Пифагор
(греч. Pythagoras)
(ок. 570 - 497 до н.э.)
греческий философ, ученый, педагог, политический деятель. В знак протеста против тирании Поликрата покинул родину, о-в Самос; посетил Египет, Вавилон и поселился в г. Кротон (Южная Италия), где основал свою философско-религиозную школу; П. умер в Метапонте, куда переселился в конце жизни. Согласно П., предпосылкой познания мира является чистота души и тела, понимаемые им как отказ от излишеств, соблюдение определенной диеты и этических правил. П. говорил о бессмертии души, о ее воплощении после смерти и последующего возрождения на земле в животном, соответствующем характеру и поведению человека. С этим представлением связано учение П. о теле как темнице души. Цель научных исследований, по П., - познание небесной гармонии, законы которой могут быть выявлены при изучении чисел и геометрии. Отсюда обожествление П. чисел. Совершенной фигурой П. считал шар и поэтому впервые высказал теоретическое предположение о шарообразной форме Земли. П. приписывают формулировку ряда геометрических теорем. Свое учение П. считал доступным немногим избранным и рассматривал своих учеников как товарищество воинствующих борцов со злом, воплощенным в невежестве. Не отвергая греческих богов, П. считал опасным знакомство с греческими мифами в раннем возрасте, требовал очищения их от нелепых фантазий, грубости и безнравственности.
Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 138-149; Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л., 1990.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 540-500 до н. э.)
Греческий философ и математик, родившийся на Самосе и впоследствии, после путешествий в Египет и Вавилон, живший в Кротоне, на юге Италии. Там Пифагор стал лидером аскетической общины, в которую входили как мужчины, так и женщины, считавшие Пифагора гиперборейским Аполлоном. Пифагор был строгим вегетарианцем и развивал учение о переселении душ и их очищении в процессе перевоплощения, которое оказало значительное влияние на Платона и Эмпедокла. Пифагор определил также основные музыкальные интервалы и считал, что небесные тела подчиняются аналогичным законам гармонии. Эта концепция "музыки сфер" нашла отражение в платоновском "Тимее". До нас не дошли труды Пифагора (так называемую теорему Пифагора мы знаем прежде всего по "Началам" Евклида), и очень трудно разобраться, какие из многочисленных легенд о Пифагоре основываются на действительных фактах. Ценные сведения о Пифагоре можно почерпнуть из трудов Платона и Аристотеля, а также - что весьма неожиданно - из последней книги "Метаморфоз" Овидия - в ней Пифагор излагает свое учение о переселении душ Нуме Помпилию, который, если он действительно был вторым римским царем после Ромула, должен был, согласно традиционной хронологии, жить лет на 150 раньше Пифагора.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
1) Др.-гр. философ и ученый (ок. 570 - 496), основатель пифагорейской школы. Род. на о-ве Самос, ум. в Метапонте (Южн. Италия). Ученик Ферекида Сирского. В молодости П. общался с Фалесом, после захвата власти Поликратом ок. 537 уехал в Италию (нек-рые считают, что П. совершил обширное путешествие в Египет и Вавилонию и лишь затем отправился в Италию). Там, в Кротоне, П. основал собств. филос. школу, носившую религиозно-этич. характер. Из приписываемых П. соч. ничего не сохран., но многочисл. свид-ва Порфирия, Диогена Лаэртского и др. авторов дают представление о его взглядах. Философия П. основывалась на след, принципах: 1) бессмертие души; 2) учение о метемпсихозе (переселение душ в др. виды животных); 3) обязательная цикличность (повтор, всего происшедшего через определенные промежутки времени) мирового движения и отсутствие качественного развития космоса (нет ничего нового); 4) учение о родстве всех живых существ, обладающих душой. Филос. П. была направлена на постижение самого метода познания, к-рый, по его мнению, состоял в решении числовой представленности мира и человека. Строгая организация и замкнутость пифагорейской школы обеспечивали необходимую преемственность в вычислении космоса и «стремлении постичь совершенство чисел», знание к-рого, по П., и явл. счастьем. По свид-ву Гераклида, П. впервые ввел понятие «философия» и назвал себя философом.
М.О.
2) Др.-гр. скульптор (1-я пол. V в. до н.э.), происх. с о-ва Самос, т. н. «Регийский», ученик Клеарха из Регия. По словам Диогена Лаэртского, «первым сделал своей заботой соразмерность и ритм», у Плиния Старшего упоминается среди крупнейших гр. скульпторов, как превзошедший однажды даже Мирона. По сообщ. древ, авторов, наряду со статуями победоносных атлетов, исполнил статую хромого Филоктета, бронзовую группу Европы, уносимой быком, Этеокла и Полиника, и проч. П. приписывается бронзовая статуэтка кифареда в Эрмитаже. Л и т.: Вальдгауэр О. Ф. Пифагор Регийский. Пг., 1915; 28,161 - 164; 33,194.
Д.М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)