Афанасий
• Athanasius
Великий защитник Божественности Христа от еретического учения Ария.
Афанасий
• Athanasius
Великий защитник Божественности Христа от еретического учения Ария.
Афанасий
(ум. 1182)
святой преподобный (память 28 сентября/11 октября, 2/15 декабря), затворник Печерский, в Ближних пещерах. Долго и тяжело болел. Когда скончался, братия приготовила его к погребению, но в день похорон он ожил и обратился к братии с духовным назиданием, после чего ушел в пещеру, прожил в затворе, не говоря ни с кем, 12 лет и мирно преставился. У его мощей случалось много исцелений.
Афанасий
(в миру Андрей) (начало XVI в., Переяславль-Залесский — 1570-е гг., Москва), митрополит Всея Руси (март 1564 — май 1566), писатель, иконописец. В 1530—40-е гг. священник в Переяславле. В 1549—50 протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, духовник царя Ивана IV Грозного. Сопровождал царя в Казанском походе 1552, совершил молебен при закладке Благовещенского собора в Казани. Привлекался свидетелем на церковных соборах 1553—54 по вопросам восстановления икон и фресок в кремлёвских соборах после пожара 1547. В 1555—56 поновлял икону Николая Великорецкого (совместно с митрополитом Макарием), в 1567 — икону Владимирской Богоматери. Предположительный автор иконы «Церковь воинствующая». Составил «Житие Даниила Переяславского» (1556—62), похвального «Слова» на перенесение мощей Николая Чудотворца (1562—64), «Степенной книги» (между 1560 и 1563). В 1562 пострижен в Чудовом монастыре. В 1564 занял место скончавшегося митрополита Макария. Афанасию было адресовано послание Ивана IV с извещением о введении опричнины (1565). Неоднократно «печаловался» царю за опальных. Оставил митрополию «за немощью велию», по мнению ряда историков — в связи с несогласием с опричной политикой Ивана IV. Поселился в Чудовом монастыре.
Афанасий
Афанасий
Александрийский (295, Александрия, — 373), греческий богослов, представитель патристики, один из главных защитников никейской ортодоксии и непримиримый враг арианства. В качестве дьякона принимал участие в Никейском соборе; с 328 г. — митрополит Александрийский. 5 раз был сослан проариански настроенными императорами. Автор ряда апологетических («Против язычников», «О воплощении Слова»), догматико-полемических (3 речи «Против ариан», «Апология против ариан» и др.), историк-полемических («История ариан», «Апология своего бегства» и др.), экзегетических и аскетических («Жизнь св. Антония») сочинений, посланий и проповедей. Умозрению философских школ А. резко противопоставил идеал подвижника (Антония) который осуществляет на деле ту победу духа над телом, о которой философы думали и говорили. Какими бы резкими ни были отзывы А. о греческой философии, он не мог и не пытался обойтись без ее понятийного аппарата; особенно очевидна его зависимость от среднего платонизма (что вообще обычно для патристики). Однако его собственная мысль строго подчинена идеям христианской доктрины о спасении; для того, чтобы искупление было реальным, необходимо мыслить полноту Божества воплотившегося Логоса предвечной и единосущной Отцу. В связи с этим А. развивает теорию «обожения»: положение А. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» характерно для магистральной традиции христианской сотериологии.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
Афанасий
(до пострижения Любимов Алексей Артемьевич)
(1641, Тюмень - 06.09.1702, Холмогоры)
рус. церковный деятель, первый архиепископ Холмогорский и Важеский, писатель, книжник, создатель книгописной школы, сподвижник Петра I. Круг его интересов был разнообразен - астрономия, медицина, архитектура, география. Он знал латинский и греческий яз. В 1666 А. принял постриг в Далматовском Успенском мон. Большое влияние на А. оказали основатели этого мон. Далмат и Исаак. Возможно, в данный период А. поддерживал идеологию раскола, но вскоре встал на позиции официальной церкви. С конца 1666 по 1674 занимал должность крестового иеродьякона в Тобольском архиерейском доме. В 1675 назначен игуменом Далматовского мон. В 1677 по неизв. причинам находился в ссылке в Енисейском Спасском мон., получив прощение, вернулся в Далматовский мон. В 1679 отправлен с челобитной в Москву, где вскоре получил должность патриаршего крестового иеромонаха. В 1682 возведен в сан архиепископа и назначен в Холмогорскую епархию. Еще будучи в Далматовском мон., А. начал свою лит. деятельность. В 1666 им было составлено компилятивное Толкование на Псалтырь (в 1700 подарил в мон. библиотеку). Существует предположение, что в этот же период А. работал над "Шестодневом" - книгой, отразившей естественнонауч. и космологические представления образованного человека Московской Руси кон. XVII в. Расцвет его творчества приходится на холмогорский период жизни. Среди лит. соч. А. есть труды богословско-полемического, поучительного и светского характера.
Лит.: Панич Т.В. Афанасий // ТОДРЛ. Т.44. Л., 1990.
Манькова И.Л.
Афанасий
(Афанас, Апанас и Опанас)
Бессмертный; Фанатос (Танатос, Танат) – греч. божество смерти.
17 (4) января – мученик Афанасий.
20 (7) января – мученик Афанасий Аттадийский.
26 (13) января – мученик Афанасий.
31 (18) января – #444 г. => святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский; преподобный Афанасий Сандемский (Рус.) и праведный Афанасий Наволоцкий (Рус.).
13 февраля (31 января) – святитель Афанасий, епископ Мефона.
28 (15) февраля – священномученик Афанасий епископ.
7 марта (22 февраля) – преподобный Афанасий исповедник.
21 (8) марта – преподобный Афанасий Муромский (Рус.).
22 (9) марта – мученик Афанасий Севастийский.
3 мая (20 апреля) – преподобный Афанасий Метеорский.
6 мая (23 апреля) – мученик Афанасий, волхв.
15 (2) мая – #444 г. => святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский; святитель Афанасий, патриарх Цареградский, Лубенский чудотворец (Рус.) и преподобный Афанасий Свирский (Рус.).
17 (4) мая – святитель Афанасий, епископ Коринфский.
30 (17) мая – святитель Афанасий, епископ Христианупольский.
5 июня (23 мая) – праведный Афанасий.
16 (3) июня – преподобный Афанасий чудотворец.
3 июля (20 июня) – мученик Афанасий чтец.
18 (5) июля – преподобный Афанасий Афонский.
31 (18) июля – великомученик Афанасий.
2 августа (20 июля) – преподобномученик Афанасий Брестский (Рус.) (обретение мощей).
6 августа (24 июля) – мученик Афанасий Икийский.
4 сентября (22 августа) – священномученик Афанасий епископ.
10 сентября (28 августа) – преподобный Афанасий, затворник Печерский (Рус.).
12 сентября (30 августа) – преподобный Афанасий Островский (Рус.).
17 (4) сентября – преподобномученик Афанасий Брестский (Рус.).
22 (9) сентября – мученик Афанасий Солунский.
25 (12) сентября – преподобный Афанасий Высоцкий и ученик его, преподобный Афанасий Серпуховской (Рус.).
8 октября (25 сентября) – преподобный Афанасий, ученик Сергия Радонежского (Рус.).
11 октября (28 сентября) – преподобный Афанасий, затворник Печерский (Рус.).
6 ноября (24 октября) – святитель Афанасий, патриарх Цареградский.
8 ноября (26 октября) – преподобный Афанасий Мидикийский.
11 ноября (29 октября) – преподобномученик Афанасий.
20 (7) ноября – мученик Афанасий Мелитинский.
25 (12) ноября – праведный Афанасий.
9 декабря (26 ноября) – преподобный Афанасий Череповецкий (Рус.).
15 (2) декабря – преподобный Афанасий, затворник Печерский (Рус.).
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.