряда; роль их, вероятно, исполнялась жрецами. Вещества упоминаются растительные и минеральные; приводится целый ряд масел, смол и цветов. Действительно, при некоторых М. найдены прекрасно сохранившиеся сухие гирлянды, познакомившие с древнеегипетской флорой. Руки М. большей частью лежат или на груди крестообразно, или вплотную по бокам. Гробы, имевшие форму М., ставились вертикально. Кроме человеческих М. находят целые кладбища М. священных животных, большей частью поздних периодов: аписов (Серапеум), кошек (Бубастис), ибисов, крокодилов, змей, рыб, кобчиков, обезьян и др.
См. Pettigrew, "History of egypt. mummies" (Л., 1834); Budge, "The Mummy" (Л., 1893); R. Virchow, "Die Mnmien d. K önige in Mus eum v. Bulaq" (B. 1888); ритуал изд. Масперо: "Notices et extraits des Manuscrits" (24).
Пальмирские М., находимые в гробницах туземцев к З от города, в долине Вади-ель-Кебур, относятся к первым 3 векам по Р. X. Они завернуты несколько раз в длинные пелены, орнамент которых напоминает современные пальмирские произведения. Лучшая из сохранившихся М. приобретена датским консулом Лойтведом; изображения см. у Clermont-Ganneau, "Recuril d'arch é ologie orientale" (I, 115). Кроме Египта были найдены М. на Канарских о-вах, в Мексике и Перу.
Б. Т.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.