Значение слова «моисей»

Что означает слово «моисей»

Энциклопедический словарь

Моисей

в Библии предводитель израильских племен, призванный богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства сквозь расступившиеся воды "Чермного" (Красного) м.; на горе Синай Бог дал Моисею скрижали с "10 заповедями". У иудеев, христиан и мусульман Моисей - пророк.

Православный именослов. Справочник по именам и именинам

Моисей

Извлеченный, взятый (из воды) (егип.).

27 (14) января – преподобный Моисей и его ученик Моисей.

7 февраля (25 января) – святитель Моисей, архиепископ Новгородский (Рус.).

8 марта (23 февраля) – преподобный Моисей Белозерский (Рус.).

30 (17) апреля – праведный Моисей.

8 августа (26 июля) – преподобный Моисей Угрип, Печерский (и Ближних пещерах) (Рус.).

10 августа (28 июля) – преподобный Моисей, чудотворец Печерский (в Дальних пещерах) (Рус.).

21 (8) августа – преподобный Моисей.

10 сентября (28 августа) – преподобный Моисей, чудотворец Печерский (в Дальних пещерах) (Рус.).

17 (4) сентября – пророк Моисей, Боговидец.

11 октября (28 сентября) – преподобный Моисей Угрин, Печерский (в Ближних пещерах) (Рус.).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Моисей

— великий освободитель и законодатель еврейского народа, живший в конце XVI и начале XV вв. до Р. Х. Свое имя (по-евр. Моше) он (по объяснению Исх. II, 10) получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона; оно значит "взятый из воды". Египтология, впрочем, не имеет возможности точно установить происхождение этого имени и колеблется между "мо" (вода) и "удше" (спасенный) или му ши (взят из воды) и египетским месу — дитя, сын. То и другое производство вполне соответствует данным библейского повествования, по которому ребенок, родившийся у Амрама и Иохаведы, ввиду распоряжения фараона об избиении всех еврейских младенцев мужского пола был положен матерью в осмоленную корзинку и опущен в камыш на Ниле, где и был найден пришедшею купаться дочерью фараона; она взяла его к себе и дала ему блестящее образование. Эта добрая принцесса была Термутис, дочь Рамзеса II, или, по другому предположению, Хат-асу, дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии. М. был посвящен "во всю мудрость египетскую", т. е. во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он во главе египетского войска совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис. Из Библии известно только, что М., глубоко огорченный рабским положением своего народа, однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с еврейскими рабочими, и, опасаясь наказания, бежал на Синайский полуо-в, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет (Исх. II, 11 и сл.). Там, у горы Хорива, он из несгораемой купины получил божественный призыв к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении евреев из Египта. Упорство фараона подвергло страну ужасам десяти так назыв. казней египетских: 1) превращение вод Нила в кровь; 2) нашествие жаб, 3) мошек, 4) песьих мух; 5) мор скота; 6) болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; 7) град и огонь между градом; 8) нашествие саранчи; 9) тьма; 10) смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Евреи, совершив Пасху, двинулись в путь, чудесно перешли через Чермное море и, достигнув Синая, получили полную реорганизацию в религиозно-нравственном и политическом отношениях. Моисеево законодательство и особенно знаменитое "Десятословие" легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Последовавшее за тем 40-летнее странствование по Синайской пустыне сопряжено было для М. с множеством невзгод. Он умер на границе земли обетованной, в которую ему не суждено было войти. М. оставил после себя великое литературное наследие в виде первых пяти книг Библии, так наз. "Пятикнижия" (см.). Ср. I. Флавий, "Древности" (II—IV); Филон, "Жизнь М."; так наз. "Вознесение М." (апокриф, книга 1-го ст.); Laut h, "Moses der Hebräer"; Rawlinson, "Moses, his life and times"; Ebers, "Aegypten u. d. Bü cher Mosis" (1868); А. Лопухин, "Библ. история при свете новых исследований" (т. I); о законодательстве М.: Michaelis, "Mosaisches Recht"; Saalsch ütz, "Mosaisches Recht "; A. Лопухин, "Законодательство М." (1882) и др.

А. Л.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Моисей

Моис’ей (егип. спасенный из воды) — один из величайших людей на земле, вождь и законодатель израильского народа, пророк, автор первых пяти книг Священного Писания. Он родился в Египте от Амрама и Иохаведы в колене Левиином, в роде Каафовом (Исх.6:20). Спасенный и взятый на воспитание в царский дворец дочерью фараона (Исх.2:1 -10), он был научен всей египетской премудрости (Деян.7:22). А премудрость эта был велика. Египетские жрецы были хранителями многих знаний в астрономии и астрологии, естественных науках и медицине. Египет к тому времени (15 ·в. ·до-РХ) уже обладал письменностью а в последующие века стал просветителем Греции и других стран Европы (известно, что Платон и некоторые другие греческие философы учились у египетских жрецов). Роскошь и богатство двора и высшей знати были неслыханными, а величием и монументальностью древнеегипетских построек люди восхищаются до сих пор (см. Египет). Эта древняя страна была пропитана идолопоклонством и славилась многобожием. Главными богами считались Аммон (Озирис) и Изида, обожествлялись почти все природные силы (солнце, Нил и т.д.). Главным священным животным был Апис, но по местам почитались и другие животные (кошки, жабы и т.п.). На высоком уровне было чародейство и волхвование. Но Моисей не прельстился всем этим, бежал в Аравию и там был призван Богом вывести еврейский народ из плена (Исх.3:10). Моисей жил 120 лет (Втор.34:7). Его жизнь состоит из трех равных по времени, но сильно отличающихся по характеру частей. Сорок лет он провел во дворце (Деян.7:23), затем другие сорок лет — со стадами овец в земле мадиамской (Исх.7:7) и, наконец, последние сорок лет — во главе израильского народа. А народ этот был многочислен. Из Египта вышло 603550 мужчин старше 20 лет (Чис.1:3,46), следовательно, всего народу было более двух миллионов, среди которого находилось немало инородцев (Чис.11:4). В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай (Исх.19:1). Здесь Моисей получил от Бога скрижали завета с написанными на них десятью заповедями, явившимися основой всего Моисеева законодательства. Здесь же на горе Моисей получил указания о постройке скинии и устройстве богослужения. Здесь же он видел образец скинии и всех вещей в ней. Моисей дважды всходил на гору, оставаясь там по 40 дней, и видел Бога лицом к лицу. Во время первого его отсутствия народ страшно согрешил — был сделан золотой телец (по египетскому образцу), перед которым израильтяне начали служить и веселиться. Моисей уничтожил этого тельца. Израильтяне до этого события и после неоднократно роптали на Моисея из-за воды, пищи и самой его власти над ними (Исх.14:11 ; Исх.15:24 ; Исх.16:2 -3; Исх.17:2 ; Чис.11:1 ; Чис.12:1 ; Чис.14:2 ; Чис.16:1 -2; Чис.20:3 ; Чис.21:5). Но несмотря на все эти великие трудности, Моисей оставался вернейшим служителем Божиим (Евр.3:5), продолжая вести свой народ, учить его и наставлять. Раздражительный и энергичный по натуре (вначале) он сделался кротчайшим человеком на земле. Моисей возвестил будущее колен Израилевых (·Втор.33) и даже приход Самого Мессии (Втор.18:18). Но в землю обетованную он не вошел, как и Аарон, из-за греха, совершенного ими у вод Меривы в Кадесе. Грех их состоял в том, что они не проявили достаточной веры, чтобы явить святость Божию (Чис.20:12), но не в том, что Моисей ударил жезлом по скале, как думают многие. Этот верный служитель не получил последующей (в обетованной земле) славы земной, но он получил больше — славу небесную. Священное Писание приоткрывает нам на мгновение занавес и мы видим его на горе Преображения, беседующим с Господом Иисусом Христом (Лук.9:30 -31).

Православная энциклопедия

Моисей

   первый бытописатель, пророк, законодатель и вождь израильского народа. Он родился в Египте около 1575 года до Рождества Христова. В те времена фараон приказал уничтожать всех еврейских младенцев мужского пола, поэтому его мать Иохаведа некоторое время прятала ребенка от чужих глаз. Но пришло время, когда скрывать малыша было уже невозможно, поэтому она положила Моисея в корзину, вынесла на реку и оставила на берегу, наказав сестре будущего пророка наблюдать за ним. В то же время дочь фараона вышла на реку купаться, услышала детский плач и сжалилась над ребенком. Подошедшая сестра Моисея предложила найти для малыша кормилицу. С тех пор Моисей был для дочери фараона вместо сына: во дворце его научили грамоте и всем египетским премудростям (Исход, 2, 1-10). Несмотря на свое прочное положение при дворе, Моисей захотел посмотреть, как живут его соплеменники иудеи. Он увидел их тяжкий труд и то, сколько обид они терпят от египтян. Однажды он даже вступился за еврея, которого избивал египтянин. Он схватил обидчика и нечаянно убил его, причем при этом не было ни одного свидетеля, кроме спасенного иудея. На другой день Моисей увидел двух ссорящихся евреев и стал убеждать их не причинять друг другу зла. Но один из них оттолкнул пророка, сказав, что тот не имеет права их судить, и спросил, не хочет ли Моисей убить его, как вчера убил египтянина? Услышав эти слова, Моисей бежал в землю Мадиамскую, так как опасался, что слух об убийстве египтянина может дойти до фараона. В Мадиаме он остановился в доме священника Иофора, женился на его дочери и стал пасти его стада. Однажды он зашел далеко в пустыню и увидел чудо: терновый куст горел и не сгорал, из него послышался голос Господа, повелевавший снять обувь, так как место, где он стоял было свято. Моисей разулся и закрыл лицо, так как на него напал страх. Господь повелел будущему пророку идти к фараону, чтобы освободить израильтян. Моисей опасался, что недостоин такой чести, но Всемогущий открыл ему свое Имя – Иегова, что означает Сущий, и в подтверждение своего могущества превратил жезл Моисея в змею и обратно. Затем Господь повелел ему положить свою руку себе за пазуху. Моисей сделал так, как повелел Господь, а когда вынул руку, то увидел, что она побелела от проказы. Затем он опять спрятал ее за пазуху, а когда снова вынул, то она была совершенно здоровой. В помощники ему Господь назначил его брата Аарона. Услышав сие, Моисей беспрекословно повиновался воле Божьей и вместе с Аароном отправился к фараону, чтобы просить его отпустить народ израильский на три дня в пустыню для принесения жертв своему Богу. Но фараон, как и предсказывал Господь, отказал ему в этом. Тогда Сущий наслал на Египет десять различных казней, последней и самой страшной из которых было избиение всех первенцев египетских как от скота, так и от людей. Последняя казнь сломила упорство фараона, и тогда он позволил иудеям выйти в пустыню на три дня, взяв крупный и мелкий скот. Совершив в последний день Пасху, иудеи вышли из Египта со всем имуществом и мощами патриархов, а Господь показывал им, куда идти, двигаясь перед ними днем в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном. Но фараон очень скоро пожалел, что отпустил иудеев, и отправился за ними в погоню. Он настиг их около Чермного моря, но Господь повелел Моисею взять жезл и разделить море так, чтобы израильский народ мог пройти по его дну. За израильтянами последовали египтяне, но приведенные в смятение Господом они бросились обратно. Когда все иудеи перешли море, Моисей по повелению Божьему простер свою руку, и тогда море опять соединилось, покрыв собою египетские войска. Иудеи воспели хвалебную песнь Богу, и Моисей повел их через Аравийскую пустыню в Землю обетованную.

   Трое суток они шли и находили только горькую воду, но Господь сделал воду сладкой, повелев Моисею положить в нее особое дерево. Затем среди евреев возник ропот от недостатка мясной пищи, тогда Господь послал им множество перепелов. Кроме того, все 40 лет странствия в пустыне Сущий посылал людям манну. В Рефидиме Моисей по повелению Бога снова извел воду из горы, здесь же на иудеев напали Амалекитяне. Враги были побеждены по молитве Моисея, который во время битвы стоял на горе с воздетыми к небу руками. На третий месяц после исхода из Египта евреи подошли к подошве горы Синай и разбили там лагерь. На третий день пребывания там Моисей поставил людей около горы и вот раздался трубный звук, гора задымилась, Господь в огне сошел на нее и изрек десять заповедей Закона Божьего. Затем Моисей взошел на гору, чтобы принять от Господа скрижали Завета, и провел там сорок дней и сорок ночей. Возвратившись, он увидел, что за время его отсутствия народ впал в грех идолослужения и поклоняется золотому тельцу, которому поклонялись в Египте. С досады он бросил скрижали Завета и разбил их, золотого тельца велел сжечь, а зачинщики были казнены. После этого Моисей снова взошел на гору, чтобы умолить Господа простить народу этот грех, и пробыл там еще сорок дней и сорок ночей в посте и молитве. Когда же он сошел с горы во второй раз с новыми скрижалями Завета, лицо его просияло так, что люди не могли на него смотреть. С тех пор Моисей носил на лице покрывало и снимал его только тогда, когда беседовал с Богом. Через полгода иудеи соорудили скинию и освятили ее священным елеем. Для служения в скинии был поставлен Аарон со своими сынами, а чуть позже – все колено Левино (Исход, 35, 4-56; Левит, гл. 8, 9). Пробыв у горы Синай около 1 года, иудеи двинулись вперед. Дальнейшее их странствие сопровождалось множеством искушений, проявлением малодушия, ропотом и гибелью людей, но вместе с тем рядом чудес и милосердием Всевышнего к своему народу. В 40-й год странствия евреи достигли Земли обетованной, но ни Моисей, ни его брат Аарон туда не вошли из-за малодушия, проявленного Моисеем при изведении воды из скалы. Аарон умер у горы Ор, передав первосвященство своему сыну Елеазару. Моисей же, которому Господь указал избрать своим преемником Иисуса Навина, написал в книге все, что происходило с ними за сорок лет странствия, и передал ее священникам для хранения в Скинии, вместе с Ковчегом Завета. Эту книгу они должны были прочитывать народу каждые семь лет в праздник кущей. Наконец, будучи призванным Богом на вершину горы Фасги, Моисей увидел Землю обетованную и умер в возрасте 120 лет от роду. В настоящее время место его погребения неизвестно.

Православие. Словарь-справочник

Моисей

(евр. «взятый из воды»)

   вождь и законодатель еврейского народа, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до Р.Х. и был сыном Амрама и Иохаведы. Когда Моисей родился, его мать скрывала его от общего избиения, по приказанию фараона, еврейских младенцев мужского пола. Но когда скрывать больше не было возможности, она вынесла его на реку Нил и положила в корзине у берега реки в тростник, причем сестра Моисея издали наблюдала, что с ним будет. Дочь фараона Египетского вышла на реку купаться, увидала корзину, услыхала плач ребенка, сжалилась над ним и решилась сохранить ему жизнь. Таким образом взятый из воды, он, по предложению сестры Моисея, был отдан на воспитание своей матери. Когда же младенец подрос, мать представила его дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, а, находясь в царском дворце, был научен всей египетской премудрости (см. Исх. 2, 1-10; Деян. 7, 19-22). По преданию, Моисей был военачальником египетского войска. Несмотря, однако, на выгодное положение при фараоне, Моисей, по слову апостола, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища (Евр. 11, 24-26). Когда ему исполнилось 40 лет, он решил посетить братьев своих, сыновей Израилевых. Тут увидел он тяжкие работы их и то, как много терпят евреи от египтян. Однажды он вступился за еврея, которого бил египтянин, и в пылу схватки убил его, причем, кроме обиженного еврея, никого не было рядом. На другой день он увидал ссорящихся между собой двух евреев и стал убеждать их, как братьев, жить в согласии. Но обижавший ближнего оттолкнул его: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? – сказал он. – Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? (Деян. 7, 23-28). Услышав это, Моисей из опасения, что слух об этом может дойти до фараона, убежал в землю Мадиамскую. В доме одного из мадиамских князей Иофора он остался жить, женился на его дочери Сепфоре и провел здесь 40 лет. Однажды Моисей пас стадо своего тестя, прошел со стадом далеко в пустыню и пришел к горе Хорив (см. Исх. 3, 1). Он увидел здесь необыкновенное явление: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись, он услышал голос Господа из средины куста, повелевавший ему снять обувь с ног своих, так как место, на котором он стоял, есть земля святая. Моисей поспешно снял обувь и от страха закрыл лицо свое. Затем ему дано было повеление Божие идти к фараону для освобождения израильтян. В помощника же Моисею Господь указал брата его Аарона.

   Моисей отправился со своим братом Аароном к фараону и от имени Иеговы просил его отпустить евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Упорство фараона навлекло на страну семь так называемых казней египетских, из которых последней было избиение Ангелом в одну ночь всех первенцев египетских. Эта страшная казнь сломила наконец упорство фараона. Он дозволил евреям выйти из Египта в пустыню на три дня на молитву и взять свой скот и мелкий, и крупный. Евреи вышли из Египта. В третий месяц по исходе из Египта они подошли к горе Синай. На третий день по повеленью Божию народ поставлен был Моисеем около горы, в некотором расстоянии от нее, со строгим запрещением не подступать к ней ближе известной черты. Утром на третий день раздались удары грома, стала сверкать молния, раздался сильный трубный звук, гора Синай вся дымилась, потому что Господь в огне сошел на нее и дым восходил от нее, как дым от печи. Так ознаменовалось присутствие Божие на Синае. И в это время Господь перед всем народом изрек десять заповедей Закона Божьего. Затем Моисей взошел на гору, принял от Господа законы относительно церковного и гражданского благоустройства и, когда сошел с горы, сообщил все это народу и все написал в книгу. Затем по окроплении народа кровью и прочтении книги Завета Моисей снова по повелению Божию взошел на гору, провел там сорок дней и сорок ночей и получил подробные наставления от Бога о сооружении скинии и жертвенника и обо всем, что касается богослужения, в заключение же две каменные скрижали с начертанием на них десяти заповедей (см. Исх. 20).

   После возвращения с горы Моисей увидел, что народ, предоставленный самому себе, впал в страшное преступление идолослужения перед золотым тельцом, боготворимым в Египте. В пылу негодования он бросил скрижали из рук своих и разбил их, а золотого тельца сжег на огне и пепел рассыпал по воде, которую дал пить. Кроме того, по повелению Моисея, пало в тот день от меча сыновей Левииных три тысячи человек, главнейших виновников преступления. После этого Моисей поспешил опять на гору умолить Господа простить народу его беззакония и снова пробыл там сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и Господь простил народ. Возбужденный этой милостью, Моисей имел дерзновение просить Бога высочайшим образом явить ему славу Свою. И вот еще раз было велено ему взойти на гору с приготовленными скрижалями, и он снова провел там 40 дней в посте. В это время Господь сошел в облаке и проходил перед ним Своей славою. Моисей в благоговении пал на землю. Отсвет славы Божией отразился на его лице, и, когда он сошел с горы, народ не мог смотреть на него, поэтому он носил покрывало на своем лице, которое снимал, когда являлся пред Господом.

   Дальнейшее странствование их сопровождалось многочисленными искушениями, ропотом, малодушием и гибелью народа, но вместе с тем оно представляло непрерывный ряд чудес и милосердия Господа к Своему избранному народу. Сорок лет странствовали евреи по пустыне, и почти все вышедшие из Египта умерли.

   С наступлением сорокового года по выходе из Египта они являются в Кадесе, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Здесь по недостатку воды народ снова возроптал на Моисея и Аарона, которые обратились с молитвой к Господу. Господь внял молитве и приказал Моисею и Аарону собрать общество и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. Но так как в этом случае Моисей, как бы не доверяя одному своему слову, ударив жезлом, поступил вопреки воле Божьей, то за это он и Аарон осуждены были умереть вне земли обетованной (см. Чис. 20, 1-12).

   Моисей умер на горе Нево, увидав издали показанную ему Господом землю обетованную, 120 лет от роду. Тело его погребено в долине близ Веффегора, но никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор. 34, 6).

Библия: Тематический словарь

Моисей

А. Сведения о семье

сын Амрама и Иохаведы:

Исх 6:20; 1Пар 6:3

из племени Левиина:

Исх 2:1

брат Аарона:

Исх 4:14

имя значит "вынутый":

Исх 2:10

взял в жены Сепфору:

Исх 2:21

отец Гирсама и Елиезера:

Исх 2:22; Исх 18:2-4

Б. Его история

1. Его молодость

был скрываем родителями три месяца:

Исх 2:2; Евр 11:23

спрятан в корзинке на Ниле:

Исх 2:3,4

найден дочерью фараона:

Исх 2:5-9

вырос у дочери фараона:

Исх 2:10

убил Египтянина:

Исх 2:11,12

бежал в землю Мадиамскую:

Исх 2:13-15

стал пастухом:

Исх 3:1

2. Вывел Израиль из Египта

призван Богом:

Исх 3:2–4:17

убедил Израильтян в своем призвании:

Исх 4:29-31

требования фараону:

Исх 5:1-5

десять казней:

Исх 7:14–11:9

объявил повеление Господа о Пасхе:

Исх 12:1-28

вывел Израильтян из Египта:

Исх 12:29-42

привел их на берег Чермного моря:

Исх 13:17–14:4

провел их через Чермное море:

Исх 14:21-31

исполнил торжественную песнь:

Исх 15:1-21

3. Вывел Израиль к горе Синай

вода в Мерре и Елиме:

Исх 15:22-27

попросил у Бога пищи:

Господь дал им манну:

Исх 16:1-16

исторг воду из скалы:

Исх 17:1-7

поднимал руки в молитве, чтобы победить Амаликитян:

Исх 17:8-16

поставил судей:

Исх 18:13–27; Втор 1:9-18

получил закон на горе Синай:

Исх 19:3-25; Исх 24:12–18; Ин 1:17

провозгласил закон Израилю:

Исх 24:3-7

разбил скрижали из-за золотого тельца:

Исх 39:19,20; Втор 9:7-17

получил закон второй раз:

Исх 34:1–4,27,28

видел славу Господа:

Исх 33:18-23

его лицо отразило славу Господа:

Исх 34:29-35

повелел построить скинию:

Исх 35:4-36:7

отделил Аарона и священников:

Лев 8:1–9:24

исчислил племена:

Чис 1:1–4,49

4. От Синая до границы Ханаана

оставили Синай:

Чис 10:11-13

успокаивает народ:

Чис 11:1-34

оппозиция в лице Аарона и Мариам:

Чис 12:1-15

послал соглядатаев в Ханаан:

Чис 13:1-33

ходатайство Моисея за народ:

Чис 14:1-25

объявил о сорока годах странствования:

Чис 14:26-40

восстание Корея:

Чис 16:1-50

чудесное извлечение воды из скалы:

Чис 20:1-11

ему запрещено войти в Ханаан:

Чис 20:12; Втор 1:37

поставил медного змея на знамя для исцеления:

Чис 21:4–9; Ин 3:14

разбил царей в сражении:

Чис 21:1–3,21-31

исчислил племена во второй раз:

Чис 26:1-65

назначил Иисуса Навина своим преемником:

Чис 27:12–23; Втор 34:9

его последнее обращение к народу (Второзаконие):

Втор 1:5

слова песни Моисеевой:

Втор 31:30–32:43

благословил двенадцать племен:

Втор 33:1-29

увидел землю обетованную:

Втор 34:1-4

его смерть:

Втор 34:5-8

В. Его звания

человек Божий:

Езд 3:2

избранный Его:

Пс 105:23

раб Божий:

2Пар 24:6,9; Пс 104:26

законодатель:

Ин 1:17

пророк Господа:

Втор 18:15,18

друг Божий:

Исх 33:11

вождь богоизбранного народа:

Мих 6:4

пастырь богоизбранного народа:

Пс 76:21

Г. Моисей в Новом Завете

явился Иисусу при Преображении:

Мф 17:2-4

его заслуга в том, что он дал закон:

Мф 19:7,8; Ин 7:19,23

служит примером истинной веры:

Евр 11:24-28

предварил Иисуса как пророк:

Деян 3:21-23

он пророчествовал об Иисусе:

Ин 1:45

вознесение змея — символ смерти Иисуса:

Ин 3:14,15

переход через Чермное море-символ крещения:

1Кор 10:1,2

его покрывало — символ Ветхого Завета:

2Кор 3:7-16

его верность предвещала верность Иисуса:

Евр 3:1-6

Бог, а не Моисей, дал манну:

Ин 6:30-33

Культурология. Словарь-справочник

Моисей

М о ш е (евр. mose; этимология неясна, наиболее распространенные объяснения исходят либо из различных грамматических форм евр. глагола niasa, «вытаскиваю» — срв. народную этимологию в самой Библии, Исх. 2:10, — либо из коптск. mose, «дитя», входящего в ряд теофорных имен; греч. Mcoafjc;, McoiJafjc;), в преданиях иудаизма и христианства первый пророк Господа и основатель Его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племен в т. н. исходе из Египта в Ханаан (Палестину). Исторические события, отраженные в преданиях о М., имели место во 2-й половине II тыс. до н. э. (предположительно в период правления XIX династии в Египте, т. е. в 1305-1196 гг. до н. э., но ранее 1230, ибо около этого времени египетское свидетельство удостоверяет присутствие племенного союза Израиль в Ханаане; впрочем, некоторые современные специалисты проводят различение между Израилем в целом и выходцами из Египта во главе с М.). Реконструировать точный облик этих событий едва ли возможно, ибо при наличии ряда косвенных данных литературного и археологического характера единственным прямым источником остаются библейские тексты, кодифицированные многими веками позднее.

Согласно библейскому повествованию, М. был евреем из колена Левия, сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и Мариам Пророчицы; однако по стечению обстоятельств он получил египетское воспитание. Так как фараон приказал топить, в Ниле всех еврейских новорожденных младенцев мужского пола, мать М. три месяца прячет его в своем доме, после чего кладет дитя в засмоленную корзину и ставит ее в заросли тростника на берегу Нила (распространенный мотив угрозы жизни провиденциального младенца, срв. сюжеты о Саргоне, Ромуле и Реме, а также о младенчестве Зевса). Дочь фараона приходит на реку купаться, видит красивого ребенка и велит подобрать и отдать его кормилице, которой оказывается мать М. (Исх. 2:9). М. вырастает при дочери фараона, любящей его, как сына. Однажды он видит, как на тяжелых строительных работах египетский надсмотрщик избивает еврея, и убивает обидчика. Спасаясь от гнева фараона, М. бежит в Мидиан, где у колодца заступается за обижаемых пастухами дочерей жреца Иофора; Иофор принимает М. в дом и выдает за него дочь Сепфору. Между тем в Египте стенание угнетенного народа доходит до Господа, и М. оказывается призван к своей освободительной миссии. Когда он пасет овец тестя близ горы Хорив (на Синайском полуострове), Ангел от Господа окликает его из тернового куста, объятого пламенем и несгорающего (т. н. неопалимая купина), и говорит от имени Господа: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (3:6) — чем устанавливается преемство будущей религии Господа по отношению к преданиям времен праотцев; с другой стороны, подчеркивается (6:3), что если праотцы не знали имени Господа и им Бог являлся как «Шаддай», то М. вверено новое имя. Сама весть гласит: «Я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (3:10). Господь наделяет М. способностью чудотворства и делает Аарона «устами» косноязычного М., его толмачом и вестником (3:11-4:17). Вместе в Аароном М. предстает перед фараоном и требует от лица Господа: «отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне» (5:1). Но фараон наказывает евреев новыми тяготами, так что народ ропщет на М., только ухудшившего его положение. Тогда Господь ставит 80-летнего М. «Богом фараону» (7:1) и начинает творить его рукой грозные чудеса: на глазах фараона жезл Аарона превращается в змею и поглощает жезлы магов фараона. Затем Господь через М. насылает на египтян «казни египетские», числом десять (срв. десять «да будет» в библейском рассказе о сотворении мира, десять заповедей и т. п.): вода Нила приобретает цвет крови и смрадный запах, делаясь непригодной для питья; Египет наполняется полчищами жаб; мошкары; песьих мух; идет падеж скота; у скота и людей распространяются гнойные нарывы; повсюду, кроме Гесема, где живут евреи, проходит сокрушительный град; является саранча; в воздухе висит «осязаемая тьма»; по всему Египту умирают первенцы, исключая еврейские дома, дверные косяки которых отмечены кровью пасхального агнца — этиология пасхальной обрядности (7:15-12, 30). Фараону приходится уступить, и евреи пускаются в путь; «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (13:21). Фараон пускается в погоню во главе боевых колесниц своего войска; но евреям удается достичь моря. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею, и расступились воды; и пошли израильтяне среди моря по суше» (14:21 -22); когда же египтяне вступают на морское дно, вода накрывает их, избавляя преследуемых от погони (подобного рода феномены описаны для Сирбонского моря в греческой географической традиции, хотя рассказ, по-видимому, не вполне точен в топографии происшествия). Переход через Красное («Чермное») море (т. е. через лиман этого моря на пути к Синайскому полуострову) — центральный момент всей истории исхода, емкий символ чудесного выхода из безвыходного положения (по позднейшей еврейской легенде, море не сразу расступилось под жезлом М., но ждало, когда первый уверовавший шагнет прямо в пучину). М. воспевает Господу торжественное славословие (15:1-19). В пустыне, однако, народ начинает роптать на М., что затем повторяется не раз; тогда Господь посылает ему через М. в пищу манну небесную, а для утоления жажды — воду из родника, ударившего из скалы от удара жезла М. (16:2-17:7). За этим следует первое военное столкновение с племенами амаликитян; битва решается молитвой М., стоящего на вершине холма и поднимающего в сакральном жесте руки (в одной из которых - все тот же жезл); когда он не может бороться с усталостью, Аарон и Ор поддерживают его руки (17:8-16). На третий месяц по исходе из Египта, в новолуние (сакральный момент, парод выходит к Синайской горе, избранной Господом для своего центрального по смыслу явления и для заключения «Завета» с Израилем (см. в ст. «Иудаистическая мифология»). М. восходит на гору, где ему возвещено, что явление Господа будет на третий день; народ обязывается не восходить на табуированную гору и блюсти ритуальное воздержание (19:1-15). На установленный день разражается гроза, слышен таинственный трубный звук, гора дымится и колеблется. М. вторично восходит на гору и получает от Господа десять заповедей (т. н. «декалог», или «десятословие») — запреты и повеления, регулирующие поведение человека перед Богом. Народ, видя молнии, пламя и дым, слыша громы и звуки труб, в страхе отступает от горы, М. же «вступает во мрак, где Бог» (20:21). К десяти заповедям прибавляется множество более частных предписаний характера юридического, морального и ритуального. Затем наступает торжественный момент заключения «Завета»: народ обещает исполнять слова Господа, на двенадцати жертвенных камнях (по числу двенадцати колен Израилевых) приносится жертва, и М. кропит народ кровью со словами: «вот кровь Завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (24:8). М. снова уходит на гору на 40 дней и ночей (сакральный срок поста и уединения); ему даются обстоятельные наставления о центральных реалиях культа Господа — об устройстве Ковчега Завета (священного ларца, над которым локализуется мистическое «присутствие» Господа, - Шекина), Скинии (шатра для священнодействий перед Ковчегом), о посвящении Аарона и его потомков для священнического служения и т. д. (25-31). Конфликт между призванием пророка и косностью народа достигает предельной остроты: пока М. пребывает в многодневной беседе с Господом, евреи и сам Аарон, только что заключившие «Завет», нарушают его и совершают отступничество: народ требует зримого и вещественного «бога, который бы шел пред нами», и Аарон изготовляет золотого тельца, в честь которого тотчас же начинается празднество (32:1-6). Господь предлагает М. истребить неверных и произвести новый народ из потомков самого М., но М. молится за народ и своим нредстательством предотвращает его (срв. мотив молитвы за других в легендах о Ное, упустившем этот долг, и Аврааме, исполнившем его). Но карательные меры М. по отношению к отступникам суровы: он уничтожает тельца и велит воинам из колена Левия предать казни наиболее виновных, не щадя самых близких (32:7-35). Скрижали, т. е. две каменные доски, на которых рукою Господа были написаны слова откровения (десять заповедей?), М. во гневе разбивает; затем он получает от Господа новые скрижали (Исх. 34:1-4). По особой милости М. явлена «вся Слава» Господа, но таким образом, что он видит Господа сзади, ибо Лицо Бога нельзя видеть и не умереть (33:18- 23); после такой милости лицо самого М. сияет столь явственно, что к нему боятся подойти, и ему приходится носить на лице покрывало (34:29-35). И все же ропот против авторитета М. не прекращается. Зачинщиками выступают Корей, Дафан и Авирон, бросающие М. и Аарону упрек: «почему вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3). М. предоставляет вопрос о прерогативах духовной власти Божьему суду: Корея, Дафана и Авирона вместе с их семьями поглощает разверзшаяся земля, а их приверженцев, явившихся с кадильницами как знаком претензии на права священников, пожирает вышедшее из этих кадильниц пламя (16:5-40). 40 лет предводительствует М. народом в его скитаниях по пустыне, но когда М. исполняется 120 лет, Господь возвещает, что ему не суждено перейти Иордан и войти в ту самую «землю обетованную», к которой он вел народ; эта чувствительная кара постигает его за погрешности в исполнении своего долга вождя и наставника народа (Втор. 31:2; 32:49-52), как еще ранее постигла Аарона. Увенчание дела своей жизни М. должен передать другому — Иисусу Навину, которого «пред очами всех израильтян» (31:7) ставит своим преемником. Затем он всенародно поет песнь, напоминая о благодеяниях Господа, укоряя за неверность Ему, предсказывая в будущем и наказания, и милость от Господа в самый тяжелый час (32:1 -43). Перед смертью ему подарен последний взгляд на недостижимую для него «землю обетованную» с горы Ново (к востоку от Мертвого моря, в земле Моав); там он и умирает (34:1-5). Место его погребения близ моавитского города Веффегора, как подчеркивает библейский текст, осталось неизвестным.

Позднейшие легенды обращаются с особым интересом к темам рождения и кончины М. Будущее величие М., как обычно в таких случаях, предсказано пророчеством его сестры Мариам, сновидением его антагониста фараона и явлением света, осиявшего дом Авраама («Шемот рабба», 1 и др.). Младенец М., принесенный ко двору фараона, срывает с его головы венец и возлагает на собственную; ввиду такого знамения его решено умертвить, но оказавшийся тут же Иофор (!) советует испытать неразумие младенца, предложив ему на выбор золото и горящие угли; дитя тянется к золоту, но Ангел направляет его ручку к углям, один из которых, отправленный в рот, делает М. на всю жизнь косноязычным. У Иосифа Флавия и в агадических текстах сохранилось предание о том, как молодой М. возглавлял египетское войско во время войны с Эфиопией, разбил неприятеля и женился на эфиопской царевне (ср. Чис. 12:1); по другой версии, он восстановил на престоле Эфиопии законного царя, низложив узурпатора Валаама. Во время состязания в чудотворстве перед фараоном главными соперниками М. обрисованы сыновья Валаама маги Яннис и Ямврис («Менахот», 85а, «Шемот рабба», 8 и др.). Накануне исхода из Египта прочие евреи были заняты сборами в дорогу и побуждениями своей корысти, занимая у египтян серебряные и золотые вещи (ср. Исх. 3:22), но М. три дня подряд ищет гроб Иосифа Прекрасного, чтобы исполнить его завещание и взять его останки в Ханаан. В награду за это Господь позаботился о М. в смертный час последнего, отнял у него жизнь Своим целованием и Сам предал погребению. Ангел смерти Самаил напрасно дожидается момента власти над М., ему не достается его добычи; Божественный поцелуй в присутствии Архангелов Михаила (поправляющего смертное ложе М.), Гавриила (набрасывающего виссон на его главу) и еще одного Ангела (накрывающего его ноги) сам вынимает душу М. («Дебарим рабба», 6 и 11; «Недарим» 39в и др.). Могила М. таинственно утаена от людей: по преданию, люди «нечестивого царствия», т. е. римляне, разделившись на два отряда, искали ее, но те, кто был на холме, видели ее в долине, а те, кто был в долине, — на холме (гемара к трактату «Сота», 14а). Спор Михаила Архангела с сатаной о теле М., описанный в иудейском апокрифе «Вознесение М.» (конец I в. до н. э. или начало I в. н. э.), упомянут в новозаветной литературе (Иуд. 9). В целом М. для иудаизма — первоучитель веры (формула «М., учитель наш»), к которому возводили и написание Пятикнижия, и устную традицию (раввинистическую и каббалистическую). В христианском рассказе о Преображении Иисуса Христа М. как свидетель Мессии представляет «Закон», а Илия — пророческую линию Ветхого Завета. Литературная стилизация образа М. в духе светских идеалов началась в эпоху эллинизма, когда грекоязычные еврейские писатели отождествляют М. с Мусеем, учителем Орфея, рассматривают его как культурного героя — изобретателя алфавита, строительного искусства, философии, государственной мудрости и т. п. (Эвполем, Артапан). Александрийский стихотворец сер. II в. до н. э. Иезекииль сделал М. героем трагедии «Исход» в духе греческих жанровых канонов. Стоическая философия, особенно интересовавшаяся фигурой законодателя как воспитателя народа, по сознательной программе формирующего нравы, и интерпретировавшая соответственным образом исторические или полумифические образы грекоримских законодателей вроде Ликурга, Солона, Нумы Помпилия и т. п., стимулировала такой же подход и к М., ощутимый, например, у Иосифа Флавия. Новоевропейская культура поставила на первый план трагический гнев пророка, спорящего с косной чернью: такова знаменитая статуя Микеланджело, изображающая М. в ярости, готового разбить скрижали, едва ли имеющего что-то общее с М. Библии, о котором сказано, что «он был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Этот же демонизм и титанизм проступают в более поздних изображениях М., например в стенописи М. А. Врубеля в Кирилловской церкви (Киев). Рога из волос над лицом М. на многих изображениях связаны отчасти с лексическим недоразумением (по-еврейски одно и то же слово означает и «луч», и «рог»), отчасти с традицией символики рога как знака сверхъестественной силы. В числе музыкальных реализаций образа М. оратория Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте», оперы Дж. А. Россини («Моисей в Египте») и А. Шёнберга («Моисей и Аарон»).

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Моисей

   (извлеченный или спасенный из воды; Исх 2:10 и др.) — вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до Р. Х. и был сын Амрама и Иохаведы. Когда Моисей родился, мать его, Иохаведа, несколько времени скрывала его от общего избиения по приказанию Фараона еврейских младенцев мужского пола; но когда скрывать долее не было возможности, она вынесла его на реку и положила в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою у берега реки Нила в тростник, причем сестра Моисея вдали наблюдала что с ним будет. Дочь Фараона царя египетского вышла на реку мыться, и здесь увидала корзину, услыхала плач ребенка, сжалилась над ним и решилась сохранить жизнь его. Таким образом, взятый от воды, он, по предложению сестры Моисея, был отдан на воспитание своей матери. Когда же младенец подрос, мать представила его дочери Фараоновой, и он был у нее вместо сына, и находясь в царском дворце был научен всей египетской премудрости (Исх 2:1-10, Деян 7:19-24). По свидетельству Флавия, он был сделан даже начальствующим над египетским войском против Ефиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их (Древ. кн. 11, гл. 10). Несмотря, однако же, на выгодное свое положение при Фараоне, Моисей, по слову апостола, «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища…» (Евр 11:25-26). Ему исполнилось уже 40 лет, и вот однажды пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. Тут увидел он тяжкие работы их, и как много терпят евреи от египтян. Случилось однажды ему вступиться за еврея, которого бил египтянин, и в пылу схватки убил его, причем кроме обиженного еврея никого не было. На другой день он увидал ссорящихся между собою двух евреев и стал убеждать их, как братьев, жить в согласии. Но обижавший ближнего оттолкнул его: «кто тебя поставил начальником и судьею над нами? — сказал он. — Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина?» (Деян 7:23-28). Услыхав это, Моисей из опасения, что слух о сем может дойти до Фараона, бежал в землю Мадиамскую. В доме Мадиамского священника Иофора он вступил в супружество с его дочерью Сепфорою и провел здесь 40 лет. Пася стадо своего тестя, он прошел со стадом далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву (Исх 3:1). Он увидел здесь необыкновенное явление, именно: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись к кустарнику, он услыхал голос Господа из средины куста, повелевавший ему снять обувь с ног своих, так как место, на котором он стоял, есть земля святая. Моисей поспешно снял обувь и от страха закрыл лицо свое. Затем ему дано было повеление Божие идти к Фараону для освобождения Израильтян. Страшась своего недостоинства и представляя различные затруднения, Моисей несколько раз отрекался от сего великого посольства, но Господь обнадежил его Своим присутствием и Своею помощью, открыл ему Свое имя: Сущий (Иегова) и в удостоверение Своего могущества обратил жезл бывший в руках Моисея в змия и змия снова обратил в жезл; затем Моисей по повелению Божию положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул ее, и она была здорова. В помощника же Моисею Господь указал брата его Аарона. Тогда Моисей беспрекословно повиновался призванию Господа. Вместе с братом своим Аароном он предстал пред лицо Фараона, царя египетского, и от имени Иеговы они просили его отпустить евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Фараон, как и предсказал Моисею Господь, отказал им в этом. Тогда Господь поразил Египтян страшными казнями, из коих последнею было избиение Ангелом в одну ночь всех первенцев египетских. Эта страшная казнь сломила, наконец, упорство Фараона. Он дозволил евреям выйти из Египта в пустыню на три дня на молитву и взять свой скот и мелкий и крупный. «И понуждали Египтяне народ, чтоб скорее выслать его из земли той; ибо, говорили они, мы все помрем». Евреи, совершив в последнюю ночь, по повелению Божию Пасху, вышли из Египта в числе 600 000 мужей со всем имуществом, причем, несмотря на всю поспешность, они не забыли взять с собою кости Иосифа и некоторых других патриархов, как завещано было Иосифом. Сам Бог показывал, куда направлять им путь свой: Он шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь их (Исх 13:21-22). Фараон и Египтяне вскоре раскаялись, что отпустили евреев, и пустились с войском догонять их, и вот уже приближались к их стану у Чермного моря. Тогда Господь повелел Моисею взять жезл свой и разделить море так, чтобы сыны Израилевы могли пройти среди моря по суше. Моисей поступил согласно с повелением Божиим, и море разделилось и открылось сухое дно. Сыны Израилевы пошли среди моря по суше, так что воды были им стеною с правой и левой стороны. Египтяне последовали за ними в средину моря, но приведенные Богом в смятение бросились бежать назад. Тогда Моисей, по выходе уже Израильтян на берег, снова простер свою руку на море, и воды возвратились снова в свое место и покрыли Фараона со всем войском, и колесницы и всадников его; не осталось ни одного из них, чтобы сказать в Египте об этой страшной гибели. На берегу моря Моисей и весь народ торжественно воспели благодарственную песнь Богу: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся, коня и всадника ввергнул в море», а Мариам и все женщины, ударяя в тимпаны, пели: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он» (Исх 14:5-21). Моисей повел евреев в землю Обетованную пустынею Аравийскою. Три дня шли они пустынею Сур и не находили воды кроме горькой (Мерры). Бог усладил эту воду, повелев Моисею вложить в нее указанное Им дерево. В пустыне Син вследствие народного ропота на недостаток пропитания и требования ими мясной пищи. Бог послал им множество перепелов, и с сего времени и во все последующие сорок лет ежедневно посылал им с неба манну. В Рефидиме, вследствие недостатка воды и ропота народа, Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее своим жезлом. Здесь Амалекитяне сделали было нападение на евреев, но были побеждены при молитве Моисея, который во все продолжение битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх 17:11-12). В третий месяц по исходе из Египта, евреи подошли, наконец, к подошве горы Синай и расположились станом против горы. На третий день по повелению Божию народ поставлен был Моисеем около горы, в некотором расстоянии от нее, со строгим запрещением не подступать к ней ближе известной черты. Утром на третий день раздались удары грома, стала сверкать молния, раздался сильный трубный звук, гора Синай вся дымилась, потому что Господь в огне сошел на нее и дым восходил от нее, как дым от печи. Так ознаменовалось присутствие Божие на Синае. И в это-то время Господь в слух всего народа изрек десять заповедей Закона Божия. Затем Моисей взошел на гору, принял от Господа законы относительно церковного и гражданского благоустройства, и когда сошел с горы, сообщил все это народу и все написал в книгу. Затем, по окроплении народа кровью и прочтении книги Завета, Моисей снова по повелению Божию взошел на гору, и провел там сорок дней и сорок ночей, и получил подробные наставления от Бога о сооружении Скинии и жертвенника, и обо всем, что касается богослужения; в заключение же — две каменные скрижали с начертанием на них десяти заповедей (Исх 19, 20, 24, 31:18). По возвращении с горы, Моисей увидал что народ, предоставленный самому себе, впал в страшное преступление идолослужения пред золотым тельцом, боготворимым в Египте. В пылу негодования он бросил скрижали из рук своих и разбил их, а золотого тельца сжег на огне и пепел рассыпал по воде, которую дал пить. Кроме того, по повелению Моисея, пало в тот день от меча сынов Левииных три тысячи человек — главнейших виновников преступления. После сего Моисей поспешил опять на гору умолить Господа простить народу его беззакония, и снова пробыл там сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и Господь преклонился на милость. Возбужденный этою милостью, Моисей имел дерзновение просить Бога высочайшим образом явить ему славу Свою. И вот, еще раз было велено ему взойти на гору с приготовленными скрижалями, и он снова провел там 40 дней в посте. В это время Господь сошел в облаке и проходил пред ним Своею славою. Моисей в благоговении пал на землю. Отсвет славы Божией отразился на лице его, и когда он сошел с горы, народ не мог смотреть на него; почему он носил покрывало на своем лице, которое снимал, когда являлся пред Господом. Через полгода после сего сооружена была Скиния и освящена со всеми ее принадлежностями священным елеем. Для служения в Скинии назначен был Аарон со своими сыновьями, а вскоре на помощь им отделено было и все колено Левиино (Исх 35:4-35, Лев 8, 9)., наконец, в двадцатый день второго месяца второго года облако поднялось от Скинии, и евреи двинулись в дальнейший путь, пробыв при горе Синае около года (Чис 9:5, 10:11-12). Дальнейшее странствование их сопровождалось многочисленными искушениями, ропотом, малодушием и гибелью народа, но, вместе с тем, оно представляло непрерывный ряд чудес и милосердия Господа к Своему избранному народу. Так, например, в пустыне Фаран народ роптал на недостаток мяса, рыбы: «ныне душа наша изнывает: ничего нет, только манна в глазах наших», — с упреком Моисею говорили они. В наказание за это часть стана была истреблена посланным от Бога огнем. Но это мало вразумило недовольных. Вскоре они стали пренебрегать манною и требовали себе мясной пищи. Тогда Господь воздвиг сильный ветер, который принес от моря перепелов в громадном количестве. Народ бросился с жадностью собирать перепелов, собирал их день и ночь и ел до пресыщения. Но эта прихоть и пресыщение были причиною смерти многих из них, и место, где погибло от страшной язвы множество народа, было прозвано гробами похотения, или прихоти. В следующем стане Моисей испытал неприятность от самих родных своих, Аарона и Мариами, но Бог превознес его, как верного своего служителя во всем Дому Его (Чис 12). Продолжая далее свой путь, евреи приблизились к земле Обетованной и скоро могли бы овладеть ею, если бы тому не воспрепятствовало неверие их и малодушие. В пустыне Фаран, в Кадесе, произошел самый возмутительный ропот, когда от 12-ти соглядатаев, посланных осмотреть землю Обетованную, евреи услыхали о великой силе, великом росте жителей той земли и укрепленных городах ее. При этом возмущении они хотели побить камнями даже самого Моисея и Аарона с двумя из соглядатаев и выбрать себе нового вождя для возвращения в Египет. Тогда Господь осудил их за это на 40-летнее странствование, так что все они свыше 20-ти лет должны были умереть в пустыне, кроме Иисуса Навина и Халева (Чис 13, 14). Затем следовало новое возмущение Корея, Дафана и Авирона против самого Моисея и Аарона, наказанное от Господа страшными казнями, и священство снова утверждено за домом Аарона (Чис 16, 17:1-11). Тридцать слишком лет странствовали евреи по пустыне, и почти все вышедшие из Египта умерли. С наступлением сорокового года по выходе из Египта, они являются в Кадесе, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Здесь по недостатку воды народ снова возроптал на Моисея и Аарона, которые обратились с молитвою к Господу. Господь внял молитве и приказал Моисею и Аарону собрать общество и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. Но так как в этом случае Моисей, как бы не доверяя одному своему слову, ударив жезлом поступил вопреки воле Божией, то за сие он и Аарон осуждены были умереть вне земли Обетованной (Чис 20:1-12) В дальнейшем пути у горы Ор скончался Аарон, предварительно передавши первосвященство сыну своему, Елеазару (Чис 20:22-29). В конце странствования народ снова стал малодушествовать и роптать. В наказание за это Бог послал на него ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия на древе для их уврачевания (Чис 21:4-9, Ин 3:14-15). Приблизившись к пределам Амморейским, евреи поразили Сигона, царя Амморейского, и Ога царя Васанского и, заняв земли их, поставили свой стан против Иерихона. За любодеяние с дочерями Моава и идолопоклонство, в которое евреи были вовлечены Моавитянами и Мадианитянами, из них погибло 24 000 человек, а другие были повешены по повелению Божию. Наконец, так как и сам Моисей, подобно Аарону, не удостоен был войти в землю Обетованную, то он просил Господа указать ему достойного преемника, почему и указан ему преемник в лице Иисуса Навина, на которого пред Елеазаром священником и пред всем обществом он возложил руки свои (Чис 28:22-23). Таким образом, Моисей передал ему пред всем Израилем свое звание, сделал распоряжение о владении и разделении земли Обетованной, повторил народу данные Богом в разные времена законы, внушивши свято хранить их, и трогательно напомнил им при этом о многоразличных благодеяниях Божиих в течение сорокалетнего их странствования. Все свои увещания, повторенный закон и окончательные свои распоряжения он вписал в книгу и отдал ее священникам для хранения при Ковчеге Завета, вменив в обязанность каждый седьмой год прочитывать ее народу в праздник Кущей. В последний раз, будучи призван пред Скинию вместе с преемником своим, он получил откровение от Бога о будущей неблагодарности народа и передал ему это в обличительной и назидательной песни. Наконец, воззванный на гору Нево на вершину Фасги, что против Иерихона, увидав издали показанную ему Господом землю Обетованную, умер на горе 120-ти лет от роду. Тело его погребено в долине близ Веффегора. но «никто не знает, места погребения его даже до сего дня», говорит бытописатель (Вт 34:6). Народ почтил кончину его тридцатидневным плачем. Св. Церковь совершает память пророка и Боговидца Моисея в 4-й день сентября. В кн. Второзакония, по смерти его, в пророческом духе о нем говорится (может быть, это слово преемника Моисеева, Иисуса Навина): «И не было более у Израиля пророка, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Вт 34:10). У пр. Исаии говорится, что народ Божий спустя столетия во дни своих бедствий с благоговением вспоминал пред Богом о временах Моисея, когда Господь его рукою спасал Израиля (Ис 63:11-13). Как вождь, законодатель и пророк, Моисей во все времена жил в памяти народа. Память его в самые позднейшие времена всегда благословлялась, никогда не умирая в народе Израильском (Сир 45:1-6). В Новом Завете Моисей, как великий законодатель, и Илия, как представитель пророков, являются беседующими во славе с Господом на горе Преображения (Мф 17:1-3, Лк 9:30,31). Великое имя Моисея ее может терять своего важного значения и для всех христиан и для всего просвещенного мира: он живет среди нас в своих священных книгах, он был первым Боговдохновенным писателем.


Морфологический разбор «моисей»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: одушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный; остальные признаки: имя; отвечает на вопрос: (есть) Кто? ...

Синонимы слова «моисей»

муня
взятый от воды
мосей
моисейка

Фонетический разбор «моисей»

транскрипция: [маис'ий']
количество слогов: 3
переносы: (мои - сей) ...

Ассоциации к слову «моисей»


Цитаты со словом «моисей»


Близкие по смыслу слова к слову «моисей»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.