Бурса
на Руси шелковый персидский паволок.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Бурса
на Руси шелковый персидский паволок.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
БУРСА, ы, ж. В старое время: духовное училище с общежитием [первонач. общежитие при духовном училище].
Бурса
Бурса
бурса, бурсы, мн. нет, жен. (лат. bursa, букв. кошель) (устар. презр.). Духовное училище, семинария (первонач. общежитие, где воспитанники содержались на казенный счет).
| собир. Воспитанники этого училища, бурсаки. Бурса идет.
Бурса
1. Мужское духовное училище с общежитием (ученики Б. находились на казенном обеспечении).
2. Общежитие при мужском духовном училище.
3. Персидская шелковая ткань.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Бурса
, ы, ж.
1. Духовное училище, духовная семинария, общежитие при них, где воспитанники содержались на казенный счет.
* ► [Дети Тараса] тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе. // Гоголь. Тарас Бульба // *
2. Бурсаки.
* ► Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. // Гоголь. Тарас Бульба //. *
Бурса
Бурса
(ср.-лат. bursa - кошелёк, касса, фонд)
общежитие для бедных студентов. Создано в 1-й половине 17 в. при Киевско-братском училище (см. Киево-Могилянская академия) киевским митрополитом Петром Могилой, преобразовавшим странноприимный дом при училище в постоянное общежитие для нуждающихся воспитанников. В Б. проживало 200-500 чел. (часть на казённом содержании, значительная часть - на полуказённом), гл.о. на пожертвования (с 1786 сбор пожертвований запрещён). Название Б. позже перешло на все общежития при духовных учебных заведениях, где учащиеся содержались на казённый счёт.
(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.31)
См. также Киево-Могилянская академия
Бурса
(лат. «сумка», «карман», «кошелек»)
общежитие при духовном учебном заведении (в России до 1917 г.). Первоначально общая касса какого-либо союза или учреждения, например монастыря, братства и т.п. В средневековых университетах бурсой называлась денежная сумма, ассигнованная учредителем университета на содержание одного студента, а студенты, жившие в общежитии, – бурсаками. Впоследствии это наименование распространилось и на все общежитие бурсаков в целом. В этом последнем смысле бурса представляла собой ассоциацию студентов, связанных правилами внутреннего распорядка.
На Руси слово «бурса» стало употребляться с XVII в. Первые бурсы появились при учебных заведениях в Юго-Западной Руси. Наибольшую известность приобрело общежитие при киевской братской школе, возникшее в 1-й половине XVII в. в результате преобразования митрополитом святителем Петром (Могилой) странноприимного дома, состоявшего при училище, в помещение для нуждающихся воспитанников. Скудное содержание подталкивало бурсаков искать дополнительные материальные средства. Студенты создавали артели, путешествуя по городам и селам, они совершали богослужения, пели канты, произносили речи и стихи, осуществляли театральные постановки и таким образом добывали деньги, необходимые для продолжения учебы. От Киевской школы название «бурса» перешло на все общежития при российских духовных семинариях и училищах, где учащиеся содержались на казенный счет (бурсак – казеннокоштный семинарист). В XIX в. слово «бурса» также употреблялось в широком смысле и означало само духовное учебное заведение. В России, особенно в 1-й половине XIX в., для бурсы были свойственны суровый режим, телесные наказания, грубые нравы, злоупотребления при обеспечении воспитанников одеждой и питанием, антисанитарные условия жизни.
Быт бурсы нередко подвергался критике, наибольший общественный резонанс вызвали «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского (опубликованные в 1862-1863 гг.). С критикой порядков, царивших в бурсах, выступали многие известные церковные деятели конца XIX – начала XX в.: митрополиты Антоний (Храповицкий), Евлогий (Георгиевский), Вениамин (Федченков) и Леонтий (Лебединский), архиепископ Савва (Тихомиров) и др.
Бурса
— Слово это (первоначальное значение — карман, кошелек) в средние века означало, собственно, общую кассу какого-либо союза или учреждения, например монастыря, братства и т. п.; затем его стали применять преимущественно к кассе общежития учащихся и к самому помещению общежития. Такие общежития под названием бурс, возникли раньше всего во Франции, где большей частью на средства благотворителей (впоследствии и за плату) студентам университетов предоставлялась общая квартира с полным содержанием, причем жившие тут вместе студенты (называвшиеся Bursarii или Bursiati) стояли под строгим надзором, не смели выходить без разрешения, должны были одеваться согласно предписаниям и т. п. Институт этот был распространен и в других странах, очень часто имея характер только частного предприятия. Во Франции до сих пор существует под этим названием (Bourse) множество безвозмездных вакансий в пансионах при учебных заведениях или стипендий для учащихся. Средства на этот предмет даются государством, департаментами и общинами; в 1888 г. французское правительство издержало на Б. около 5 млн. франков, из которых 3150000 франков на Б. при средних учебных заведениях, лицеях и коллегиях, 924000 на Б. при элементарных школах, остальные — на Б. при высших учебных заведениях.
В России под именем Б. известно было прежде всего специальное общежитие при Киевско-братском училище (впоследствии Киевская духовная академия). Оно возникло в первой половине XVII века, при Петре Могиле, преобразовавшем состоявший при училище странноприимный дом в постоянное помещение для нуждающихся воспитанников, число которых было очень велико (простиралось от 200 до 500). Положение питомцев, живших в Б. (так называемых бурсаков), уже в конце XVII века становится, однако, очень незавидным: жилье, пища, одежда, предлагавшиеся им безвозмездно, были очень скудны, и обычным средством поддержать материальное положение Б. считался в конце XVII и в продолжение почти всего XVIII века сбор добровольных подаяний, производившийся самими воспитанниками. Последние торжественно избирали для этого из своей среды ежегодно двух так называемых префектов, нескольких ассистентов и секретарей; этим выборным вручалась особая книга (Album), с которой они обходили киевских граждан и жителей окрестностей. Кроме того, многие бурсаки составляли из себя походные артели, чтобы пением кантов, произнесением речей и стихов, представлением различных пьес, отправлением церковных служб и т. п. заработать нужные им средства. Во второй половине XVIII в. положение киевской Б. начинает улучшаться: при митрополите Арсении Могилянском она была переведена из деревянного строения в каменное; в 1786 г. сбор пожертвований воспитанниками был окончательно запрещен. См. М. Булгаков, "История Киевской духовной академии", (СПб., 1843 г.).
От Киевской духовной академии название Б. перешло у нас вообще на все общежития при духовных учебных заведениях, особенно при семинариях. В первой половине текущего столетия состояние этих Б. было еще очень жалкое: крайняя неопрятность и запущенность помещений, злоупотребления при снабжении воспитанников пищей и одеждой, антигигиенические условия жизни, жестокость в обращении с воспитанниками, нерациональные педагогические приемы (застращивание, возбуждение розни между бурсаками и др.) — все это делало значение Б. того времени довольно отрицательным. Картина нравов Б. ярко очерчена в известных "Очерках бурсы" Н. Г. Помяловского (СПб., 1865; 2-е изд., 1874; см. также "Полное собрание сочинений" Н. Г. Помяловского, СПб., 1865, 1868 и 1874), наделавших в свое время много шуму (см. "Отечественные Записки", 1862 г., кн. 11; "Духовный Вестник" 1863 г., № 4; "Время", 1862 г., кн. 9 и др.). В течение последних 30—35 лет во внутреннем строе семинарских Б. произошли значительные изменения к лучшему.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.